Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2021 г. N Ф04-4088/21 настоящее постановление отменено
город Томск |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А03-15045/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (N 07АП-2469/2021(1,2)) на решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15045/2020 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-Транс" (ОГРН 1092225003353, ИНН 2225102894), г. Барнаул, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании решения от 22.07.2020 по делу N022/10/18.1-563/2020.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
В судебном заседании приняли участие:
от заинтересованного лица: Остапенко О.О., доверенность от 31.12.2020,
от третьего лица: Науменко М.В., доверенность от 20.01.2021.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-Транс" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление) о признании незаконным решения от 22.07.2020 по делу N 022/10/18.1-563/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Решением суда от 26.01.2021 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22.07.2020 по делу N 022/10/18.1-563/2020 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула мотивирована тем, что судом первой инстанции необоснованно применены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и необоснованно сделан вывод о том, что ни Положение, ни конкурсная документация не содержат описание процедуры вскрытия заявок. Также апеллянт полагает, что заявителем не доказано, что решение управления нарушает права заявителя.
Доводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
ООО "АлтайГАЗавтосервис" (правопреемник заявителя) в отзыве представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционных жалоб отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Комитета от 16.06.2020 N 40 объявлено о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула N 33,77,121 по нерегулируемым тарифам на основании постановления администрации города Барнаула от 11.08.2016 N 1633 "Об утверждении Положений о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам", в редакции постановления администрации города от 07.05.2019 N 725 (далее - Положение).
16.06.2020 на официальном Интернет-сайте города Барнаула опубликовано Извещение о проведении открытого конкурса по маршрутам N 33,77,121.
Согласно извещению, вскрытие конвертов с заявками было назначено на дату - 17.07.2020 в 10- 00 ч. по адресу г. Барнаул, ул. Короленко, 58, каб. 12.
13.07.2020 и 16.07.2020 Общество в качестве претендента подало заявки на участие в указанном конкурсе, как самостоятельно, так и в составе простого товарищества с ООО "АвтоРетейл".
Общество направило в Комитет запрос о разъяснении конкурсной документации. Из ответа Комитета N 152/Вх-1206 от 29.06.2020 следует, что организатором конкурса не предусмотрено ни ведение аудиозаписи, ни ознакомление претендентов с содержанием заявок других участников конкурса.
Не согласившись с отказом Комитета, Общество обратилось в Управление с жалобой. Решением УФАС от 22.07.2020 по делу N 022/10/18.1-563/2020 жалоба Общества признана необоснованной.
Считая, что Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22.07.2020 г N 022/10/18.1-563/2020 вынесено незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, учитывая принцип конфиденциальности, закрепленный в части 15 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, и его соотношением с принципом достоверности информации, содержащейся в заявке участника, и действий конкурсной комиссии в случае установления такой недостоверности, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае пункт 12 Положений во взаимосвязи со статьями 52, 66 Закона N 44-ФЗ предоставляют право участникам открытого конкурса знакомиться с информацией, содержащейся в заявках, в том числе и на стадии вскрытия конвертов в процессе ее оглашения конкурсной комиссией.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 1 положения "О Федеральной антимонопольной службе", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закона N 220- ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно пункту 1.1. Положения N 1633 оно определяет порядок, условия организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам.
Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 1.2 Положения).
В силу пункта 1.3 Положения N 1633 открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам (далее - открытый конкурс) проводится в целях наиболее полного обеспечения и своевременного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула, повышения безопасности дорожного движения, качества транспортного обслуживания населения, развития конкуренции среди перевозчиков и регулирования рынка транспортных услуг.
В разделе 4 Положения N 1633 закреплен порядок допуска претендентов к участию в открытом конкурсе, который предусматривает, что вскрытие конвертов с заявками осуществляется на заседании комиссии в течение одного рабочего дня, следующего за последним днем приема заявок. Претенденты и (или) их уполномоченные представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.
Аналогичные положения содержатся и в конкурсной документации от 16.06.2020
Между тем, ни Закон N 220-ФЗ, ни Положение N 1633, ни конкурсная документация по открытому конкурсу от 16.06.2020 не содержат описание процедуры вскрытия заявок.
С учетом аналогии закона, пунктами 6, 8 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Участник открытого конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов. При вскрытии заявок организатором конкурса оглашается и вносится в протокол информация и документы, предусмотренные конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Доводы апеллянтов УФАС и Комитета о том, что ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф применима только к проведению конкурных процедур в отношении маршрутов по регулируемым тарифам, отклоняется судом апелляционной инстанции за необоснованностью.
Согласно ст. 447 ГК РФ торги могут проводиться в форме аукциона, конкурса, электронных торгов или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. При этом, основными принципами торгов являются открытость и прозрачность для участников, нарушение которых ведет к недействительности торгов.
Таким образом, применение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ возможно к любой форме торгов, если отсутствует специальный закон, регулирующий порядок проведения в отношении определенной формы торгов.
Федеральный закон N 220-ФЗ от 13.07.2015 предусматривает правовое регулирование конкурных процедур на право осуществления пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, по результатам которых, также как и в случае проведения открытого конкурса пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам, заключается договор (контракт) с перевозчиком, признанным победителем, на право осуществления пассажирских перевозок на срок, установленный в конкурсной документации.
Так, согласно п.п. 2,8 ст. 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления государственных или муниципальных контрактов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обозначения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона, на срок действия которого заказчик выдает карты маршрута регулярных перевозок. А согласно ст. 17 Федерального закона N 220-ФЗ орган местного самоуправления по результатам открытого конкурса по нерегулируемым тарифам выдает свидетельства и карты маршрута на срок, указанный в конкурсной документации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при вскрытии конвертов заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал решение Управления не соответствующим закону и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и его отменил.
Довод апеллянтов о том, что заявителем не доказано, что решение управления нарушает права заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции за необоснованностью.
Ограничения, установленные конкурсной комиссии Комитета, при проведении процедуры вскрытия конкурсных заявок открытого конкурса от 16.06.2020, нарушают принципы открытости и прозрачности данного конкурса. При установленных ограничениях и запретах, у организатора конкурса, существовала возможность последующей замены либо внесения изменений в заявки перевозчиков, с которыми у организаторов конкурса могли быть договоренности о победе в проводимом конкурсе.
Ранее, Комитетом уже проводились открытые конкурсы пассажирских перевозок по маршрутам N 33,77,121 от 13.09.2018, от 06.11.2019, участником которых было ООО "АТП "АГАС-Транс".
Нарушения, допущенные Комитетом, при проведении данных конкурсов явились предметом рассмотрения арбитражным судом дела А03- 1066/2019. Судом по делу А03-1066/2019 были установлены факты недобросовестных действий со стороны членов конкурсной комиссии Комитета по фальсификации актов осмотра транспортных средств и оборудования ООО "Транс-Лайн", в отсутствии их реального осмотра. Также арбитражным судом установлены обстоятельства появления у членов конкурсной комиссии дополнительных документов, которые не были приложены к конкурсной заявке ООО "Транс-Лайн" - фотографий транспортных средств других перевозчиков и оборудования, установленного на транспортных средствах других перевозчиков, но фактически отсутствовавших у ООО "Транс-Лайн".
Оценивая иные доводы апеллянтов, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и доказательств, представленных сторонами, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по указанным в них причинам.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15045/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15045/2020
Истец: ООО "АТП "АГАС-ТРАНС"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула