Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2021 г. N Ф10-2756/21 настоящее постановление оставлено без изменения
28 апреля 2021 г. |
Дело N А84-4208/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.04.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны - Товаченко А.В. по доверенности от 27.03.2020,
в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 ноября 2020 года по делу N А84-4208/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петрикина Мария Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО, Департамент) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 120 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь ул. Сенявина, 7, оформленного письмом от 20.03.2020 исх. N ГУ-исх2642/20. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит обязать Департамент утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 120 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь ул. Сенявина, 7.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 22.07.2020 по делу N 2а-1451/2020 заявление ИП Петрикиной М.В. передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.09.2020 привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30 ноября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 14.04.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.00 ч. 21.04.2021.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
После перерыва представитель Департамента в судебное заседание не явился, до начала судебного разбирательства от ДИЗО поступил отзыв на апелляционную жалобу и пояснения к нему, согласно которым против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств суду не заявлял, дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.10.2001 между Севастопольской городской государственной администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "ВЮН" (землепользователь) заключен договор на право временного пользования землей N 650 (далее -Договор), по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 14.09.2005 к Договору) землепользователь принял во временное пользование сроком до 01.04.2015 земельный участок общей площадью 0,0073 га, расположенный в районе ул. Одесская, для реконструкции и обслуживания павильона под обрядовый свадебный салон. Договор зарегистрирован в книге записей договоров на право временного пользования землей 12.11.2001 за N 650.
На вышеуказанном земельном участке землепользователем было построено нежилое здание -свадебный салон общей площадью 170,1 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7 (далее -Свадебный салон), который принят в эксплуатацию распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29.04.2005 N 538-р.
На основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 20.10.2005 право собственности на Свадебный салон перешло к акционерному банку "Клиринговый дом".
09.09.2016 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о Свадебном салоне как о ранее учтенном объекте недвижимости со следующим описанием: нежилое здание общей площадью 170,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7. Объекту присвоен кадастровый номер 91:03:001001:1001.
24.10.2019 между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (продавец) и ИП Петрикиной М.В. (покупатель) заключен договор N А6 купли-продажи арестованного имущества на торгах, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить товар: нежилое здание, площадь 170,1 кв.м, кадастровый номер 91:03:001001:1001, принадлежащее ПАО "Банк "Клиринговый дом" и расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7.
На основании указанного договора 12.12.2019 осуществлена государственная регистрация права собственности заявителя на объект капитального строительства с кадастровым номером 91:03:001001:1001.
04.02.2020 ИП Петрикина М.В. обратилась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, а именно земельного участка площадью 120 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7, а также представила для утверждения уполномоченным органом схему расположения данного земельного участка. Заявленный предпринимателем вид разрешенного использования земельного участка - "предпринимательство" (код 4.0).
Письмом от 20.03.2020 за N ГУ-исх-2642/20 Департамент уведомил предпринимателя о том, что согласно заключению ДАГС от 13.03.2020 N 2024/01-02-04-313/03/20 испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114. В связи с чем, на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в утверждении подготовленной предпринимателем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Петрикина М.В., как собственник объекта недвижимости общей площадью 170,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7, вправе обратиться в установленном порядке с заявлением о включении в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости -земельном участке площадью 73 кв.м, являющегося предметом Договора, а также, в дальнейшем, о предоставлении данного земельного участка в собственность или в аренду без торгов. Основания полагать, что указанное право было нарушено в результате принятия Департаментом оспариваемого решения, отсутствуют.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления и основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 11.2., п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в ст. 11.10. ЗК РФ, согласно ч. 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.2-4 ст. 11.10. ЗК РФ).
Часть 16 ст. 11.10. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Кроме того, наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом города Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" установлено такое основание для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка как несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок (пункт 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 299-ЗС).
В обоснование оспариваемого отказа Департамент ссылается на несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114. Предпринимателю рекомендовано уточнить код и вид разрешенного использования земельного участка.
Между тем, предметом проверки по настоящему делу является обоснованность отказа Департамента на заявление предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка, который предстоит образовать на кадастровом плане территории.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу приведенных норм земельный участок может использоваться в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием, даже если оно не соответствует градостроительному регламенту. Исключение составляют случаи, когда такое использование опасно для жизни или здоровья, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вместе с тем, исходя из указанных правовых норм, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что вид разрешенного использования предполагаемого к образованию земельного участка площадью 120 кв.м под строением, принадлежащем на праве собственности предпринимателю, противоречит Генеральному плану города Севастополя при отсутствии разработанных правил застройки и землепользования.
Суд обращает внимание, что в рамках настоящего дела вопрос о предоставлении планируемого участка предпринимателю не разрешается.
Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанность по совершению в будущем указанных действий.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планов благоустройства территории города, нахождения участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
При этом, схема расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте, исходя из толкования норм действующего законодательства, по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушенных прав предпринимателя оспариваемым отказом не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалобы предпринимателя - удовлетворению.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При рассмотрении дела, судом установлено, что Департаментом правовая оценка заявления и приложенных к нему документом в полном объеме надлежащим образом фактически проведена не была, в связи с чем апелляционная коллегия считает необходимым в качестве устранения допущенного нарушения закона и прав предпринимателя обязать Департамент повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны вх.N ГУ-1552/20 от 06.02.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7.
В связи с наличием оснований для удовлетворения заявления предпринимателя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на Департамент.
Излишне уплаченная по квитанции РНКБ Банк (ПАО) от 21.12.2020 N 524 государственная пошлина в размере 1 350 руб. подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 ноября 2020 года по делу N А84-4208/2020 отменить, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом за исх. N ГУ-исх.2642/20 от 20.03.2020, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 120 кв.м, расположенного по адресу г. Севастополь, ул. Сенявина, 7.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны вх.N ГУ-1552/20 от 06.02.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Сенявина, 7.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу индивидуального предпринимателя Петрикиной Марии Владимировны 450,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Петрикиной Марии Владимировне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 350,00 рублей (одна тысяча триста пятьдесят руб. 00 коп.), уплаченную по квитанции РНКБ Банк (ПАО) от 21.12.2020 N 524.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4208/2020
Истец: Петрикина Мария Владимировна
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Товаченко Александр Викторович