г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А56-146603/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
- от истца: Поплевкина Л.Ф. (доверенность от 10.03.2021)
- от ответчика: 1. Хозина А.Н. (доверенность от 09.03.2021)
2. Николаева А.А. (доверенность от 30.12.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев по правилам первой инстанции
дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Восход" к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" и администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет финансов;
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство, Учреждение) о взыскании 266 399,35 руб. задолженности по оплате горячего, холодного водоснабжения, а также электроснабжения, начисленной с учетом повышающего коэффициента.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019, в удовлетворении исковых отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2019 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А56-146603/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением суда от 17.12.2019 судом по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением суда от 02.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Общества просит решение отменить.
Податель жалобы указывает, что ответчик, как представитель собственника Санкт-Петербург, не исполнил обязанность, установленную законом, по оснащению помещений ИПУ.
Выводы суда о не проведении истцом поверки ИПУ, не обращение истца к ответчику с требованием установить ИПУ в помещения, не основаны на нормах права.
Считает, что проведение поверки ИПУ не относится к настоящему делу, а ответчиком не представлены доказательства направления истцу заявления о вводе ИПУ в эксплуатацию либо о проведении обследования помещения с целью установления возможности (невозможности) установки ИПУ.
Законодательством возложена обязанность по оснащению жилого помещения в МКД приборами учета на его собственника, Учреждение как представитель собственника спорных жилых помещений не представило доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности установки приборов учета в помещениях МКД, возложение данной обязанности на Общество не основано на нормах права.
Законодательством предусмотрен порядок применения повышающего коэффициента, таким образом, вывод суда о неприменении повышающего коэффициента в связи с тем, что требование не основано на условиях заключенного договора управления, не основано на нормах права
Также не основаны на законе, выводы суда о невозможности установки ответчиком ИПУ в коммунальных квартирах, так как это повлечет нецелевое использование бюджетных средств, данные обстоятельства не являются основанием для выполнения своих обязанностей ответчиком в соответствии с действующим законодательством и установленными собственником помещений для ответчика полномочиями.
Настаивает, что расчет приведенный истцом не оспорен и является верным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктами 2, 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для безусловной отмены решения суда.
Суд, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, руководствуясь статьей 51 АПК РФ, определил привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (190005, ГОРОД Санкт-Петербург, проспект Измайловский, 10, ОГРН: 1037851027081, ИНН: 7809029013).
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, перешел к рассмотрению спора по правилам, установленным для рассмотрения споров в арбитражном суде первой инстанции.
18.03.2021 представитель истца направил уточненное исковое заявление, просил взыскать 159 709,29 руб. долга.
Суд апелляционной инстанции принял уточненные исковые требований.
Также, руководствуясь статьей 46 АПК РФ, суд определил привлечь администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в качестве соответчика.
Определением от 14.04.2021 в судебном составе произведена замена, судья Мельникова Н.А. заменена на судью Богдановскую Г.Н.
В настоящем судебном заседании представитель Общества просил приобщить к материалам дела правовую позицию, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков против удовлетворения иска возражали.
В обоснование иска Общество ссылалось на то, что с июля 2016 года по июль 2018 года Общество являлось управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных по адресу: Перевозная улица, дом 2, корпус 2, литера В; улица Александра Блока, дом 10, литера А (далее - МКД).
МКД подключены к системе централизованного холодного водоснабжения.
Поставка данного ресурса осуществляется на основании договора управления и заключенного договора на поставку холодной воды с ресурсоснабжающей организацией.
В МКД имеются помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
С июля 2016 года по июль 2018 года в отношении жилых помещений МКД, не оборудованных индивидуальными приборами учета, находящихся в государственной собственности города Санкт-Петербурга, начислена плата.
Общество обратилось к Учреждению с претензиями от 28.08.2018 N 104/8, 105/18 и 106/18, в которых потребовало уплаты задолженности.
Претензии оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Учреждение против удовлетворения требований возражало, считая, что требования не основаны и на законе, поскольку Учреждение не уполномочено без соответствующего бюджетного финансирования устанавливать индивидуальные приборы учета холодной воды. Истец также не представил доказательство, что ему ресурсоснабжающей организацией предъявлялась к оплате стоимость холодной и горячей воды, а также электроснабжения, исчисленная с применением повышающих коэффициентов в связи с отсутствием в спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета холодной воды.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требования подлежат удовлетворению за сет Учреждения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к этим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Как указано в пункте 81 Правил N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Пунктом 82 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан: проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 из Правил N 306 исключены положения относительно порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем третьим, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Общество ссылается на то, что в спорный период осуществляло управление двумя МКД, в которых имелись находившиеся в собственности Санкт-Петербурга жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Эти жилые помещения на основании договоров найма заселены гражданами, которым Общество как управляющая компания начисляла плату за коммунальные услуги и выставляло соответствующие счета для оплаты.
Учреждение наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД.
В данном случае собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению приборами учета находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений в МКД, в связи с чем Общество обратилось к Учреждению с требованием о взыскании платы, начисленной с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 этой статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается пунктом N 81 Правил N 354 на собственника помещения в МКД независимо от того, относится ли помещение к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду и использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
В части 1 статьи 157 ЖК РФ указано, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД приборами учета на его собственника, а Учреждение как представитель собственника спорных жилых помещений не представило доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности установки приборов учета в помещениях МКД, у суда отсутствуют основания для освобождения Учреждения от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием приборов учета в принадлежащих ему помещениях.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств оплаты не представлено, ввиду чего уточненные исковые требования подлежат удовлетворению за счет Учреждения, являющегося надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2020 по делу N А56-146603/2018 отменить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восход" 159 709,29 руб. задолженности, а также 4993 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении требований к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-146603/2018
Истец: ООО "ВОСХОД"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29647/20
27.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29647/20
02.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-146603/18
15.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10191/19
26.06.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16395/19
07.05.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12389/19