Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2021 г. N Ф04-3834/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А27-24044/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Кайгородовой М.Ю., |
судей: |
Сухотиной В.М., |
|
Молокшонова Д.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником Прониным А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мыски (N 07АП-3016/2021) на решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24044/2020 (судья Душинский А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", город Новокузнецк Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН: 1104217005892, ИНН: 4217127183) к Отделению Министерства внутренних дел Российской федерации по городу Мыски, город Мыски Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН: 1134214000392, ИНН: 4214035350) о взыскании 69 743,14 руб.,
стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мыски (далее - Отделение ) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 в размере 69 743 рублей 14 копеек.
Решением суда от 08.02.2021 заявленные истцом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отделение подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что услуги в спорный период не оказывались, договор не заключался, поскольку в данный период главным распорядителем бюджетных обязательств не выделены денежные средства ответчику на услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
ООО "ЭкоТек" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 08.02.2021, апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01.07.2018.
В соответствии с пунктами 1.3-1.4. соглашения от 27.10.2017, региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017, N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Под "потребителем" понимается собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2 постановления Правительства РФ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" от 12.11.2016 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")).
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, с применением метода индексации на период с 01.07.2018 по 31.12.2021, утвержден согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 163 от 26.07.2018 "О внесении изменений в постановление РЭК КО от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с ТКО и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращении с ТКО ООО "ЭкоТек" и составляет 416,68 руб. за 1 куб. метр (без НДС, для категории - Прочие потребители), и с 01.01.2019 согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 619 от 20.12.2018 "О внесении изменений в постановление РЭК КО от 05.06.2018 N 100 - тариф составляет 411,37 руб. за 1 куб. метр (без НДС), и с 01.07.2019 согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 98 от 29.03.2019 "С внесении изменений в постановление РЭК КО от 05.06.2018 N 100 - тариф составляет 415,37 руб. за 1 куб. метр (без НДС), и с 01.01.2020 согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 564 от 06.12.2019 "О внесении изменений в постановление РЭК КС от 05.06.2018 N 100" - тариф составляет 498,44 руб. за 1 куб. метр.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН за Отделением МВД России по г. Мыски на праве оперативного управления закреплены нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Мыски, ул. Советская, 51Г; г. Мыски, ул. Олимпийская, 11А; г. Мыски, ул. 10 квартал 1; г. Мыски, ул. Энергетиков, 2; г. Мыски, ул. Куюкова, 2.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность по указанным адресам и образует отходы в зоне деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО, ООО "ЭкоТех" в адрес ответчика направлена претензия от 02.09.2020 о взыскании задолженности за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 с приложением договора в двух экземплярах, которая получена ответчиком 03.09.2020, однако до настоящего времени договор не подписан, услуги не оплачены.
Ссылаясь на то, что ответчик обязательство по оплате услуг регионального оператора не исполнил, претензионные требования не удовлетворил, в связи с чем, имеются основания для взыскания задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 в размере 69 743,14 руб., ООО "ЭкоТех" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика оплатить стоимость оказанных истцом услуг по обращению с ТКО подтверждена материалами дела и ответчиком не оспорена надлежащими доказательствами.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156 (далее Постановление N 1156), установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. В связи с указанной нормой, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации" от 29.12.2014 предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
Договор с региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашения с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 и пунктами 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156, как в редакции, действующей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях.
В силу пункта 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, исследовав и оценив, имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, с учетом того, что материалами дела подтверждается, что истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО в пользу ответчика в заявленный период, что подтверждается в том числе выписками из маршрутного журнала, с информацией о вывозах твердых коммунальных отходов в отношении геозон - контейнерных площадок по помещениям ответчика, факт осуществления деятельности в принадлежащих ответчику помещениях не оспорен, доказательств оплаты материалы дела не содержат, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "ЭкоТех", указав, что истец доказал обязанность ответчика оплачивать стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.09.2018 по 31.12.2018.
Проверив произведенный истцом расчет задолженности за период с 01.09.2018 по 31.12.2018 в размере 69 743,14 руб., суд апелляционной инстанции находит его арифметически верным, в связи с чем судом первой инстанции правомерно были удовлетворены исковые требования в заявленном размере.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что поскольку договор заключен в спорный период сторонами не был, обязанности по оплате услуг у ответчика не возникло, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
Таким образом, учреждение, обладая вещным правом на нежилое помещение в спорном доме, обязано нести бремя содержания общего имущества, оплачивать услуги по вывозу ТКО.
А само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, на основании чего у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, ни в суд первой, ни апелляционной инстанций не представлено.
В связи, с чем доводы апеллянта в данной части подлежат отклонению.
На основании указанного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Расходы по апелляционной жалобе в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на его подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24044/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мыски - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24044/2020
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Отдел МВД России по г. Мыски