29 апреля 2021 г. |
дело N А40-16180/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Порывкина П.А., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2021 г. (резолютивная часть от 26.02.2021 г.) по делу N А40-16180/21
по иску ООО "АЭКОН" (ОГРН: 1127746613829) к ООО "СТФ-ГОСЛЕЖ" (ОГРН: 1027739335392)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Царькова Ю.Н. по доверенности от 12.04.2021,
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЭКОН" (далее - истец, заказчик) предъявило ООО "СТФ-ГОСЛЕЖ" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании неотработанного аванса по договорам от 07.11.2016 N 09/11 и от 27.08.2018 N 03/08 в размере 5 780 676 руб. 14 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по 25.01.2021 в размере 278 260 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 26.02.2021 г., изготовленным в полном объеме 26.02.2021 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Ответчик подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец по требованиям и доводам жалобы возражал, неявившийся Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 127).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 07 ноября 2016 года между ООО "АЭКОН" (Истец, Заказчик) и ООО "СТФ-ГОСЛЕЖ" (Ответчик, Подрядчик) был заключен договор подряда N 09/11 (далее - Договор подряда N 09/11) на выполнение Ответчиком работ по устройству бетонного пола с упрочненным поверхностным слоем на объекте Истца - "Многофункциональный комплекс с надземно - подземным паркингом" по адресу: г. Москва, ММДЦ "Москва-Сити", участок 16АБ (далее - Объект).
В соответствии с п. 2.1. Договора подряда N 09/11 ориентировочная стоимость работ составила 69 340 150 рублей, в том числе НДС 18%, при этом Сторонами также было согласовано, что итоговая стоимость работ определяется по фактической площади исходя из расчета 1260,73 руб. за 1 кв.м.
Согласно п.2.2. Договора подряда N 09/11 "В цену Договора включены все затраты, необходимые для осуществления обязательств Подрядчика, связанных с выполнением Работ по Договору, в том числе затраты на приобретение оборудования и материалов, стоимость механизмов и необходимой рабочей силы, затраты на проведение испытаний образцов бетона на сжатие и на отрыв, устранение дефектов в выполненных работах, участие Подрядчика и иных уполномоченных лиц при передаче результата работ в гарантийную эксплуатацию, выполнение Подрядчиком гарантийных и иных обязательств по настоящему Договору, а также включает в себя все затраты и издержки Подрядчика, понесенные последним при выполнении своих обязательств по договору, включая все налоги, пошлины, сборы, транспортные, погрузо-разгрузочные, складские расходы, на мойку автотранспорта, на страхование по Договору (CPО), содержание охраны своих материалов, инструментов и оборудования, затраты на получение необходимых лицензий, разрешений, согласований, сертификатов, ответственность за получение которых несет подрядчик, и которые Подрядчик оплачивает в связи с выполнением обязательств по Договору".
Также в рамках Договора подряда N 09/11 Сторонами было подписан Протокол согласования договорной цены, в котором Стороны согласовали объем и перечень работ Подрядчика на Объекте.
Согласно п. 3.1. Договора подряда N 09/11 Истец 11 ноября 2016 года перечислил на расчетный счет Ответчика аванс за выполнение работ по устройству бетонного пола - 30% и материалы 100% - в совокупном размере 1 521 837,75 рублей, в том числе НДС 18%, что подтверждается Платежным поручением N 22642 от 11.11.2016 г.
Также 11 ноября 2016 года Истец по просьбе Ответчика на основании соответствующих писем, осуществил оплаты непосредственно поставщикам материалов за Ответчика, в следующих размерах:
- согласно письму N 1 от 09.11.2016 г. Ответчика с просьбой осуществить поставщику стальной сетки оплату за Ответчика, Истец перечислил сумму в размере 2 599 752 рубля, в том числе НДС 18%, на расчетный счет поставщика - ООО "Компания Квинт" (ИНН 7721375859), что подтверждается Платежным поручением N 22639 от 11.11.2016 г;
- согласно письму N 2 от 09.11.2016 г. Подрядчика с просьбой осуществить поставщику бетона оплату за Подрядчика, Заказчик перечислил сумму в размере 3 114 650 рублей, в том числе НДС 18%, на расчетный счет поставщика - ООО "Бетон Трейд" (ИНН 5009107653), что подтверждается Платежным поручением N 22640 от 11.11.2016 г;
- согласно письму N 3 от 09.11.2016 г. Подрядчика с просьбой осуществить поставщику бетона оплату за Подрядчика, Заказчик перечислил сумму в размере 925 170,96 рублей, в том числе НДС 18%, на расчетный счет поставщика - ЗАО "Международные Строительные Системы" (ИНН 7709226681), что подтверждается Платежным поручением N 22641 от 11.11.2016 г.
Таким образом Истец исполнил свое обязательство по перечислению аванса и Ответчик приступил к выполнению работ.
В соответствии с п.2.4. Договора подряда N 09/11 "В случае изменении объема и/или состава работ, все изменения должны быть отражены в Дополнительных соглашениях к Договору и соответствующей проектно-сметной документации".
Так 01 февраля 2017 года в связи с изменением отпускной цены на товарный бетон класса В25, Стороны заключили Дополнительное соглашение N 1 к Договору подряда N 09/11, в котором изменили Приложение N 1 к Договору подряда N 09/11, изменив с 01 февраля 2017 года стоимость отпускной цены бетона, что соответственно изменило общую ориентировочную стоимость работ по Договору подряда N 09/11.
В период ноябрь 2016 г. - июнь 2017 г. Сторонами были выявлены перерасходы уложенной Ответчиком бетонной смеси на Объекте, о чем Стороны заключили следующие дополнительные соглашения к Договору подряда N 09/11:
- Дополнительное соглашение N 2 от 01.02.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 2), согласно которому Заказчик компенсирует Подрядчику расходы, связанные с перерасходом бетонной смеси в количестве 50 м3 в период с 28.11.2016 г по 21.01.2017 г.;
- Дополнительное соглашение N 3 от 29.03.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 3), согласно которому Заказчик компенсирует Подрядчику расходы, связанные с перерасходом бетонной смеси в количестве 66,8 м3 в период с 28.01.2017 г. по 28.03.2017 г.;
- Дополнительное соглашение N 4 от 15.05.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 4), согласно которому Заказчик компенсирует Подрядчику расходы, связанные с перерасходом бетонной смеси в количестве 48,5 м3 в период с 07.04.2017 г. - 11.05.2017 г.
- Дополнительное соглашение N 5 от 15.06.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 5), согласно которому Заказчик компенсирует Подрядчику расходы, связанные с перерасходом бетонной смеси в количестве 25,5 м3 в период с 18.05.2017г08.06.2017 г.
При этом в указанных Дополнительных соглашениях N 2, N 3, N 4, N 5 к Договору подряда N 09/11 Стороны установили, что Истец осуществляет оплату за Ответчика на расчетный счет поставщиков.
Кроме того, в рамках Договора подряда N 09/11 Сторонами были согласованы дополнительные объемы работ, о чем подписали следующие дополнительные соглашения:
- Дополнительное соглашение N 6 от 20.09.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 6), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем, на Объекте Истца на этажи В2, LI, Bl, L3-L4. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 6 (Протокол согласования договорной цены) и составила 12 731 703,20 рублей, в том числе НДС 18%.
- Дополнительное соглашение N 7 от 01.11.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 7), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем, на Объекте Истца на этажи В5. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 7 (Протокол согласования договорной цены) и составила 7 647 780 рублей, в том числе НДС 18%.
- Дополнительное соглашение N 8 от 04.12.2017 г. (далее - Дополнительное соглашение N 8), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонной стяжки, армированного сварной сеткой, на Объекте Истца, рампы. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 8 (Протокол согласования договорной цены) и составила 6 434 171,92 рублей, в том числе НДС 18%.
- Дополнительное соглашение N 9 от 25.01.2018 г. (далее - Дополнительное соглашение N 9), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем, на Объекте Истца на этаже В5. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 9 (Протокол согласования договорной цены) и составила 163 383,75 рублей, в том числе НДС 18%;
- Дополнительное соглашение N 10 от 11.07.2018 г. (далее - Дополнительное соглашение N 10), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонной стяжки, армированного сварной сеткой, на Объекте истца рампы. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 10 от 11.07.2018 г. (Протокол согласования договорной цены) и составила 2 107 948 (Два миллиона сто семь тысяч девятьсот сорок восемь) рублей, в том числе НДС 18%.
- Дополнительное соглашение N 11 (далее - Дополнительное соглашение N 11) от 11.07.2018 г., согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем, на Объекте Истца на этаже L3, рампа. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 11 (Протокол согласования договорной цены) и составила 7 178 880 рублей, в том числе НДС 18%.
- Дополнительное соглашение N 12 от 14.08.2018 г. (далее - Дополнительное соглашение N 12), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем на Объекте Истца на этаже L2. Стоимость всех работ по данному дополнительному соглашению, с учетом всех материалов и иных затрат Ответчика, связанных с выполнением работ, была зафиксирована Сторонами в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 12 (Протокол согласования договорной цены) и составила 3 816 771,20 рублей, в том числе НДС 18%.
В соответствии с п. 3.2.2. Договора подряда N 09/11 "Последующая оплата Работ производиться Заказчиком ежемесячно, после подписания Сторонами промежуточного Акта о приемке выполненных Работ (форма КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и получения от Подрядчика счета-фактуры и счета на оплату с пропорциональным удержанием сумм ранее выплаченного аванса и за вычетом сумм обеспечения исполнения Подрядчиком своих обязательств (согласно п.3.7. Договора), в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения счета Заказчиком". Соответственно все платежи Истец по Договору подряда N 09/11 и Дополнительных соглашений к нему осуществлял на основании счетов Ответчика.
Таким образом в период с ноября 2016 года по февраль 2019 года Истец на основании счетов Ответчика уплатил по Договору подряда N 09/11 и Дополнительным соглашениям N 6,7,8,9,10,11,12 к нему следующие платежи:
- от имени Истца на расчетный счет Ответчика была перечислена сумма в совокупном размере 16 994 925 рублей рублей, в том числе НДС 18%, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
- от имени ООО "ИНВЕСТПРОФИ" (ИНН 7710589898) за Истца, на основании соответствующих писем Истца, были перечислены Ответчику денежные средства в совокупном размере 26 603 845,08 рублей, в том числе НДС, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
- кроме того, несмотря на положение п.2.2. Договора подряда N 09/11, согласно которому в цену договора включены все затраты, необходимые для осуществления всех обязательств Ответчика, в том числе затраты на приобретение оборудования и материалов, стоимость механизмов и прочие затраты, по письменным обращениям Ответчика с просьбами осуществить за Ответчика оплату поставщикам материалов, используемых Ответчиком при выполнении работ, Истец осуществил платежи поставщикам Ответчика в совокупном размере 41 076 720,76 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Таким образом, за период действия Договора подряда N 09/11 с учетом всех Дополнительных соглашений, заключенных между Сторонами, Заказчиком были осуществлены оплаты в совокупном размере 84 675 490,84 рублей, в том числе НДС.
В свою очередь, в рамках Договора подряда N 09/11 и всех Дополнительных соглашений к нему Ответчиком были выполнены, а Истцом приняты, следующие работы:
1) По Договору подряда N 09/11 на выполнение работ по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем на Объекте Истца участок 16АБ с учетом условий, установленных Дополнительными соглашениями N 1 от 01.02.2017 г., Дополнительного соглашения N 2 от 01.02.2017 г., Дополнительного соглашения N 3 от 29.03.2017 г., Дополнительного соглашения N 4 от 15.05.2017 г, и Дополнительного соглашения N5 от 15.06.2017 г., Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонного пола из бетона кл. В25 толщ. 100 мм., армированного сварной сеткой В500С 100x100x8 мм., с упрочненным поверхностным слоем материалом Master ТОР 450 общей площадью 33564,80 кв.м., на общую сумму 42 316 338,27 рублей, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 1 от 31 03.2017 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N1 от 31.03.2017 г. (форма КС-3) на сумму 3 238 577,61 рублей, в том числе НДС 18%,
- Актом о приемке выполненных работ N 2 от 30.06.2017 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N2 от 30.06.2017 г. (форма КС-3) на сумму 25 932 070,56 рублей, в том числе НДС 18%,
- Актом о приемке выполненных работ N 3 от 29.12.2017 г. (форма КС-2) и Справкой 6 стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 29.12.2017 г. (форма КС-3) на сумму 13 145 690,10 рублей, в том числе НДС 18%.
2) По Дополнительному соглашению N 6 от 20.09.2017 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоев, на Объекте Истца на этажи В2, LI, Bl, L3-L4, на общую сумму 11 275 574,94 рублей, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 4 от 29.12.2017 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 29.12.2017 г. (форма КС-3) на сумму 6 485 498,40 рублей, в том числе НДС 18%,
- Актом о приемке выполненных работ N 8 от 07.05.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 8 от 07.05.2018 г. (форма КС-3) на сумму 4 790 076,54 рублей, в том числе НДС 18%,
3) По Дополнительному соглашению N 7 от 01.11.2017 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоев, на Объекте Истца на этаже В5, на общую сумму 7 647 750,00 рублей, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 6 от 27.02.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 27.02.2018 г. (форма КС-3) на сумму 5 263 042,50 рублей, в том числе НДС 18%,
- Актом о приемке выполненных работ N 5 от 29.12.2017 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 29.12.2017 г. (форма КС-3) на сумму 2 384 707,50 рублей, в том числе НДС 18%.
4) По Дополнительному соглашению N 8 от 04.12.2017 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонной стяжки, армированного сварной сеткой, на Объекте Истца рампы, на общую сумму 6 361 143,67 рублей, в том числе НДС 18%, что подтверждается: - Актом о приемке выполненных работ N 9 от 07.05.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 9 от 2907.05.2018 г. (форма КС-3) на сумму 6 361 143,67 рублей, в том числе НДС 18%;
5) По Дополнительному соглашению N 9 от 25.01.2018 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем, на Объекте Истца на этаже В5, на общую сумму 163 383,75 рублей, в том числе НДС, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 7 от 07.05.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 7 от 07.05.2018. (форма КС-3) на сумму 163 383,75 рублей, в том числе НДС 18%;
6) по Дополнительному соглашению N 10 от 11.07.2018 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты, работы по устройству бетонной стяжки, армированного сварной сеткой, на Объекте Истца рампы, на общую сумму 2 107 948,00 рублей, в том числе НДС 18%, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 10 от 26.11.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 10 от 26.11.2018. (форма КС-3) на сумму 2 107 948,00 рублей, в том числе НДС 18%;
7) по Дополнительному соглашению N 11 от 11.07.2018 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем, на Объекте Истца на этаже L3, рампа, на общую сумму 7 156 206,71 рублей, в том числе НДС 18%, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 11 от 24.09.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 11 от 24.09.2018 г. (форма КС-3) на сумму 3 945 691,92 рублей, в том числе НДС 18%;
- Актом о приемке выполненных работ N 13 от 25.10.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 13 от 02.10.2018 г. (форма КС-3) на сумму 795 629,29 рублей, в том числе НДС 18%; - Актом о приемке выполненных работ N 11 от 31.08.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 11 от 31.08.2018 г. (форма КС-3) на сумму 2 414 885,50 рублей, в том числе НДС 18%
8) по Дополнительному соглашению N 12 от 14.08.2018 г. Ответчиком выполнены, а Истцом приняты работы по устройству бетонного пола, армированного сварной сеткой, с упрочненным поверхностным слоем на Объекте истца на этаже L2 на общую сумму 2 461 817,42 рублей, в том числе НДС 18%, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 14 от 25.10.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 14 от 25.10.2018 г. (форма КС-3) на сумму 2 461 817,42 рублей, в том числе НДС 18%.
Таким образом, общая совокупная стоимость работ, выполненных Ответчиком в рамках Договора подряда N 09/10 и всех Дополнительных соглашений к нему, составляет 79 490 162,76 рублей, в том числе НДС 18%.
Исходя из того, что все платежи Истец осуществлял исключительно на основании соответствующих счетов Ответчика, Ответчик при расчетах сумм, подлежащих уплате, не всегда учитывал тот факт, что Истцом осуществлялись платежи за Ответчика поставщикам материалов, и не уменьшал суммы, подлежащих уплате на суммы, уплаченные Истцом по просьбе Ответчика третьим лицам за Ответчика.
В соответствии с Актом сверки взаимных расчетов за период: январь 2016 г. - январь 2020 г., составленного Истцом к Договору подряда N 09/11 с учетом всех Дополнительных соглашений, у Ответчика выявлена задолженность перед Истцом в размере 5 185 328,08 рублей, которая образовался в связи с излишне уплаченными денежными средствами Истцом в адрес Ответчика.
27.08.2018 г. между Истцом и Ответчиком был заключен Договор подряда N 03/08 (далее - Договор подряда N 03/08), согласно которому Ответчик принял на себя обязательство по выравниванию, гидроизоляции и утеплению бетонных полов на Объекте Истца на этаже L2-L3. В рамках данного Договора подряда N 03/08 Истцом на основании соответствующих счетов Ответчика была уплачена сумма в совокупном размере 4 166 834,92 рублей, в том числе НДС. Платежи осуществлялись от имени ООО "ИНВЕСТПРОФИ" (ИНН 7710589898) за Истца на основании соответствующих писем Истца, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Ответчиком в рамках Договора подряда N 03/08 были выполнены, а Истцом приняты работы по выравниванию, гидроизоляции и утеплению бетонных полов на Объекте Истца на этаже L2-L3 на общую сумму 2 182 870,56 рублей, в том числе НДС, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 1 от 02.10.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 02.10.2018 г. (форма КС-3) на сумму 1 820 718,54 рублей, в том числе НДС 18%;
- Актом о приемке выполненных работ N 2 от 23.10.2018 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 23.10.2018 г. (форма КС-3) на сумму 362 152.02 рублей, в том числе НДС 18%.
Таким образом, у Ответчика в рамках Договора подряда N 03/08 имеется задолженность перед Истцом в размере 1 983 964,36 рублей, которая образовался в связи с переплатой в адрес Истца.
Исходя из того, что все платежи Истец осуществлял исключительно на основании соответствующих счетов Ответчика, Ответчик при расчетах сумм, подлежащих уплате, не учитывал ранее уплаченные Истцом суммы по Договору подряда N 03/08.
Также 22 января 2019 года между Истцом и Ответчиком был заключен еще один Договор подряда N 01/01 (далее - Договор подряда N 01/01), в соответствии с которым Ответчик принял на себя обязательства по выполнению работ по устройству бетонного пола с упрочненным поверхностным слоем на Объекте истца на этаже L1.
В рамках указанного Договора подряда N 01/01 Ответчиком были выполнены, а Истцом приняты работы на общую сумму 1 388 616,30 рублей, в том числе НДС 20%, что подтверждается:
- Актом о приемке выполненных работ N 1 от 09.04.2019 г. (форма КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 09.04.2019 г. (форма КС-3) на сумму 1 388 616,30 рублей, в том числе НДС 18%.
Согласно п. 3.2.2. Договора подряда N 01/01 оплата работ осуществляется после "получения от Подрядчика счета-фактуры и счета на оплату".
Ответчик в рамках указанного договора счет Истцу не выставлял и оплата Истцом не осуществлялся, в связи с тем, что у Ответчика уже имелась переплата по Договору подряда N 09/11 и Договору подряда N 03/08.
Принимая во внимание, что:
(1) у Ответчика в рамках Договора подряда N 09/11 имеется задолженность перед Истцом в размере 5 185 328,08 рублей, в рамках Договора подряда N 03/08 имеется задолженность перед Истцом в размере 1 983 964,36 рублей, которая образовался в связи с излишне уплаченными денежными средствами Истцом в адрес Ответчика;
(2) Истец в связи с неполучением от Ответчика соответствующего счета на оплату по Договору подряда N 01/01 не оплатил сумму в размере 1 388 616,30 рублей, в том числе НДС, и Сторонами не подписано соглашение о взаимозачете, общий совокупный размер излишне уплаченной Истцом суммы в адрес Ответчика составляет 5 780 676,14 рублей.
В соответствии с п. п.1 ст. 1102. ГК РФ "Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)".
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств выполнения ответчиком работ в установленный договором срок на сумму перечисленных денежных средств и отсутствие правовых оснований для удержания ответчиком денежных средств, требования истца о взыскании неотработанного аванса по договорам от 07.11.2016 N 09/11 и от 27.08.2018 N 03/08 в размере 5 780 676 руб. 14 коп. являются правомерными.
Истцом также заявлено требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по 25.01.2021 в размере 278 260 руб. 76 коп.
В силу п. 2 ст. 1107 на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Представленный истцом расчет подлежащих взысканию процентов, проверен судом, является правильным и не оспорен по существу ответчиком.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по 25.01.2021 в размере 278 260 руб. 76 коп. также являются правомерными.
Довод Ответчика о том, что Заказчик по Договору уклонялся от формирования актов и фиксации перерасхода не состоятелен, так как Договором обязанность по формированию Актов о приемки выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) счета-фактуры лежит целиком на Подрядчике.
Даже если предположить, что в предоставленных и уже подписанных Сторонами закрывающих документах, Ответчиком не учтена стоимость перерасхода бетонной смеси, то Ответчиком не предоставлены доказательства того, что Ответчиком были сформированы закрывающие документы и совершены попытки их подписать у Заказчика, Ответчик не предоставил доказательств выставления счета на перерасход бетонной смеси.
Ответчик, кроме предусмотренного Дополнительными соглашениями на перерасход бетонной смеси, иные работы и материалы которые были якобы выполнены (поставлены) Подрядчиком на сумму 5 780 676 руб. 14 коп, не называет.
Однако Ответчиком проигнорирован факт того, что Истец обосновывал свои исковые требования о возврате излишне уплаченных им в адрес Ответчика денежных средств в размере 5 780 676, 24 рублей, как образовавшиеся при исполнении двух договоров: Договора подряда N 09/11 от 07.11.2016 г. и Договора подряда N 03/08 от 27.08.2018 г.
Перерасход бетонной смеси, предусмотренный Дополнительными соглашениями лишь к одному из договоров - Договору подряда N 09/11 от 07.11.2016 г.
Таким образом задолженность, которая образовалась у Истца перед Ответчиком при исполнении второго договора - Договора подряда N 03/08 от 27.08.2018 г в размере 1 983 964,36 рублей, никак не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021 г. (резолютивная часть от 26.02.2021 г.) по делу N А40-16180/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16180/2021
Истец: ООО "АЭКОН"
Ответчик: ООО "СТФ - ГОСЛЕЖ"