г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А26-8028/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: Анисимов Сергей Владимирович
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40689/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2023 по делу N А26-8028/2023 (судья Левичева Е.И.), принятое
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республика Карелия "Питкярантская центральная районная больница"
3-е лицо: Анисимов Сергей Владимирович
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Кирова, дом 23, ОГРН: 1021000524874 (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республика Карелия "Питкярантская центральная районная больница", адрес: 186810, Республика Карелия, Питкярантский р-н, г. Питкяранта, ул. Горького, дом 49, ОГРН: 1021000906904 (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 1 180 558 руб. 50 коп. излишне понесенных расходов при осуществлении специальной социальной выплаты.
Решением суда от 17.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Учреждение допустило нарушение, выразившееся в представлении для назначения специальной социальной выплаты реестров в отношении работника, не по соответствующей категории, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации N 1762.
В судебном заседании представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ РК "Питкярантская ЦРБ" направлялись реестры сведений в отношении Анисимова С.В. за период с декабря по июль 2022 года с указанием должности "Заведующий хирургическим отделением, врач хирург" категория 12 "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях".
В период с 24.10.2022 по 20.01.2023 Фондом была проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных учреждением за период с декабря 2020 по июль 2022 года.
В ходе проверки Фондом установлено, что Анисимов С.В. при выполнении своих должностных обязанностей контактировал с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, что относится к категории 15 "Врачи, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению в стационарных условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" и в связи с чем, по мнению Фонда, Учреждению следовало направлять реестры сведений по Анисимову С.В. по категориям 12 и 15 раздельно и направлять реестры за смены в хирургическом отделении, отделении интенсивной терапии и дежурства по ЦРБ по 15 категории.
Таким образом, с декабря 2020 года по март 2022 года ответчиком начислена и выплачена специальная социальная выплата за смены в хирургическом отделении, отделении интенсивной терапии и дежурства Анисимову С.В. по категории 12 "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" вместо категории 15 "Врачи, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению в стационарных условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей". Сумма излишне понесенных расходов составляет 790 003,50 руб.
Также Фондом установлено, что фактически в проверяемом периоде Анисимов С.В. выполнял трудовые функции в следующих отделениях: хирургическое, интенсивной терапии, инфекционное (COVID центр), инфекционное детское отделение (созданное на базе хирургического отделения), осуществлял дежурства по ЦРБ, в период с 27.07.2021 также являлся главным врачом ГБУЗ РК "Питкярантская ЦРБ".
За период с апреля 2022 года по июль 2022 года Учреждение в расчет количества нормативных смен, подлежащих оплате специальной социальной выплаты Анисимову С.В., помимо рабочего времени в хирургическом, инфекционном отделениях и дежурств по Учреждению включало рабочие часы при осуществлении им обязанностей в должности главного врача. В то время как осуществление приема, осмотр, лечение больных, выписка из стационара, установление диагноза, проведение диагностических, лечебных и реабилитационных процедур и мероприятий не относится к обязанностям главного врача, а факт оказания специализированной помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в эти часы документально не подтвержден. В результате Фонду причинены излишне понесенные расходы в сумме 390 555 руб.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 25 от 03.02.2023.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки Фондом составлен протокол от 28.03.2023, которым Фонд предложил ГБУЗ РК "Питкярантская ЦРБ" возместить излишне понесенные Фондом расходы в срок до 11.04.2023.
Также Фондом в адрес Учреждения было направлено уведомление об истечении срока уплаты излишне понесенных расходов от 28.04.2023.
В связи с неисполнением Учреждением в добровольном порядке требования о возмещения расходов, излишне понесенных Фондом, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации Постановлением N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указанным Постановлением в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) вменено ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 производить специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
К категориям таких работников отнесены:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2 430 руб., 1 215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
- фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медикосанитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2 430 руб., 1 215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
- водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
- члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 руб., 1 215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Согласно пункту 3 Постановления N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 6).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8).
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы фонда в порядке, устанавливаемом фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11).
Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).
Как установлено судом первой инстанции, в мае 2020 года Анисимов С.В. прошел обучение по программе дополнительного профессионального образования "Современные аспекты клиники, диагностики, лечения и профилактики актуальных ОРВИ, включая COVID-19" в объеме 36 часов.
В соответствии с пунктом 6 приложения N 10 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" допускается привлечение к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19:
- врачей-специалистов по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, под контролем врача-инфекциониста после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
- врачей-специалистов для оказания медицинской помощи пациентам, нуждающимся в неинвазивной искусственной вентиляции легких, под контролем врача-анестезиолога-реаниматолога после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
- врачей-специалистов хирургического профиля к оказанию медицинской помощи пациентам, нуждающимся в проведении инвазивной искусственной вентиляции легких, под контролем врача-анестезиолога-реаниматолога после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
- лиц, имеющих медицинское образование, не работавших по своей специальности более пяти лет, в соответствии с ранее полученной специальностью, после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность врача-стажера;
- лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должность врача-стажера.
Как следует из вышеизложенного, привлечение врачей-специалистов хирургического профиля для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 допускается Приказом N 198н.
В проверяемом периоде фактически Анисимов С.В. выполнял функции врача, оказывающего специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в хирургическом отделении, отделении интенсивной терапии, инфекционном (COVID центре), инфекционном детском отделении (созданного на базе хирургического отделения), при осуществлении дежурства по ЦРБ.
В период с 27.07.2021, являясь главным врачом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Питкярантская центральная районная больница", Анисимов С.В. продолжал выполнять эти функции в зависимости от фактической ситуации, требующей незамедлительного оказания специализированной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией в стационарных условиях с учетом недостатка в квалифицированных врачах-специалистах.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что произведенные Анисимову С.В. выплаты произведены с соблюдением норм законодательства и фактических обстоятельств, что подтверждается, представленными в материалы дела приказами, табелями учета рабочего времени.
При таких обстоятельствах, позиция Фонда об излишне понесенных расходах признается необоснованной.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного решение суда является обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2023 по делу N А26-8028/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8028/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ПИТКЯРАНТСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Анисимов Сергей Владимирович