г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А56-89276/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Гольнева Е.В., на основании доверенности от 11.11.2020,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель Куликова Л.С., на основании доверенности от 08.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9327/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2021 по делу N А56-89276/2020, принятое по заявлению:
заявитель: Министерство обороны Российской Федерации (адрес: Россия, 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН: 1037700255284, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: 7704252261)
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (адрес: Россия, 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, 3, ОГРН: 1037843045734, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: 7815027624)
третье лицо: акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы" (адрес: Россия, 188751, Ленинградская область, Приозерский м.р-н, Кузнечнинское г.п., Кузнечное гп., Заводская ул., д. 8, каб. 203, ОГРН: 1114703005273, Дата присвоения ОГРН: 22.08.2011, ИНН: 4703124060)
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление) от 21.07.2020 N 47/999/001/2020-208533 в погашении регистрационной записи N 47-78-13/062/2008-089 от 20.09.2006 об аренде ЗАО "Всеволожское СМП" в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:11 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, в 2,0 км к востоку от пос. Кузьмоловский, об обязании Управления погасить в ЕГРН указанную регистрационную запись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы" (далее - Общество).
Решением от 15.01.2021 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, ссылаясь на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих представление заявителем всех необходимых в соответствии с законом документов в целях регистрации прекращения аренды.
В судебном заседании Министерство и Общество просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:11, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, в 2,0 км к востоку от пос. Кузьмоловский, общей площадью 25,3 га, из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - участок) находится в федеральной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) на указанный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", с указанного времени Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций, то есть осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
Между ЗАО "Всеволожское СМП" (ЗАО "Всеволожское СМП" ИНН 4703054110 реорганизовано в форме преобразования в ООО "Всеволожское СМП" 25.06.2008, далее реорганизовано в форме преобразования в ЗАО "Всеволожское СМП" 12.02.2013, а затем в форме присоединения к ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад", в настоящее время АО "ЛСР. Базовые материалы" с переходом к последнему всех прав и обязанностей ЗАО "Всеволожское СМП" в порядке универсального правопреемства, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ЗАО "Всеволожское СМП" путем присоединения к ЗАО "ЛСР-Базовые" 18.07.2013 за ГРН 1114703005273) (арендатор) и Территориальным управлением Росимущества в Ленинградской области (арендодатель) заключен договор аренды участка от 25.08.2006 N 97-Н (далее - договор).
Письмом от 09.08.2013 N 03-7270 в адрес генерального директора ЗАО "Всеволожское СМП" Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области сообщило о передаче указанного договора для сопровождения в ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России по акту приема-передачи на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Согласно пункту 2.1 договора он действует до 01.08.2014 и вступает в силу с момента его государственной регистрации. В соответствии с пунктом 6.1 договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. В случае, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении 20.09.2006, номер регистрации 47-78-13/062/2008-050.
Письмом от 22.08.2013 N 1582 арендатор известил арендодателя об окончании срока действия лицензии на право разработки месторождения песка, расположенного на участке, и о расторжении договора с 16.11.2013, о чем был составлен акт от 18.11.2013.
21.01.2020 заявитель обратился в Управление с заявлением N 47/999/001/2020-208533 о регистрации прекращения договора аренды.
Уведомлением от 21.07.2020 N 47/999/001/2020-208533 Управлением отказано Министерству в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:11 в связи непредставлением соглашения сторон или решения суда о расторжении договора.
Считая отказ в государственной регистрации прекращения договора аренды участка незаконным, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как следует из части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания для приостановления государственной регистрации указаны в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
В данном случае Управление в качестве основания для приостановления и отказа в государственной регистрации сослалось на пункт 5 части 1 статьи 26 и статью 27 Закона N 218-ФЗ, согласно которым осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Срок действия договора аренды - до 01.08.2014.
До истечения срока действия договора, в ноябре 2013 года Общество фактически отказалось от договора, вернув участок арендодателю по акту, что свидетельствует о направленности воли арендатора на прекращение договорных правоотношений.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, не имеется оснований полагать, что действие договора после истечения его срока было возобновлено на неопределенный срок.
Учитывая прекращение договорных отношений сторон, возврат имущества арендодателю, следует признать, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2021 по делу N А56-89276/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89276/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛСР. Базовые материалы", Росреестр по ЛО