г. Воронеж |
|
9 февраля 2024 г. |
А14-18806/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2024 года.
Судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда Пороник А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области: Стахурлова Т.Б., представитель по доверенности N 05-08/8 от 09.08.2023, служебное удостоверение, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "Регионтехстрой": Рожков И.В., представитель по доверенности от 27.07.2021, удостоверение адвоката,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области
на определение Арбитражного суда Воронежской области от 06.12.2023 по делу N А14-18806/2023
по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Регионтехстрой"
о принятии обеспечительных мер
в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионтехстрой" (г. Воронеж, ОГРН 1063667063690, ИНН 3664070628)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области (г. Воронеж, ОГРН 1043600195803, ИНН 3666120000)
о признании незаконным решения от 19.07.2023 N 1690,
о признании незаконным решения от 25.10.2023 N 15-2-18/30032,
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регионтехстрой" (далее - ООО "РТС", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) и Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - Управление) о признании незаконными решения Инспекции от 19.07.2023 N 1690, решения Управления от 25.10.2023 N 15-2-18/30032@ и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
13.11.2023 заявление принято арбитражным судом к производству.
05.12.2023 общество обратилось с ходатайством о приостановлении действия решения от 19.07.2023 N 1690.
06.12.2023 ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворено, приостановлено действие решения Инспекции от 19.07.2023 N 1690 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу заявленного требования.
30.12.2023, не согласившись с определением, Инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В качестве доводов жалобы Инспекция указала, что какого-либо документального подтверждения тому, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может привести к возникновению у общества значительного материального ущерба, последним в материалы дела не представлено. Материальное благосостояние ООО "РТС" является стабильным.
29.01.2024 (дата регистрации) посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от ООО "РТС" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило обжалуемое определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание явились представители Инспекции и общества.
Отзыв на апелляционную жалобу был приобщен к материалам дела.
Представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое определение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считал обжалуемое определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении ООО "РТС" проведена выездная налоговая проверка по всем видам налогов, сборов и страховых взносов за 2018 - 2020 г.г., по результатам которой принято решение N 1690 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.07.2023, в соответствии с которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 54 524 004 руб., налог на прибыль организаций в размере 2 837 310 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 2 399 184 руб., штрафа по налогу на прибыль организаций в размере 162 877 руб., всего - 59 923 375 руб. (т. 5 л.д. 94 - 185).
16.08.2023 ООО "РТС" обратилось в Управление с апелляционной жалобой на решение Инспекции.
25.10.2023 решением Управления N 15-2-18/30032@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
ООО "РТС" обжаловало решение Инспекции N 1690 от 19.07.2023 в арбитражный суд, заявив о необходимости приостановления его действия.
В обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер ООО "РТС" указало, что непринятие обеспечительных мер повлечет значительный ущерб для заявителя и сделает невозможным исполнение судебного акта по настоящему делу, так как оспариваемое решение налогового органа будет исполнено до вступления судебного акта в законную силу, что, по мнению заявителя, приведет к ликвидации деятельности налогоплательщика. Кроме того, приостановление действия решения налогового органа не нарушит баланс интересов налогоплательщика и публичных интересов, не повлечет утрату возможности исполнения оспариваемого решения.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Как следует из с п. 4 определения Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 N 390-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета администрации Красноярского края о проверке конституционности части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", обеспечительные меры по своей правовой природе в арбитражном процессе носят временный характер и сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 83) в главе 24 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15) по ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, частью 2 статьи 85, статьей 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, главой 7 КАС РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ.
Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ, части 2 статьи 85, статьи 223 КАС РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены, либо их осуществление началось (например, внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые обеспечительные меры фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 90 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), в том числе в случае отложения судебного разбирательства в целях урегулирования спора. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 15, меры по обеспечению иска, обеспечительные меры, меры предварительной защиты (далее также - обеспечительные меры) принимаются судом в целях предотвращения нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или неопределенного круга лиц, снижения негативного воздействия допущенных нарушений, создания условий для надлежащего исполнения судебного акта (глава 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, глава 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд принимает обеспечительные меры по искам, требованиям, административным искам (далее также - иск) как имущественного, так и неимущественного характера, в том числе о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения (п. 6 Постановления N 15).
Как следует из п. 20 Постановления N 15, в заявлении о принятии обеспечительных мер должна быть указана конкретная обеспечительная мера или меры, которые просит принять заявитель (часть 1 статьи 139 ГПК РФ, пункт 6 части 2 статьи 92 АПК РФ, пункт 5 части 2 статьи 86 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать свое обращение, указать обеспечительную меру, которую он просит принять, а также представить доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Согласно п. 14 Постановления N 15, рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 2 статьи 91 АПК РФ).
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия (часть 2 статьи 90 АПК РФ).
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду:
1. разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер;
2. связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования;
3. вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
4. обеспечение баланса интересов сторон;
5. предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Исходя из п. 15 Постановления N 15, судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 139 ГПК РФ, частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ.
Основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения решения. При рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц. Вывод суда о необходимости принятия мер по обеспечению иска должен быть мотивирован и основан на конкретных обстоятельствах, подтвержденных документально.
Пунктом 16 Постановления N 15 разъяснено, что, если в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер лицо ссылается на то, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда (часть 2 статьи 139 ГПК РФ, часть 2 статьи 90 АПК РФ, часть 1 статьи 85 КАС РФ), основанием для принятия обеспечительных мер может служить наличие реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения суда, затруднения его исполнения в будущем.
Судом могут быть учтены доводы заявителя, обусловленные, в том числе, возможностью принятия ответчиком, административным ответчиком (далее также - ответчик) мер по отчуждению имущества после предъявления иска; совершения им действий, направленных на сокрытие имущества, уменьшение его ценности; наличием возбужденных в отношении ответчика исполнительных производств; а также тем, что непринятие обеспечительных мер приведет к нарушению прав, свобод, законных интересов истца, административного истца, неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее исковое заявление, невозможности или затруднительности защиты прав, свобод и законных интересов стороны.
Заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи испрашиваемой меры с предметом заявленного требования. Отсутствие связи испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования является основанием для отказа в удовлетворении заявления о ее принятии (п. 17 Постановления N 15).
Согласно п. 18 Постановления N 15 принимаемые судом обеспечительные меры должны быть соразмерны требованиям, в обеспечение которых они принимаются. При этом соразмерность обеспечительных мер не исключает возможности совпадения истребуемых мер с заявленными требованиями с учетом характера правоотношений и фактических обстоятельств дела.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, в соответствии с частью 1 статьи 65 этого же Кодекса возложено на заявителя.
Исходя из пункта 2 Информационного письма N 83, с учетом содержания части 2 статьи 90 Кодекса в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя.
Не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Кодекса).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 3 Информационного письма N 83 разъяснил, что необходимо иметь в виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
В том случае, если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса (п. 6 Информационного письма N 83).
В подтверждение доводов, приведенных в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер, обществом был представлен широкий спектр документов, подтверждающих возможность в будущем исполнить оспариваемое решение налогового органа.
ООО "РТС" ведет деятельность в сфере строительства, производит электромонтажные, санитарно-технические и прочие строительно-монтажные работы, исполняет государственные/муниципальные контракты.
Из данных бухгалтерского баланса ООО "РТС" по состоянию на 30.09.2023 усматривается, что основные средства общества составляют 39 669 тыс. руб., запасы - 1 361 614 тыс. руб., сумма дебиторской задолженности - 308 958 тыс. руб., при этом у заявителя имеются денежные средства в размере 125 405 тыс. руб. (л.д. 14 - 15).
ООО "РТС" является исполнителем по 14 действующим контрактам (л.д. 18 - 19).
Представленные документы и сведения в совокупности свидетельствуют о том, что ООО "РТС" ведет хозяйственную деятельность в строительной сфере, одновременно неся связанные с данной деятельностью сопутствующие расходы, финансовое положение является стабильным.
Данные обстоятельства не опровергает по существу и заявитель апелляционной жалобы.
Таким образом, объем вышеперечисленных активов очевидно позволит обществу исполнить решение налогового органа (при вступлении соответствующего судебного акта в законную силу).
В свою очередь, оспариваемое решение налогового органа вступило в законную силу, Инспекция приступила к его исполнению - налогоплательщику в установленном законом порядке направлено требование об уплате задолженности N 62230 от 08.11.2023 на общую сумму 77 243 725,41 руб. (л.д. 38 - 41).
Понятие "ущерб", используемое в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, охватывает как ущерб, определяемый по правилам ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации.
В данном конкретном случае одномоментное изъятие значительной (~ 60 млн. руб.) суммы из оборота заявителя, очевидно, снизит его финансовые возможности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, целью которой в соответствии со ст. 2 ГК РФ является систематическое получение прибыли.
Доказательства наличия у ООО "РТС" денежных средств и иных ресурсов, на которые возможно обращение взыскания без причинения ущерба хозяйственной деятельности организации, Инспекция в материалы дела не представила.
Обстоятельства, связанные с взысканием задолженности по оспариваемому решению налогового органа, могут повлечь причинение налогоплательщику значительного ущерба в виде возникновения задолженности (в том числе, штрафных санкций) перед контрагентами, кредитными организациями, сотрудниками предприятия, ФНС России и др.
Регулируя основания, условия и порядок возмещения ущерба, в том числе путем обеспечения возмещения расходов, понесенных на восстановление нарушенного права, указанные нормы реализуют, кроме того, закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип охраны права частной собственности законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ).
При этом фактическое осуществление принудительного взыскания доначисленных на основании оспариваемого решения сумм налога и штрафа в случае положительного для заявителя исхода рассмотрения настоящего дела вызовет необходимость возмещения налогоплательщику изъятого у него имущества (денежных средств), что потребует от общества принятия дополнительных мер и, соответственно, дополнительных временных и финансовых затрат, т.е. затруднит исполнение судебного акта.
Таким образом, из содержания представленных заявителем доказательств в подтверждение необходимости применения судом испрашиваемой обеспечительной меры усматривается выполнение всех условий, перечисленных в пункте 14 Постановления N 15.
Заявленные меры непосредственно связаны с предметом спора (признание необоснованным решения Инспекции) и соразмерны заявленному требованию, направлены на сохранение баланса интересов лиц, участвующих в деле, на период рассмотрения спора о признании недействительным решения Инспекции от 19.07.2023 N 1690.
Непринятие обеспечительных мер по делу могло затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, что привело бы к нарушению баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Согласно п. 10 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения.
Подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе, не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 11 статьи 101 НК РФ, по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи.
Из материалов дела следует и не опровергнуто заявителем жалобы то обстоятельство, что налоговым органом приняты:
1. решение N 63 от 28.07.2023 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества на общую сумму 32 820 217,68 руб. (л.д. 26 - 36);
2. решения N 57, N 58, N 59, N 60, N 61 от 28.07.2023 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств на общую сумму 26 808 342,32 руб.;
3. решение N 63/1 от 10.08.2023 о замене обеспечительных мер, принятых в виде приостановления операций по счетам в банках, на залог имущества налогоплательщика в сумме 26 808 342,32 руб. (л.д. 42 - 47).
Поэтому исполнение оспариваемого решения налогового органа очевидно обеспечено имеющимся у налогоплательщика имуществом.
Таким образом, суд области обоснованно удовлетворил заявление ООО "РТС" и приостановил действие решения Инспекции N 1690 от 19.07.2023 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу заявленного требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по указанным ранее основаниям, а также в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Оснований полагать, что примененные обеспечительные меры - освобождение общества от немедленного исполнения оспариваемого решения, сохраняющие status quo, могут повлечь нарушение публичных интересов, а также повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора, не имеется.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о наличии у общества реальной возможности исполнения оспариваемого решения, достаточности активов, дебиторской задолженности, денежных средств, потенциального поступления денежных средств от заказчиков для оплаты доначисленных сумм.
Вопреки доводам апелляционной жалобы именно благодаря стабильному финансовому положению общества приостановление действия решения Инспекции не воспрепятствует его исполнению, так как деятельность налогоплательщика продолжится и его устойчивое финансовое положение сохранится.
Стабильное финансово-хозяйственное положение организации не может являться препятствием для принятия мер, направленных на предотвращение необоснованного взыскания задолженности по обязательным платежам до рассмотрения по существу спора о правомерности ее доначисления.
Кроме того, стабильность финансового состояния налогоплательщика, осуществление организацией реальной хозяйственной деятельности и получение в результате ее осуществления прибыли, а также наличие у организации реальных активов (основных средств, запасов, денежных средств), дебиторской задолженности, достаточных для погашения взыскиваемой задолженности, свидетельствует об обеспечении интересов налогового органа в случае отказа в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, и, тем самым, об обеспечении баланса интересов сторон.
Вместе с тем, наличие имущества у организации не свидетельствует о том, что она способна единовременно погасить взыскиваемую задолженность без причинения ущерба своей хозяйственной деятельности (с учетом доначисленной суммы налогов, штрафных санкций).
В материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно и определенно свидетельствующие о намерении общества уклониться от уплаты налога, штрафа путем принятия мер, направленных на сокрытие или уменьшение принадлежащего ему имущества.
В случае разрешения настоящего спора не в пользу налогоплательщика налоговый орган сохранит возможность взыскания предусмотренных оспариваемым решением Инспекции сумм налога и штрафа в полном объеме.
Обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, поэтому правила доказывания их оснований не аналогичны тем, что применяются при доказывании обстоятельств по существу судебного спора, когда от стороны требуется представить ясные и убедительные доказательства обстоятельств дела либо доказательства, преобладающие над доказательствами процессуального противника. Для применения обеспечительных мер достаточно подтвердить разумные подозрения наличия предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ оснований.
Принятие обеспечительной меры носит временный характер и не освобождает заявителя от обязанности платить законно установленные налоги, не препятствует реализации полномочий налогового органа по взысканию налога и штрафа после окончания судебного разбирательства и не повлечет утрату возможности исполнения оспариваемого акта при отказе в удовлетворении требований общества.
Обеспечительная мера в соответствии со статьей 75 НК РФ не приостанавливает начисление пеней, гарантирующих компенсацию потерь бюджета в случае несвоевременной выплаты налоговых платежей.
Оперативность решения вопроса о применении обеспечительных мер при невысоком стандарте доказывания соответствующих обстоятельств не нарушает права Инспекции, поскольку помимо требования о судебной проверке обоснованности и соразмерности этих мер законодательством установлены и иные гарантии соблюдения ее интересов. В частности, по ходатайству Инспекции обеспечительная мера может быть заменена на другую (ст. 95 АПК РФ) или в короткий срок отменена тем же судом (ст. 97 АПК РФ).
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание и существо вменяемого налогоплательщику нарушения - нарушение п. 1 ст. 54.1, ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ, в частности, создание фиктивного документооборота по операциям с 7 контрагентами (по мнению Инспекции) с целью уменьшения налогооблагаемой базы и получения налоговой выгоды.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения не имеется.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, представитель Инспекции пояснил, что с заявлением об отмене обеспечительных мер налоговый орган не обращался.
Суд апелляционной инстанции отмечает и то, что Федеральным законом от 25.12.2023 N 667-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в том числе внесены изменения в часть 7 статьи 93 АПК РФ в части исключения указания на возможность обжалования определения арбитражного суда об обеспечении иска. Данный закон вступил в силу 05.01.2024.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при обжаловании данного определения государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьей 271, п. 1 ч. 4 ст. 272 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Воронежской области от 06.12.2023 по делу N А14-18806/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18806/2023
Истец: ООО "РегионТехСтрой"
Ответчик: МИФНС N1 по ВО
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-476/2024