г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А56-76029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания советником заместителя председателя суда Нетрусовой Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Усть-Луга Ойл" Маслобоева Н.К. (доверенность от 25.01.2021 N 25/01/2021-1) и Шевцова Н.В. (доверенность от 02.08.2020 N 02/08/2020/02),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Борисовой Л.И. (доверенность от 05.03.2021),
рассмотрев 20.04.2021 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Усть-Луга Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 по делу N А56-76029/2020
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Усть-Луга Ойл", адрес: 188477, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, территория Морского торгового порта "Усть-Луга", комплекс наливных грузов, ОГРН 1024701420622, ИНН 4707013516 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 696 099 кв. м с кадастровым номером 47:30:0101001:7, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, морской торговый порт Усть-Луга, а также об указании в судебном акте на то, что он является основанием для исключения сведений о данном участке из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), и администрация муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 2, лит. А, ОГРН 1024701422877, ИНН 4707013298 (далее - Администрация), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, адрес: 199004, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 26, ОГРН 1027800556090, ИНН 7801011470 (далее - Водное управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии", адрес: 107078, Москва, Орликов пер., д., ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Ленинградской области.
Решением от 30.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, истец обжаловал его в апелляционный суд. В своей жалобе он просил отменить обжалуемый судебный акт и принять новый - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как указывает податель жалобы, решением по делу N А56-51176/2019 объект недвижимости с кадастровым номером 47:20:0223002:531 признан искусственно созданным земельным участком в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 246-ФЗ), при этом на Управление Росреестра упомянутым судебным актом возложена обязанность снять данный объект с кадастрового учета; из определения о разъяснении принятого решения следует, что последнее является основанием для постановки на кадастровый учет искусственного земельного участка площадью 619 138 кв. м с видом разрешенного использования "трубопроводный транспорт"; в ходе исполнения данного решения выявлено наложение границ вновь образованного участка, которому присвоен кадастровый номер 47:30:0101001:224, на границы земельного участка с кадастровым номером 47:30:0101001:7, поставленного на кадастровый учет еще 05.07.2007 и имеющего статус "ранее учтенный"; ввиду того, что последний отнесен к категории земель водного фонда, снятие спорного участка в ходе административной процедуры невозможно, а исключение сведений о нем из ЕГРН может быть осуществлено только на основании решения суда; вместе с тем суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело, не применил положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В отзыве на жалобу Кадастровая палата поддержала позицию ее подателя, указав, что снять спорный участок с кадастрового учета в административном порядке не представляется возможным по причине того, что согласно статье 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), вместе с тем снятие участков, поставленных на учет до 01.03.2008, осуществляется лишь в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН. Также Кадастровая палата сообщила, что при постановке спорного участка на учет был представлен договор от 30.11.2004 N 374пби-04-205 пользования поверхностным водным объектом на территории Ленинградской области, заключенный между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и открытым акционерным обществом "Компания Усть-Луга".
В судебном заседании явившиеся в него представители поддержали ранее занятые ими позиции по данному спору. Представитель Кадастровой палаты пояснила, что осуществить действия по снятию участка, по мнению ее доверителя, невозможно в силу категории такого участка и положений водного законодательства о том, что водные объекты принадлежат РФ за рядом исключений (прудов, обводненных карьеров).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2019 по делу N А56-51176/2019 объект недвижимости с кадастровым номером 47:20:0223002:531, изначально зарегистрированный на праве собственности за Обществом как гидротехническое сооружение в виде территории комплекса наливных грузов в морском торговом порту Усть-Луга, признан искусственным земельным участком в соответствии с положениями Закона N 246-ФЗ, поскольку, по сути, представляет собой территорию, состоящую из намывного и насыпного грунта, дамбы обвалования, а также шпунта, на которых, в свою очередь, Обществом были возведены объекты капитального строительства, входящие в состав терминала по перевалке нефтепродуктов.
Также указанным решением за Обществом признано право собственности на искусственно созданный участок, а на Управление Росреестра возложена обязанность по снятию с кадастрового учета ранее поставленного на него объекта недвижимости с кадастровым номером 47:20:0223002:531.
В определении суда первой инстанции от 24.10.2019 по тому же делу даны следующие разъяснения по поводу принятого ранее решения: вынесенный 30.07.2019 судебный акт является основанием для постановки на государственный кадастровый учет искусственно созданного посредством намыва или отсыпки грунта на водном объекте земельного участка площадью 619 138 кв. м с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и видом разрешенного использования - трубопроводный транспорт.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, Общество сослалось на то, что в ходе исполнения решения по делу N А56-51176/2019 выявлено наложение границ вновь образованного 03.08.2020 участка с кадастровым номером 47:30:0101001:224 на границы участка с кадастровым номером 47:30:0101001:7, поставленного на кадастровый учет 05.07.2007.
В отзыве на заявление Общества Управление Росреестра указало, что сведения о зарегистрированных правах на участок с кадастровым номером 47:30:0101001:7 в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем заинтересованное лицо не возражает против удовлетворения требований заявителя.
В свою очередь, Администрация заявила о том, что является ненадлежащим заинтересованным лицом по данному делу.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что в пункте 181 установленного Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 N 943 порядка ведения ЕГРН (приложение N 1 к названному приказу, далее - порядок ведения ЕГРН) определен перечень конкретных действий, которые должен осуществить регистрирующий орган при снятии поставленного на кадастровый учет до 01.03.2008 объекта с такого учета, между тем в материалы настоящего дела не представлено доказательств принятия каких-либо мер по реализации указанной административной процедуры, направленной на недопущение возможного нарушения интересов правообладателей снимаемых с учета земельных участков, посчитал нарушение прав Общества недоказанным, в связи с чем отказал в удовлетворении его заявления.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, не находит оснований для отмены решения ввиду следующего.
Согласно имеющейся в деле выписке из ЕГРН от 10.11.2017 N 47/118/004/2017-3961 в 2007 году на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 696 099 кв. м, относящийся к землям водного фонда. По результатам кадастровых работ участку присвоен номер 47:30:0101001:7. При этом данные о его правообладателе в реестре отсутствуют.
Из материалов дела следует, что позиция заявителя и привлеченной к участию в данном споре Кадастровой палаты, по сути, сводится к тому, что упомянутый участок с кадастровым номером 47:30:0101001:7, границы которого налагаются на границы вновь образованного в соответствии с Законом N 246-ФЗ участка, не может быть снят с кадастрового учета на основании части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ в силу того, что водные объекты согласно положениям Водного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем в пункте 181 упомянутого порядка ведения ЕГРН подробно описан перечень действий, осуществляемых регистрирующим органом в случае отсутствия в названном реестре или государственном кадастре недвижимости записи или информации о праве на земельный участок, поставленный на учет до 01.03.2008, которые различаются в зависимости от наличия или отсутствия у уполномоченного органа сведений об исходном (исходных) участке (участках) и его правообладателе, расположении на участке объекта (объектов) недвижимости и их правообладателе и т.д.
При этом в подпункте 4 названного пункта отдельно указано на то, что при наличии в кадастре недвижимости сведений о том, что право на земельный участок возникло в силу федерального закона (в том числе, если земельный участок отнесен к категории земель "земли лесного фонда"), при отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящий момент ЕГРН) сведений о правообладателе такого земельного участка, орган регистрации прав направляет в уполномоченный на подтверждение факта возникновения таких прав орган (орган государственной власти, орган местного самоуправления) уведомление об отсутствии в кадастре недвижимости ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок в реестре прав ЕГРН и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор.
При таком положении позиция заявителя, поддержанная Кадастровой палатой и основанная на предположении о невозможности снятия с учета спорного участка, отнесенного к категории земель водного фонда, посредством административной процедуры, обоснованно расценена судом первой инстанции как ошибочная с учетом изложенных выше норм действующего законодательства, рассчитанных, в том числе на ситуации, когда реестр не содержит сведений о правообладателе земельного участка, однако право на него возникло в силу закона.
Кроме того, обращаясь с требованием о понуждении Управления Росреестра, осуществляющего публичные полномочия, совершить указанные в заявлении действия в целях устранения нарушения прав и законных интересов Общества, последнее не доказало, что таковое в данном случае в принципе имело место быть в отсутствие доказательств обращения в уполномоченный орган с заявлением о снятии спорного участка с кадастрового учета.
Ссылка подателя жалобы на имеющее место наложение границ двух участков документально не подтверждена, данный факт сам по себе еще не свидетельствует о допустимости исключения из ЕГРН сведений об одном из участков в обход специально установленной и рассчитанной на спорные ситуации административной процедуры.
При таких обстоятельствах решение не подлежит отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 по делу N А56-76029/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76029/2020
Истец: АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КИНГИСЕППСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра", Федеральное агентство водных ресурсов Невко-Ладожское Бассеновое водное управление