Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2021 г. N Ф08-4099/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2021 г. |
дело N А53-37866/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Р.А. Абраменко,В.В. Галов
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание участвует представитель ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Рябоконь Н.А. по доверенности от 29.03.2021,
от ФГУ "ВГ 2" в/ч 45765 Министерства обороны Российской Федерации:
представителей не направил, извещен надлежащим образом,
от ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России: представитель Родинка Е.С. по доверенности от 11.01.2021,
от третьего лица: представитель Волкова В.В. по доверенности от 25.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 по делу N А53-37866/2019
по иску акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225,
ОГРН 1097746264230)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889),
к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России,
к ФГУ "ВГ 2" в/ч 45765 Министерства обороны Российской Федерации
при участии третьего лица: Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании неосновательного обогащения в размере 29 268 979 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что учреждением допущено бездоговорное потребление электрической энергии в период 19.08.2018 по 19.08.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2020, иск удовлетворен. Суды пришли к выводу о доказанности неосновательного обогащения ответчика, полученного в результате бездоговорного потребления электроэнергии в спорный период.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2020 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Выводы судов о том, что технологическое присоединение оформлено ответчиком ненадлежащим образом, приборы учета не установлены, договор энергоснабжения не заключен, не соответствуют материалам дела. Акт технологического присоединения от 30.10.2014 N ТП-04-14-016 опровергает самовольное подключение энергопринимающих устройств казармы и чиллера воинской части 45765 к сетям истца. Суды не учли наличие на объектах приборов учета Меркурий 230 N 14768630, 14766217, 16933358, опломбированных пломбами 16028002 и 16028197. Суды также не установили, каким образом с момента технологического присоединения спорных объектов к сетям истца (2014 год) до передачи спорных объектов недвижимости в ведение Министерства обороны России (2017 год) и с момента передачи указанных объектов Министерству обороны России до выявления бездоговорного потребления и кем производилась оплата потребляемой данными объектами электроэнергии; не обсудили вопрос о привлечении к участию в деле поставщика электроэнергии и воинской части N 45765; не выяснили, когда зарегистрировано право оперативного управления за ответчиком.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Ростовской области определением от 15.09.2020 привлек в качестве соответчиков к участию в деле ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФГУ "ВГ 2" в/ч N 45765 Минобороны России. Определением от 15.10.2020 в качестве третьего лица без самостоятельных требовании на предмет спора к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что наличие ранее заключенного между между ОАО "Оборонэнерго", ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" и ФГУП "ГУУСТ N 4 при Спецстрое России" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.08.2013, акта об осуществлении технологического присоединения N ТП-04-14-016, акта осмотра электроустановок потребителя от 19.08.2019 свидетельствует о надлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации, а также о наличии на объекте действующих приборов учета ресурса.
Акционерное общество "Оборонэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Суд не выполнил обязательные указания суда кассационной инстанции. Вывод суда о сложившихся фактических договорных отношениях по электроснабжения не соответствует материалам дела, поскольку оплата за потребленную электроэнергию не производилась. Истец представил документы, опровергающие выводы суда о намеренном затягивании переоформления документов о технологическом присоединении. Ответчик не представил акты допуска приборов учета к эксплуатации, следовательно, не подтвердил, что приборы учета являются расчетными. Потребление электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения даже при наличии надлежащего технологического присоединения является бездоговорным.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчики и Министерство обороны Российской Федерации просят оставить решение суда первой инстанции без изменения. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации указывает, что первоначальное технологическое присоединение осуществлено при строительстве зданий, последующие обращения о переоформлении технологического присоединения оставлены обществом без ответа. Самовольное подключение объектов ответчиками не производилось. Министерство обороны Российской Федерации указывает, что факт технологического присоединения материалами дела подтвержден. В акте о неучтенном потреблении ошибочно указано на потребление электроэнергии от точки подключения ТП-917, тогда как согласно актам технологического присоединения потребление электрической энергии происходит от точки подключения ТП-1009. Печников Н.Е. присутствовал при осмотре электроустановок, однако акты подписывать ему не предлагали, соответственно, от подписи он не отказывался. Указанные в качестве незаинтересованных лиц Згоник Д.С. и Гуджеджиани Д.Т при осмотре не присутствовали.
В судебном заседании представители ответчиков и третьего лица дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем электрических сетей, по которым осуществляется передача электрической энергии до объектов: "Общежитие (казарма)" и "Чиллер (вентиляция)", расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Комсомольская, 10а, 106, в/ч 45765, военный городок N 2.
Учреждение создано 02.03.2017 в соответствии с приказом N 155 Министра обороны Российской Федерации. Согласно пункту 3 приказа целью деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно уставу учреждение имеет филиал по Южному военному округу в г. Ростове-на-Дону.
В соответствии с приказом начальника учреждения от 07.04.2017 N 22 организационную и финансовую ответственность за заключение государственных контрактов (договоров) с ресурсоснабжающими организациями в интересах всех подразделений организации несут филиалы по Западному военному округу, Южному военному округу, Центральному военному округу, Восточному военному округу, ОСК Северного флота, БФ, ТОФ (по округам и флотам).
Суд первой инстанции установил, что в интересах подразделений филиала Учреждения по ВДВ, расположенных на территории Южного военного округа, договоры с ресурсоснабжающими организациями заключались филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО). Указанный порядок изменился лишь с 01.01.2019 в соответствии с приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России N 223 от 18.09.2018.
Требования о взыскании неосновательного обогащения заявлены с 19.08.2018 по 19.08.2019 в периоде организационной и финансовой ответственности филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО), в связи с чем следует признать обоснованным участие в деле указанного филиала в качестве ответчика. Также к участию в деле привлечены в качестве соответчиков ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФГУ "ВГ 2" в/ч N 45765 Минобороны России.
19 августа 2019 года в ходе проведенной сотрудниками общества (филиал "Северо-Кавказский") проверки на наличие законного подключения и потребления электрической энергии в отношении объектов: "Общежитие (казарма)" и "Чиллер (вентиляция)", расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Комсомольская, 10а, 106, в/ч 45765, военный городок N 2, в присутствии представителя потребителя - ЖКС N 3 учреждения Печникова Николая Егоровича установлено отсутствие заключенного с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения.
По данному факту составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии (при бездоговорном потреблении) от 19.08.2019 N С-К/КК/Бд.юр.л/2019/6, N С-К/КК/Бд.юр.л/2019/7 и акт осмотра электроустановок потребителя от 19.08.2019, из которых следует, что договор энергоснабжения в период с 19.08.2018 по 19.08.2019 отсутствовал; документы, подтверждающие наличие присоединения объектов электросетевого хозяйства ответчика в установленном законом порядке, в указанный период отсутствовали.
Согласно расчету общества по указанным актам объем бездоговорного потребления за период с 19.08.2018 по 19.08.2019 составил 1040 688 кВт/ч стоимостью 10 006 489 рублей 86 копеек и 2 003 324 кВт/ч стоимостью 19 262 489 рублей 14 копеек.
Общество направило учреждению претензию от 05.09.2019 N СКФ/050/4756 с требованием оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, которая оставлена последним без удовлетворения.
Неоплата ответчиком стоимости бездоговорного потребления электрической энергии послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При принятии решения об обоснованности заявленных требований суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 Основных положений N 442 бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Согласно пункту 167 Основных положений N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований данного документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Пунктом 193 Основных положений N 442 предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункту 194 Основных положений N 442 расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 данного документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему - поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 указанного документа.
В пункте 196 Основных положений N 442 указано, что объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с данным пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений N 442.
По мнению заявителя жалобы, в нарушение абз. 7 пункта 34 Основных положений N 442 учреждение в отсутствие акта допуска приборов учета в эксплуатацию и в отсутствие договора энергоснабжения осуществляло потребление электрической энергии в точке поставки, в связи с чем имеет место факт бездоговорного потребления.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики (пункт 4 статьи 26).
Как указывалось выше, спорные точки поставки были присоединены к сетям в 2014 году.
Суд первой инстанции установил, что при строительстве здания "Общежитие (казарма)" были проложены 3 фидера кабельных линий: АББшВ 4*185 кв.мм, протяженность 120 м (вентиляция), АББшВ 4*120 кв.мм., протяженность 150 м (ВРУ-0,4 кВ), АББшВ 4*120 кв.мм., протяженность 150 м (здание казармы).
В период строительства заказчик - Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, Региональное управление заказчика капитального строительства Южного военного округа - филиал федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" по договоренности с АО "Оборонэнерго", являющейся сетевой организацией, произвели подключение объекта (на период строительства выдаются временные документы о технологическом присоединении объектов заявителя к электрическим сетям), при этом документация, необходимая для ввода объекта в эксплуатацию при подключении, не была оформлена должным образом и передана ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В целях устранения допущенных нарушений при передаче указанных объектов в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 03.04.2018 обратилось в филиал "Южный" АО "Оборонэнерго" с заявлением о восстановлении (переоформлении документов) о технологическом присоединении объектов заявителя к электрическим сетям, а также предоставлении копий актов ввода/допуска в эксплуатацию узлов учета электрической энергии на указанные объекты, в порядке, предусмотренном пунктом 57 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг".
Однако ответ на данное обращение не поступил.
Учреждение повторно обратилось к истцу с заявлением о предоставлении вышеназванных документов 29.08.2019.
28.10.2019 (после составления актов о бездоговорном потреблении) учреждению были представлены акты об осуществлении технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
Соответственно, суд пришел к верному выводу о необоснованном затягивании процесса переоформления документов о технологическом присоединении.
Суд установил, что на энергопринимающих устройствах на объектах чиллер и казарма установлены приборы учета Меркурий 230 N 14768630 и Меркурий 230 N 16933358.
Указанные приборы учета расположены в здании общежития с кадастровым номером 23:30:0000000:1854 площадью 6 011 кв.м.
Правообладателем указанного здания является Российская Федерация. Право оперативного управления зарегистрировано 18.09.2015 за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
20.08.2013 между ОАО "Оборонэнерго", ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" и ФГУП "ГУУСТ N 4 при Спецстрое России" заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 названного договора ОАО "Оборонэнерго" приняло на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ЛЭП-0,4 кВ до ВРУ-0,4 кВ общежития и ВРУ-0,4 кВ оборудования чиллера.
В силу пункта 2 того же договора техническое присоединение необходимо для электроснабжения объекта: общежитие на 300 мест, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Комсомольская, 10а.
В результате был составлен акт об осуществлении технологического присоединения N ТП-04-14-016. Технологический процесс энергоснабжения спорных объектов не прекращался.
В качестве оснований для установления факта бездоговорного потребления в актах от 19.08.2019 указано на потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора в установленном порядке.
Однако потребление электроэнергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) само по себе при условии наличия технологического присоединения энергопринимающих устройств, осуществленного в установленном действующим законодательством порядке, не свидетельствует о факте бездоговорного потребления электрической энергии по смыслу п. 2 Основных положений N 442.
В отсутствие договора-документа отношения между потребителем электроэнергии и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть квалифицированы судом в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Согласно п. 1 и 2 Правил технологического присоединения под технологическим присоединением потребителя понимается присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации в случаях, когда энергопринимающие устройства потребителя впервые вводятся в эксплуатацию, или реконструируются с увеличением присоединенной мощности, или изменяется категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
Переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, осуществляется путем обращения в территориальную сетевую организацию и является правом собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пункт 59 Правил технологического присоединения).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению по данной категории споров, включается не только факт наличия (отсутствия) договора, но и факт наличия надлежащего технологического присоединения объекта энергоснабжения к электрическим сетям.
Из материалов дела видно, что технологическое присоединение объектов к сетям истца оформлено надлежащим образом, ведется учет поставленной на спорные объекты электроэнергии в соответствии с приборами учета. Показания приборов учета снимаются сотрудниками АО "Оборонэнерго".
Указанных обстоятельств достаточно для квалификации сложившихся фактических договорных отношений.
Таким образом, потребление электрической энергии в отсутствие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, при наличии ранее соблюденной в отношении объекта процедуры технологического присоединения, основанной на принципе однократности, не может свидетельствовать о самовольности подключения к сетям и не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии, определенного расчетным способом. Наличие договорных отношений может быть установлено судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Так, о наличии фактически сложившихся отношений по снабжению электрической энергией можно делать вывод в тех случаях, когда у абонента имеется надлежащее техническое присоединение, а потребленная таким образом электрическая энергия оплачивается потребителем гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации). В данном случае судом не установлено виновных действий со стороны учреждения в связи с неоплатой, поскольку показания приборов учета передавались в АО "Оборонэнерго", в подтверждение чего представлена ведомость показаний приборов учета от 30.07.2018 с доказательствами направления ее электронной почтой от сотрудника АО "Оборонэнерго" в ЦЖКУ Минобороны России по ЮВО.
Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о наличии бездоговорного потребления со стороны учреждения.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 по делу N А53-37866/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37866/2019
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4099/20
29.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4759/2021
17.02.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37866/19
07.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4099/20
19.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1447/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37866/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37866/19