г. Пермь |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А60-59562/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Магеллан",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 10 февраля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-59562/2020
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013)
к обществу с ограниченной ответственностью "Магеллан" (ИНН 6686044779, ОГРН 1146686005432)
о взыскании неосновательного обогащения в сумме 72 780 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (далее - истец, МИФНС N32, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Магеллан" (далее - ответчик, ООО "Магеллан") о взыскании неосновательного обогащения в сумме 72 780 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен: с ООО "Магеллан" в федеральный бюджет взыскано неосновательное обогащение в размере 72 780 руб.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что на момент рассмотрения истцом заявления ответчика на предоставление субсидии у истца была информация о количестве работников ответчика в апреле 2020 года. Указывает, что ответчик своевременно предоставил в ПФР достоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года. Отмечает, что ответчик перед подачей заявления на предоставление субсидии проявил должную степень заботливости и осмотрительности, проверив возможность получения субсидии в сервисе "Проверка права на получение субсидии субъектом МСП, ведущим деятельность в пострадавших отраслях", размещенном на сайте истца. Считает, что судом первой инстанции не применены нормы, закрепленные в пункте 11 Правил, устанавливающем только одно основание для возврата полученной субсидии - искажение сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
МИФНС N 32 представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционных жалоб к производству для представления отзывов на апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом, ответчиком 18.05.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российском экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" субсидии за апрель 2020 г. на сумму 72 780 руб.
На момент проведения проверки соответствия ответчика критериям, установленным пунктом 3 Правил предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результат распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г., налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: ООО "Магеллан", ИНН 6686044779, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области с 14.04.2014 по настоящее время.
Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01 марта 2020 года - 96.04 Деятельность физкультурно-оздоровительная, что соответствует перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденной Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 N 434.
На момент получения субсидии ответчик находился в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, дата включения в реестр 01.08.2016.
По состоянию на 01 марта 2020 года отсутствовала недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей.
Ответчик не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
На основании информации, полученной в соответствии с пунктом 9 Правил от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии по телекоммуникационным каналам связи.
С учетом изложенного, субсидия в размере 72 780 руб. поступила на счет ответчика, указанный в заявлении.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Постановления N 576 истцом установлен факт несоблюдения ответчиком условия пп. "е" п. 3 Постановления Правительства РФ N 576.
Истец в адрес ответчика направил уведомление от 30.07.2020 N 3 о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
Истцом в адрес ответчика было выставлено требование N 34131 от 24.08.2020 о необходимости представить пояснения. 11.09.2020 в адрес ответчика направлено уведомление N 1126 о вызове налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. 24.09.2020 ответчик пояснил, что субсидию возвратить не имеют возможности, так как отсутствуют денежные средства.
Данные пояснения отражены в протоколе заседания рабочей группы от 24.09.2020.
Полученные ответчиком денежные средства в качестве субсидии не возвращены.
Истец полагает, что субсидия в размере 72 780 руб. перечислена ответчику без соответствующих на то оснований, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, согласно которой Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее также - Перечень N 434).
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 4 Правил N 576 размер субсидии в отношении организаций определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей, на количество работников в марте 2020 г. Количество работников определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5).
После указанной проверки налоговый орган либо отказывает заявителю в предоставлении субсидии, либо включает его в реестр для перечисления субсидий (приложение N 1 к Правилам N 576).
Как следует из приведенных выше обстоятельств, налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении общества, не установил оснований для отказа обществу в предоставлении субсидии, в связи с чем включил общество в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на счет общества Федеральным казначейством.
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления обществу субсидии, поскольку ответчик имел снижение количества работников по сравнению с количеством работников в марте.
ООО "Магеллан" считает, что все условия необходимые для получения субсидии были соблюдены. Однако данный вывод не соответствует материалам дела.
Как указано выше, подпунктом "е" пункта 3 Правил установлено, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 установлено, что общество имело снижение количества работников по сравнению с количеством работников в марте на 66%, то есть в марте у ООО "Магеллан" было 6 работников, а в апреле стало 4 работника, что следует из выписки ПК АИС налог - 3 об исполнении перевода субсидии, а так же подтверждено сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 г. от 27.11.2020 N28161.
Таким образом, субсидия в размере 72 780 руб. перечислена ООО "Магеллан" без соответствующих на то оснований.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности ответчика при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку ответчику на дату обращения в налоговый орган было известно о несоответствии условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, предусмотренным пи. е п. 3 Правил, а именно: снижение количества работников более чем на 1 человека в апреле 2020 года по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Факт снижения численности работников в апреле по сравнению с мартом 2020 на два человека заявителем не оспаривается, не указываются причины изменения количества работающих лиц.
Тот факт, что денежные средства были выплачены, говорит не о правомерности заявленных требований ООО "Магеллан", а свидетельствует о не совершенстве автоматического налогового регулирования.
Суд правомерно указал, что условием признания денежных средств в качестве неосновательного обогащения на основании ст. 1102 ГК РФ является отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения. Наличие договорных отношений порождает необходимость соотнесения взаимных предоставлений сторон по этому договору и определения завершающей обязанности одной стороны в отношении другой.
Как установлено судом, доказательств наличия правовых оснований приобретения денежных средств ответчиком не представлено.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для получения субсидий, доказательств обратного обществом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для признания их ошибочными апелляционный суд не усматривает.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание, что довод о своевременности предоставления обществом в ПФР сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года отклоняется как несостоятельный, поскольку требование о возврате денежных средств, перечисленных в качестве субсидии, возникло в результате несоблюдения подпункта "е" пункта 3 Правил N 576.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у общества оснований для получения рассматриваемой субсидии и, таким образом, об отсутствии оснований для взыскания этой субсидии с общества в качестве неосновательного обогащения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-59562/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Борзенкова И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-59562/2020
Истец: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 32 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО МАГЕЛЛАН