Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2021 г. N Ф06-5470/21 настоящее постановление изменено
г. Самара |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А65-27762/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.02.2021 по делу N А65-27762/2020 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственность "Агромолл" (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственность "Нефтехимагропром") (ОГРН 1021602514977, ИНН 1630004856), с.Верхняя Уратьма, к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987), г.Нижнекамск, об оспаривании действий, об обязании,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственность "Агромолл" - представителя Назырова Т.Ш. (доверенность от 13.12.2018),
от муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" - представителей Зарифуллина Р.Т. (доверенность от 25.01.2021), Боцман Е.В. (доверенность от 02.09.2020),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Агромолл" (прежнее наименование -общество с ограниченной ответственность "Нефтехимагропром") (далее - ООО "Агромолл", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании действия Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" (далее - Управление), выраженного в ответе исх. N 2461/ИсхП от 19.08.2020, по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13, 16:30:050601:474 в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, об обязании Управления устранить допущенное нарушение прав ООО "Агромолл" путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13, 16:30:050601:474 в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения ООО "Агромолл".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.02.2021 по делу N А65-27762/2020 заявленные требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "Агромолл" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представители Управления поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.11.2016 Управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 01-16-225 аренды земельных участков, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", с кадастровым номером 16:30:050601:474, общей площадью 393034 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, Макаровское сельское поселение, а также с кадастровым номером 16:30:130807:13, общей площадью 38260 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, Сосновское сельское поселение, сроком до 30.11.2021.
21.07.2020 общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13, 16:30:050601:474, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Агромолл" на праве собственности, на основании пп.9 п.2 ст.39.6, пп.12 п.2 ст.39.6, пп.31 п.2 ст.39.6, ст.39.20, пп.11 п.8 ст.39.8, ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п.4 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В письме от 19.08.2020 N 2461/исх-п Управление отказало обществу в предоставлении в аренду спорных земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13, 16:30:050601:474, указав, что срок действия договора аренды от 30.11.2016 N 01-16-225 на момент обращения общества в Управление не истек и с данным заявлением необходимо обратиться ближе к истечению срока договора аренды земельных участков для заключения договора на новый срок в соответствии с пп.31 п.2 ст.39.6 ЗК РФ при отсутствии оснований для отказа в предоставлении, установленных земельным законодательством. Кроме того, в указанном письме Управление также указало, что согласно приложенным информационным сообщениям, на земельном участке с кадастровым номером 16:30:130807:13 расположено 4 объекта недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:474 расположено 7 объектов недвижимости.
По актам обследования, произведенным специалистом отдела земельного контроля, количество объектов капитального строительства, расположенных на испрашиваемых земельных участках не соответствует количеству объектов, указанных в информационных сообщениях. В частности в обращениях отсутствует информация об объектах недвижимости: капитальный навес, капитальное строение, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:30:130807:13; строение работающее, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:474.
Также, согласно полученным в порядке межведомственного взаимодействия сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Управлением установлено, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:13 расположен объект недвижимости - административное здание с кадастровым номером 16:30:130807:28, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества по заявлению Муниципального образования Сосновское сельское поселение Нижнекамского муниципального района РТ.
Не согласившись с действиями Управления, выраженного в ответе исх. N 2461/ИсхП от 19.08.2020, по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13, 16:30:050601:474 в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими обществу, полагая, что указанное решение нарушает права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО "Агромолл".
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 17 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет.
Суд первой инстанции установил, что заявление о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13, 16:30:050601:474 по договору аренды сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования земельных участков подано обществом до истечения срока действия договора аренды и в порядке реализации права, предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ), либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа (статья 39.17 ЗК РФ).
Отказывая обществу в заключении договора аренды сроком на 49 лет спорных земельных участков без проведения торгов, Управление сослалось на акт обследования земельных участков и указало, что на земельном участке с кадастровым номером 16:30:130807:13 расположен капитальный навес, капитальное строение; на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:474 расположено строение; в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:13 расположен объект недвижимости - административное здание с кадастровым номером 16:30:130807:28, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества по заявлению Муниципального образования Сосновское сельское поселение Нижнекамского муниципального района РТ.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 39.16 ЗК РФ, установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
* на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 данного Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 4 статья 39.16 ЗК РФ);
* на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 5 статья 39.16 ЗК РФ).
Суд первой инстанции установил, что общество является собственником 4 объектов (16:30:130807:20, 16:30:130807:15, 16:30:130807:16, 16:30:130807:21) недвижимости расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:30:130807:13 и 7 объектов недвижимости (16:30:050601:478, 16:30:050601:482, 16:30:050601:481, 16:30:050601:480, 16:30:050601:483, 16:30:050601:492, 16:30:050601:485) расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:474.
С учетом изложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в силу пункта 9 части 2 статьи 39.6, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ общество имеет исключительное право на аренду указанных земельных участков.
В ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций Управление указывает на то, что на земельном участке с кадастровым номером 16:30:130807:13 расположен капитальный навес, капитальное строение; на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:474 расположено строение, что подтверждается актом обследования от 30.07.2020 N 198-об и обществом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанций общество указало, что указанные объекты недвижимости существовали на момент заключения с обществом договора аренды земельных участков от 30.11.2016 N 01-16-225, и не были построены ООО "Агромолл".
Права на указанные объекты в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы как за обществом, так и за иными лицами. Доказательств того, что данные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости, Управлением не представлено.
Следовательно, выводы указанные в оспариваемом письме с привязкой на акты обследования земельных участков, в которых зафиксирован факт нахождения на земельных участках "капитальное строение", "капитальный навес", "строение работающее", обладающие признаками капитального строительства, не зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости, не могут быть признаны объектами, наличие которых препятствует предоставлению в аренду земельных участков обществу, ввиду отсутствия оснований для вывода о принадлежности их третьим лицам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о наличии на испрашиваемых обществом земельных участках строений, в отношении которых не представлены правоустанавливающие документы, как основание для отказа в предоставлении земельных участков в аренду.
Относительно находящегося на части земельного участка с кадастровым номером 1630:130807:13 административного здания, 1998 года завершения строительства, принятого на кадастровый учет как бесхозяйный, также поименованного в оспариваемом письме Управления от 19.08.2020 N 2461/Исх-П в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов сроком на 49 лет, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что нахождение указанного здания не может препятствовать реализации права общества на приобретение земельного участка в аренду, поскольку изначально земельный участок с кадастровым номером 1630:130807:13 был предоставлен обществу совместно с указанным административным зданием.
Указанное административное здание принято органом государственной регистрации прав на учет в качестве бесхозяйного объекта 17.03.2020.
Как верно отметил суд первой инстанции, установленный законом запрет на предоставление физическим и юридическим лицам в пользование земельных участков без проведения конкурентных процедур в случае наличия на участках объектов, принадлежащих иным лицам, направлен на предотвращение ситуаций предоставления земельных участков под объектами, принадлежащими одним лицам, в пользование другим участникам оборота.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что спорный земельный участок более 5 лет находится во владении и пользовании общества, при этом, сведения о том, что на указанное административное здание имеется правопритязания со стороны иных физических и юридических лиц на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, Управление в материалы дела не представило.
Доводы Управления о том, что сельское поселение принимает меры по принятию в собственность указанного бесхозяйного объекта не подтверждены какими-либо надлежащими доказательствами. В настоящее время обстоятельств, препятствующих в предоставлении в аренду земельного участка не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок у общества возникает лишь только по истечению срока действия договора аренды от 30.11.2016, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Исходя из буквального толкования подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка. Такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства. Заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора. Возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования. В случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 по делу N 302-ЭС18-22715).
Суд первой инстанции установил, что арендатор земельного участка обратился с заявлением о заключении нового договора аренды 21.07.2020, то есть до истечения срока договора. Доказательства ненадлежащего использования земельных участков, нарушения договора аренды в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что иное лицо не обладает исключительным правом на приобретение спорных земельных участков.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:30:130807:13 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:27, и регистрация земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:27 невозможна ввиду отсутствия объекта недвижимости принадлежащего обществу на праве собственности, в связи с пересечением границ земельных участков, что является основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка в аренду, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Общий порядок предоставления, в частности в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ и этот порядок включает в себя принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2019 N 16/001/001/2019-17221 граница земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:13 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:27.
Земельный участок общей площадью 38260 кв.м, с кадастровым номером 16:30:130807:13, имеет установленные границы, сведения о которых содержаться в ЕГРН и являются актуальными, и соответственно границы данного участка не подлежат уточнению.
Наличие каких-либо расхождений в совокупной площади земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13 и 16:30:130807:27, не может являться основанием для отказа в принятии муниципальным органом обжалуемого отказа, так как исходя из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 16:30:130807:27, его граница не установлена.
Устранение несоответствий в площадях земельного участка с кадастровым номером 16:30:130807:13 и земельных участков входящих в его состав в зависимости от воли ответчика - в силу закона являющегося правообладателем данного земельного участка, может быть устранено путем установления границ земельного участка, исходя из местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:130807:13 и 16:30:130807:27, после чего расхождения в площадях будут устранены.
В данном случае земельный участок, в отношении которого возник спор, является сформированным и сведения по нему внесены в государственный кадастр недвижимости. Поэтому порядок предоставления земельного участка, установленный правилами статей 39.14 - 39.15 ЗК РФ, в этом случае не подлежит применению.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом пропущен процессуальный срок на обжалование отказа Управления, суд апелляционной инстанции отклоняет.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Отказ Управления N 2461/Исх-П датирован 19.08.2020, заявление общества об оспаривании указанного отказа направлено почтой 19.11.2020, что подтверждается почтовой квитанцией и конвертом, приобщенных к материалам дела.
С учетом изложенного, обществом соблюден процессуальный срок на обжалование отказа Управления.
Таким образом, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о не соответствии действий Управления, выраженных в ответе исх. N 2461/ИсхП от 19.08.2020, требованиям действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов общества.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие Управления с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2021 года по делу N А65-27762/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27762/2020
Истец: Общество с ограниченной ответственность "Агромолл", с.Верхняя Уратьма
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г.Нижнекамск
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1287/2023
25.01.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19410/2022
29.07.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20098/2022
07.04.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2708/2022
31.01.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27762/20
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5470/2021
29.04.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4002/2021
16.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27762/20