г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А42-7300/2011/-24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Тойвонена И.Ю.
судей Герасимовой Е.А., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой В.С.,
при участии:
от конкурсного управляющего ГОУП "Кандалакшаводоканал": Пронина С.В. по доверенности от 11.01.2021 (посредством системы "онлайн-заседания"),
от ФНС России: Прокопенко С.С. по доверенности от 08.02.2021,
от Министерства имущественных отношений Мурманской области: Железняк Н.Л. по доверенности от 09.11.2020,
от иных лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6276/2021) конкурсного управляющего ГОУП "Кандалакшаводоканал" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 18.01.2021 по делу N А42-7300/2011/-24 (судья Петрова О.А.), принятое по заявлению ООО "Вилен" о признании недействительным решения комитета кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ГОУП "Кандалакшаводоканал",
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Мурманской области (далее - арбитражный суд) от 17.11.2011 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) государственного областного унитарного предприятия "Кандалакшаводоканал" (далее - ГОУП "Кандалакшаводоканал", должник) на основании заявления кредитора - общества с ограниченной ответственностью "Коларегионэнергосбыт".
Решением арбитражного суда от 06.04.2012 ГОУП "Кандалакшаводоканал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Молчанов Владимир Иванович, член некоммерческого партнерства "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
Определением арбитражного суда от 08.11.2016 Молчанов В.И. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ГОУП "Кандалакшаводоканал", конкурсным управляющим должника утверждена Иванова Галина Петровна, член Ассоциации ВАУ "Достояние".
Определением арбитражного суда от 06.07.2018 Иванова Г.П. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ГОУП "Кандалакшаводоканал", конкурсным управляющим должника утвержден Макеев Андрей Анатольевич, член Ассоциации ВАУ "Достояние". Срок конкурсного производства в отношении должника продлен до 09.08.2021.
23.11.2020 в арбитражный суд поступили заявления общества с ограниченной ответственностью "Вилен" (далее - ООО "Вилен"), Министерства имущественных отношений Мурманской области (далее - Минимущество) о признании недействительным решения комитета кредиторов должника - ГОУП "Кандалакшаводоканал" от 10.11.2020 по второму вопросу повестки дня об утверждении "Положения N 2 о порядке, сроках и условиях продажи имущества ГОУП "Кандалакшаводоканал".
Определением арбитражного суда от 24.11.2020 заявления ООО "Вилен" и Минимущество объединено в одно производство, объединенному делу присвоен номер - А42-7300-24/2011.
Определением арбитражного суда от 18.01.2021 заявление удовлетворено, признано недействительным решение комитета кредиторов ГОУП "Кандалакшаводоканал" от 10.11.2020 по второму вопросу повестки дня об утверждении Положения N 2 о порядке, сроках и условиях продажи имущества ГОУП "Кандалакшаводоканал".
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ГОУП "Кандалакшаводоканал" просит определение арбитражного суда от 18.01.2021 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что в состав имущества должника входит имущество, относящееся к категории социально-значимых объектов, продажа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса в соответствии с пунктом 6 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ от 07.12.2011, что отражено в пп. 1.5, 1.6, 1.7 Положении N 2 от 10.11.2020. Выбор реализации имущества должника обусловлен Комитетом кредиторов возможностью получения максимальной выручки в интересах всех кредиторов должника и погашения реестра требований кредиторов, а также на скорейшее завершение процедуры конкурсного производства должника, которая длится с 2011 года. В целях удовлетворения требований кредиторов за счет конкурсной массы должника объекты социальной инфраструктуры могут быть реализованы исключительно путем их продажи на торгах в форме конкурса с ограничением свободы экономической деятельности покупателя в отношении этих объектов. Поскольку Положение о продаже объектов водоснабжения, утвержденное комитетом кредиторов ГОУП "Кандалакшаводоканал", содержит исключительно информацию о реализации имущества в виде конкурса, действия по реализации объектов, по мнению управляющего, правомерны.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО "Вилен", ФНС России просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагают, что Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ГОУП "Кандалакшаводоканал" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители Министерства имущественных отношений Мурманской области, ФНС России поддержали доводы, изложенные в отзывах.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом.
Согласно статье 32 Закон о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Из положений указанной статьи следует, что при рассмотрении вопроса о недействительности собрания кредиторов в предмет доказывания входит установление следующих обстоятельств:
- нарушены ли права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц;
- принято ли решение с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.
Рассмотрение такого заявления осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 60 Закона о банкротстве.
Как следует из материалов дела, 10.11.2020 Протоколом комитета кредиторов ГОУП "Кандалакшаводоканал" по второму вопросу повестки дня было утверждено Положение N 2 о порядке, сроках и условиях продажи имущества ГОУП "Кандалакшаводоканал" (далее Положение N 2).
Положение N 2 предусматривает реализацию следующего имущества - объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) отведения (п. 1.6, п. 1.7, Приложение N 1 к Положению N 2).
Эти объекты являются собственностью Мурманской области и находятся на балансе ГОУП "Кандалакшаводоканал" на праве хозяйственного ведения.
Обжалуемым Положением N 2 о порядке, сроках и условиях продажи имущества ГОУП "Кандалакшаводоканал" утвержден порядок реализации изъятого из оборота объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в собственности Мурманской области.
По мнению заявителей решения, принятые собранием нарушают права лиц, участвующих в деле о банкротстве, права собственника объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения и не соответствуют нормам статей 131, 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ Закона о банкротстве, части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (пункт 1 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Пунктами 1 и 2 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника, изъятого из оборота имущества.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), согласно которой, отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности, не допускаются.
Названный Закон, как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (2019), является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. Данные разъяснения касаются вопроса о порядке реализации объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, энергоснабжения и водоотведения в рамках дела о банкротстве.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что реализация объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в собственности Мурманской области не допустима. Указанные объекты должны быть возвращены Мурманской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 31 января 2020 г. N 21-ПП Министерство имущественных отношений Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества Мурманской области по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Мурманской области.
В соответствии с пунктом 2.2.3.35 указанного Положения Министерство имущественных отношений Мурманской области осуществляет полномочия собственника имущества должника государственного областного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (далее - Обзор от 26.12.2018), вопросы, касающиеся применения положений Закона о банкротстве об организации и проведении собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, их полномочиях (компетенции), а также об оспаривании решений, принятых собраниями и комитетами кредиторов, регулируются Законом о банкротстве (статьи 12, 13, 15, 17 и 18), который является специальным по отношению к общим положениям гражданского законодательства.
В связи с этим к решениям собраний и комитетов кредиторов при банкротстве должника не применяются положения главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ, пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
Таким образом, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно в случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что реализация изъятого из оборота имущества с нарушением норм действующего законодательства нарушает права и законные интересы кредиторов должника, собственника имущества, а также третьих лиц - граждан, являющихся непосредственными поручателями коммунальных услуг в виде водоснабжения и водоотведения, полагает, что утвержденный Положением N 2 порядок реализации имущества должника нарушает нормы Закона о банкротстве и Закона о водоснабжении, в связи с чем, заявление ООО "Вилен" и Минимущества о признании недействительным решения комитета кредиторов, состоявшегося 10.11.2020 по второму вопросу повестки дня является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом судебного акта.
Суд апелляционной инстанции дополнительно принимает во внимание, что возврат таких объектов не должен осуществляться без компенсации со стороны собственника обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Так, арбитражный управляющий вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 223, 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 18.01.2021 по делу N А42-7300/2011/-24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.А. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7300/2011
Должник: ГОУП "Кандалакшаводоканал"
Кредитор: Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО "Коларегионэнергосбыт"
Третье лицо: Департамент строительства, архитектуры и жилищно-коммунальной реформы МО, Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Мурманской области, Митко Анатолий Иванович, Молчанов Владимир Иванович, ОАО "ДнБ НОР Мончебанк", Отдел судебных приставов г. Кандалакша, Управление Росреестра по Мурманской области, Управление ФНС по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37295/2023
20.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6422/2023
24.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15583/2021
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9728/2021
17.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8870/2021
06.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8769/2021
29.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6276/2021
14.10.2016 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7300/11
28.08.2013 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7300/11
23.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23470/12
15.05.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8829/12
06.04.2012 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7300/11