г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А56-100294/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6664/2021) ООО "Дипси-Трейд" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 по делу N А56-100294/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску ООО "Дипси-Трейд"
к Краснодарской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дипси-Трейд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня) от 16.10.2020 N 10309000-1527/2020, которым Общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 21 577,52 руб. без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Решением суда от 08.02.2021, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление Таможни изменено, административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что отсутствие тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Общество представило все документы, необходимые для определения таможенной стоимости товара. Необходимость в дополнительных документах для определения таможенной стоимости по первому методу отсутствовала. Кроме того, Общество указывает на то, что декларирование товаров производилось в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191), в то время как таможенная стоимость рассчитана заинтересованным лицом в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694 (далее - Правила N 1694), которые на дату вывоза товара не являлись действующими.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Краснодарской таможней на основании статей 80, 310, 313, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка таможенных и иных документов, представленных ООО "Дипси-Трейд" при таможенном декларировании товаров 44 группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) (страна происхождения - Россия), по декларации на товары (далее - ДТ) N 10309202/301018/0004379, сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных в указанной ДТ.
В соответствии с таможенной процедурой экспорта по декларации на товары N 10309202/301018/0004379 был задекларирован товар: - "Пиломатериалы обрезные из бука, доска обрезная (FAGUS ORIENTALIS)", классифицированные в подсубпозию 4407 92 000 0 ТН ВЭД.
Согласно заявленным сведениям в графе 54 ДТ ("Сведения о лице заполнившем ДТ" заполнение и подачу ДТ N 10309202/301018/0004379 осуществлял декларант - ООО "Дипси-Трейд".
Таможенная стоимость товаров, заявленая ООО "Дипси-Трейд" в графе 45 ДТ N 10309202/301018/0004379, определена обществом по стоимости сделки с вывозимыми товарами (1 метод) с учетом положений, установленных пунктом 11 Правил без дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары.
По результатам проведенного Прикубанским таможенным постом Краснодарской таможни контроля таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10309202/301018/0004379, принята по первому методу таможенной оценки.
Поставка товаров, оформленных по вышеуказанной ДТ, осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту от 01.10.2018 N 0110/18, заключенному ООО "Дипси-Трейд" с фирмой "MANDEGAR SAZE CHUB KASPIAN" (Иран) (покупатель).
Согласно инвойсу, выставленному ООО "Дипси-Трейд" иностранной фирме, поставка товара осуществлена на условиях FCA-Апшеронск.
В ходе проверки обществом по запросу Краснодарской таможни была представлена калькуляция себестоимости пиломатериалов, задекларированных по ДТ N 10309202/301018/0004379. Указанная калькуляция была представлена на этапе таможенного декларирования и после выпуска товаров для проведения проверки.
В представленной калькуляции отсутствуют:
- прямые затраты: сырье и материалы, транспортные расходы, зарплата основных рабочих, налоги на заработную плату основных рабочих, электроэнергия и так далее;
- косвенные затраты: общехозяйственные расходы, карантин растений.
Согласно сведениям, содержащимся в АИС (автоматизированная информационная система) "АИСТ-М", товары, задекларированные ООО "Дипси-Трейд", вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза - 01.11.2018 через таможенный пост "Магарамкентский" Дагестанской таможни (служебная записка от 18.08.2020 N 43.2-04/0562).
В графе 20 декларации на товары N 10309202/301018/0004379 обществом заявлены условия поставки FCA-Апшеронск.
Согласно договору поставки от 22.10.2018 N 295, заключенному ООО "ДипсиТрейд" и продавцом товаров - ИП А.О. Тиклиджян, отгрузка товара осуществляется с момента поступления предоплаты на расчетный счет предпринимателя и предоставления транспорта обществу на погрузку товара.
В соответствии с письмом общества от 12.02.2020 N 7/3 (направлено в ответ на запрос таможни от 15.01.2020 N 22.4-11/00628) оно не занимается организацией грузоперевозок. Организация перевозок осуществляется иностранными покупателями.
Документально подтверждено, что в структуру таможенной стоимости ООО "Дипси-Трейд" не включены издержки, связанные с транспортными расходами и прочие связанные с ними, что было установлено в ходе проведенной Краснодарской таможней проверки, результаты которой отражены в акте проверки от 23.03.2020 N 10309000/211/230320/А0006.
Общество должно было в калькуляцию себестоимости пиломатериалов включить расходы по транспортировке товаров. В представленных калькуляциях, как на этапе таможенного декларирования, так и представленных в ходе проведения проверки после выпуска товаров, общество не указало расходы за транспортные услуги.
Представленное ООО "Дипси-Трейд" письмо контрагента, согласно которому транспортные услуги, и доставка товаров осуществлялась силами компании "VODIRIATE SADERAT VA TEJARATE DATIS ALBORZ" (Иран), не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего заявленную таможенную стоимость товаров.
Задекларированные обществом товары входят в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе". Услуги по карантинному фитосанитарному контролю также не были включены в калькуляцию себестоимости товара.
На этапе декларирования товаров и в рамках проведения проверки документов и сведений ООО "Дипси-Трейд" были предоставлены калькуляции, касающиеся оформленного по ДТ N 10309202/301018/0004379 товара, содержащие противоречивые сведения.
01.10.2020 по факту недостоверного декларирования товаров Краснодарской таможней в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-1527/2020 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением от 16.10.2020 N 10309000-1527/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 21 577,52 руб. без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для замены штрафа на предупреждение.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
При помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.
К сведениям подлежащим указанию в декларации на товары относятся сведения о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и статистической стоимости (пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Согласно пункту 2 статьи 52 ТК ЕАЭС по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов их исчисление осуществляется таможенным органом.
В этом случае, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом, осуществляющим исчисление таможенных пошлин, налогов (пункт 14 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, в ходе исследования таможенным органом возможность применения методов по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами не установлена, ценовая информация по идентичным и однородным товарам, проданным для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, вывезенным из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары, которая соответствует Правилам определения таможенной стоимости товаров. Не все компоненты таможенной стоимости, предусмотренные пунктами 30-32 Правил определения таможенной стоимости товаров, имеются в распоряжении таможни.
С учетом вышеизложенного, таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ, определена таможней с использованием резервного метода на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
Вместе с тем, таможенным органом и судом первой инстанции не учтено, что декларирование товаров производилось Обществом в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191, в то время как таможенная стоимость рассчитана заинтересованным лицом в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694 (далее - Правила N 1694), которые на момент вывоза товара не действовали.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила N 191, действовавшие на момент декларирования товара по спорной ДТ).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 правил N 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме (пункт 16 Правил N 191). При этом пунктом 17 Правил N 191 установлены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ, определена Обществом в соответствии с Правилами N 191 по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
При этом заявления недостоверных сведений таможенным органом установлено не было.
Корректировка таможенной стоимости впоследствии произведена не только в соответствии с иным нормативным актом - Правилами N 1694, но и по иному методу определения таможенной стоимости товара - по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
Из материалов дела следует, что пунктами 3.1-3.2 Контракта предусмотрен пункт вывоза товара на условиях FCA Инкотермс 2010, согласованный в Инвойсе на каждую партию товара.
Инвойсом 3010/18 от 30.10.2018 установлен пункт передачи товара FCA, Апшеронск, Россия. ДТ содержит аналогичные сведения поставки данной партии товара.
Кроме того, условия FCA Инкотермс 2010 означают, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Таким образом, расходы на перевозку, страховые платежи по условиям поставки FCA Инкотермс 2010, не могут учитываться для определения таможенной стоимости.
Апелляционный суд принимает во внимание также письмо иностранного контрагента (Иран) от 25.07.2020 N 25.07, в котором сообщается о самостоятельной транспортировке груза (товара) в рамках Контракта.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что привлечение Общества к административной ответственности в связи с невнесением таких платежей в состав таможенной стоимости товара, не основано на материалах дела и представленных доказательствах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку транспортные расходы не должны учитываться в составе таможенной стоимости в отсутствие доказательств того, что иностранный контрагент компенсирует такие расходы.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, постановление Таможни от 16.10.2020 N 10309000-1527/2020, которым Общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением иного судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2021 года по делу N А56-100294/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении N 10309000- 1527/2020 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ДипсиТрейд" к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100294/2020
Истец: ООО "ДИПСИ-ТРЕЙД"
Ответчик: Краснодарская таможня