г. Киров |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А31-1262/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2020 по делу N А31-1262/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1104433000231; ИНН 4403005619)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строитель" (ОГРН 1024401833730; ИНН 4423000256)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (ОГРН 1027600848197; ИНН 7606006420)
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - истец, ООО "Полигон", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - ответчик, ООО "Строитель") 18 332,56 руб. задолженности по договору от 01.01.2019 N 920 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по декабрь 2019 года, 1 357,09 руб. неустойки, начисленной за период с 26.03.2019 по 28.01.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью фирма "Дельта" (далее - третье лицо, ООО фирма "Дельта").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строитель", считая выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить или изменить решение суда.
В апелляционной жалобе Общество приводит доводы о том, что истец в исковой период не оказывал услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, обязательства по договору от 01.01.2019 не исполнил. Заявитель жалобы указывает, что пояснения истца об исключении контейнерной площадки по адресу: ул. Песочная, д. 35, из реестра контейнерных площадок, недостоверны, такое решение уполномоченными органом не принималось, сведений о дате исключения не представлено; контейнерная площадка на перекрестке ул. Песочная - ул. Громова оборудована и предназначена для сбора отходов исключительно для населения. Сбор и вывоз отходов с контейнерной площадки по ул. Песочная, д. 35, истец не осуществлял. ООО "Строитель" вывозило свои отходы по договору с ООО фирма "Дельта", возможность складировать отходы на контейнерной площадке для населения у него отсутствовала, сведений о том, что спорная площадка исключена из мест накопления отходов, в его адрес от Регионального оператора не поступало.
ООО "Полигон" в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения. В отзыве истец указал, что до его обращения в арбитражный суд ответчик ни разу не обратился к Региональному оператору с просьбой о внесении изменений в договор от 01.01.2019. Законодательно не предусмотрено разделение твердых коммунальных отходов на отходы населения и отходы хозяйствующих субъектов, в с. Парфеньево отсутствует нормативный акт, предусматривающий обязанность хозяйствующих субъектов по установке индивидуальных контейнеров, местом накопления отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указывается ближайшая контейнерная площадка из утвержденного органом местного самоуправления реестра. ООО "Строитель" не обращалось к ООО "Полигон" за получением информации об услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами. Истец считает, что третье лицо не имеет законных оснований для осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области в зоне деятельности Регионального оператора. Основным видом деятельности третьего лица является работа по обращению с опасными отходами, а также отходами V класса опасности, в приложенной ООО фирма "Дельта" копии договора от 11.05.2017 (пункт 2.1), а также копии акта от 28.11.2019 указаны виды отходов, переданных ответчиком. При этом в данных документах, как отмечает истец, отсутствуют твердые коммунальные отходы.
В связи с отзывом истца ответчик представил дополнительные письменные пояснения к жалобе, в которых выражает несогласие с занятой Региональным оператором по делу позицией. Заявитель жалобы указывает, что контейнерная площадка по ул. Песочная, д. 35, совпадает с юридическим адресом ответчика и является его собственностью, ее наименование не могло измениться на контейнерную площадку по ул. Песочная - ул. Громова, поскольку последняя является собственностью сельского поселения. Документы, подтверждающие изменение наименования контейнерной площадки, Региональным оператором не представлены. Ответчик отмечает, что данные маршрутных журналов и сведения ГЛОНАСС ООО "Полигон" свидетельствуют о том, что истец не осуществлял вывоз мусора с контейнерной площадки по юридическому адресу ответчика. Поскольку истец не исполнял обязательств по договору, ответчик был вынужден вывозить свои коммунальные отходы посредством услуг ООО фирма "Дельта". Также заявитель указывает, что в число принятых ООО фирма "Дельта" по акту от 28.11.2019 и путевому листу отходов ответчика вошли отходы бумаги и картона, которые относятся к твердым коммунальным отходам. Податель жалобы отмечает, что истец произвел начисление платы за оказанные услуги в завышенном размере. В 2019 году численность сотрудников ответчика составляла 11 человек (представлен отчет о среднесписочной численности сотрудников за 2018 год). По мнению ответчика, годовые начисления должны были составить 7 096,44 руб. (при нормативе 1,2714 куб. м на одного сотрудника в год (1,2 куб. м на 11 сотрудников в месяц) при тарифе за 1 куб. м - 497,07 руб., с 01.07.2019 за 1 куб. м - 488,55 руб.).
ООО фирма "Дельта" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.12.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебные заседания, состоявшиеся 14.01.2021, 18.02.2021, 25.03.2021 (проведены без участия представителей лиц, участвующих в деле, стороны ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей), на основании части 5 статьи 158 АПК РФ были отложены, последнее - до 11 часов 00 минут 22.04.2021.
26.01.2021 в апелляционный суд от истца поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе. В пояснениях истец указывает, что имеет статус регионального оператора на территории Костромской области, приступил к выполнению своих функций с 01.01.2019; в соответствии пунктами 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1156 (далее - Правила N 1156), отсутствие письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате услуг, договор является публичным. В этой связи истец поясняет, что в исковой период ответчику были оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, услуги последним не оплачены. При этом ООО "Строитель" не обращалось к Региональному оператору с протоколом разногласий к договору или мотивированным отказом от принятия счетов и актов выполненных работ. Как отмечает истец, наименование контейнерной площадки "ул. Песочная, д. 35" было изменено на "ул. Песочная - ул. Громова"; через дорогу от производственной базы ответчика расположена контейнерная площадка, доступ к которой не закрыт и не ограничен, сбор и вывоз отходов с этой площадки производился регулярно. Вместе с пояснениями Региональный оператор представил расчет образования объема твердых коммунальных отходов ООО "Строитель".
17.02.2021 ООО "Строитель" представило дополнительные пояснения по делу. Ответчик указывает, что не отрицает факт наличия договора от 01.01.2019, данный договор является публичным и вступил в силу с 01.01.2019 независимо от подписания сторонами. Ссылаясь на распечатку карты из общедоступных источников, заявитель жалобы обращает внимание на то, что въезд на территорию ответчика находится на достаточно удаленном от контейнерной площадки расстоянии, на перекрестке ул. Песочная - ул. Громова. Ввиду неисполнения Региональным оператором своих обязательств образующиеся твердые коммунальные отходы ответчик направлял в ООО фирма "Дельта", в акте от 28.11.2019 помимо отходов автотранспорта значатся отходы бумаги и картона, производственные отходы к сфере деятельности Регионального оператора не относятся. В пояснениях ответчик также выражает несогласие с произведенным истцом расчетом объема твердых коммунальных отходов.
09.03.2021 от ООО "Полигон" поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе с расчетом и правовым обоснованием образования объема твердых коммунальных отходов в отношении объектов ответчика. Расчет образования твердых коммунальных отходов произведен истцом по сотрудникам (среднесписочная численность сотрудников ООО "Строитель" в 2019 году составляла 12 человек) и по площади помещений (90 кв. м), применительно к которым производится уборка.
Во исполнение запроса апелляционного суда от 18.02.2021 Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области представлены письменные пояснения. В пояснениях указано, что производственные объекты для целей определения норматива накопления твердых коммунальных отходов следует относить к категории объектов "Административные здания, учреждения, конторы" (административные, офисные учреждения). Нормативы накопления отходов, исходя их расчетной единицы 1 кв. м общей площади, для указанной категории объектов уполномоченным органом не утверждались.
После ознакомления с поступившей от уполномоченного органа по запросу апелляционного суда информацией от ответчика поступили сведения о направлении в адрес истца письма об урегулировании спора во внесудебном порядке; истец представил письменные пояснения. В пояснениях истец указал, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категорий объектов - склады, базы не утверждены. При отсутствии расчета нормативов образования твердых коммунальных отходов, произведенного в соответствии с видом деятельности юридического лица, ООО "Полигон" выполнило расчет с применением временных правил накопления твердых бытовых отходов. Истец считает незаконным и необоснованным отнесение производственного объекта ответчика к категории "Административные здания, учреждения, конторы".
Определениями от 24.03.2021, 21.04.2021 в составе суда по причине нахождения в отпуске были произведены замены судьи Минаевой Е.В. на судью Кононова П.И., судьи Волковой С.С. на судью Минаеву Е.В. (соответственно). Рассмотрение дела начато сначала.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2018 между Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (уполномоченный орган) и ООО "Полигон" (Региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности N 2. По условиям указанного соглашения Региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Костромской области по зоне деятельности N 2 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО (пункт 1.1). Срок действия соглашения установлен до 31.12.2026 (пункт 11.1) (т.1 л.д.96-111).
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 13.03.2018 N 134 утверждена "Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Костромской области". В соответствии с указанной схемой в зону деятельности Регионального оператора включено, в том числе муниципальное образование - Парфеньевский муниципальный район (включая городские и сельские поселения).
ООО "Полигон" приступило к выполнению своих функций с 01.01.2019 (дата начала обращения с ТКО).
23.03.2019 ООО "Полигон" направило в адрес ООО "Строитель" проект договора на оказание услуг об обращении с ТКО от 01.01.2019 N 920 (т.1 л.д.16-17, 19). В приложении N 1 к договору указана следующая информация по предмету договора: объем принимаемых ТКО - 3,1 кв. м; код принимаемых отходов 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); место накопления ТКО - контейнерная площадка ТКО по адресу: с.Парфеньево, ул. Песочная, д. 35; периодичность вывоза ТКО - согласно графику работы мусоровоза.
Проект договора от 01.01.2019 N 920 получен ООО "Строитель" 28.03.2019 (т.1 л.д.20), однако подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ от подписания договора ответчик истцу не направил.
Как пояснил Региональный оператор, во исполнение взятых на себя обязательств он с января по декабрь 2019 года оказал ООО "Строитель" услуги, предусмотренные договором от 01.01.2019. В подтверждение факта оказания услуг истец представил в материалы дела акты оказанных услуг, счета на оплату услуг, маршрутные листы, данные ГЛОНАСС (т.1 л.д.27-38, т.2 л.д.2-54).
По расчету Регионального оператора сумма долга ответчика по оплате данных услуг в исковой период составила 18 332,56 руб.
В связи с наличием задолженности истец направил в адрес ООО "Строитель" претензию от 04.12.2019 (т.1 л.д.21), неисполнение требований которой послужило основанием для обращения Регионального оператора в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемым иском. На сумму долга истец начислил неустойку в размере 1 357,09 руб.
Суд первой инстанции, установив факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период в соответствии с законодательством Российской Федерации и неисполнение ответчиком обязанности по их оплате, удовлетворил исковые требования Регионального оператора в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительные письменные пояснения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с правилами статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Как следует из пункта 4 статьи 426, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В статье 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 6). Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Разделом I(1) названных Правил урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с Правилами N 1156 под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8(11) Правил N 1156 установлено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(12) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил N 1156).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Полигон" как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступило к фактической работе на территории Костромской области с 01.01.2019. К зоне деятельности Регионального оператора отнесен Парфеньевский муниципальный район (включая городские и сельские поселения).
Суд первой инстанции исследовал обстоятельства заключения между Региональным оператором и ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Установив, что проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчик получил 28.03.2019, при этом подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ от его подписания от ответчика в адрес истца не поступали (пункт 8(12) Правил N 1156), суд обоснованно признал, что договор считается заключенным на условиях типового договора. В связи с этим само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует Региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156. Следовательно, у ответчика возникла обязанность по оплате услуг Регионального оператора. Иная позиция ответчика основана на неверном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений пункта 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Исходя из указанных норм, региональный оператор осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов с мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Из пунктов 3 и 4 указанных Правил следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В пунктах 11, 12 Правил N 1039 установлено, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
По смыслу действующего законодательства при осуществлении административной деятельности, а также в результате жизнедеятельности персонала в административных (офисных) помещениях в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке помещений образуются ТКО, что объективно требует их складирование в контейнер в местах (площадках) накопления ТКО. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию твердых коммунальных отходов в местах накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с отходами либо освобождения потребителя от внесения такой платы.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Следует отметить, что положения Правил N 1156 и условия типового договора не предусматривают составление и подписание актов оказанных услуг. Действия потребителя в ситуации нарушения региональным оператором обязательств по договору изложены в пунктах 16 и 20 типового договора, которыми предусмотрен порядок составления потребителем соответствующего акта. Вместе с тем доказательств того, что услуги были оказаны ненадлежащим образом, ответчиком в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на соответствующие документы о том, что в исковой период услуги по обращению с ТКО истцом не оказывались, поскольку такие услуги были оказаны ему третьим лицом, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Данные документы не опровергают факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора в 2019 году в целом, в том числе и в ноябре этого года. Оказание услуг в исковой период подтверждено истцом данными ГЛОНАСС, маршрутных журналов и листов и не оспорено (не опровергнуто) ответчиком надлежащим образом.
Ссылки ответчика на то, что истцом не представлено доказательств оказания услуг по обращению ТКО в отношении контейнерной площадки, расположенной по юридическому адресу ответчика, апелляционным судом рассмотрены и отклонены с учетом следующего.
Доказательств того, что в исковой период контейнерная площадка по юридическому адресу ООО "Строитель" была оборудована и в установленном Правилами N 1039 порядке включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, применительно к которым (в отсутствие индивидуального договора) у Регионального оператора существует обязанность осуществлять вывоз ТКО, в деле не имеется. Как и не имеется доказательств обращения ответчика к истцу по вопросу вывоза ТКО непосредственно от объекта ответчика. В то же время на территории с. Парфеньево органом местного самоуправления оборудована 31 контейнерная площадка, доступ к каждой из которых не ограничен.
В данном случае проект договора от 01.01.2019 N 920, в котором Региональным оператором предложено место накопления отходов - контейнерная площадка по адресу: с. Парфеньево, ул. Песочная, д. 35, и объем отходов (3,1 куб. м в месяц), потребителем не подписан, мотивированный отказ от его подписания н представлен. Соответственно, услуга оказывалась ООО "Строитель" на условиях типового договора, накопление отходов могло производиться последним на ближайшей от места осуществления хозяйственной деятельности контейнерной площадке, применительно к которой истцом представлены соответствующие доказательства оказания услуг. Позиция заявителя жалобы о невозможности складирования твердых коммунальных отходов в общедоступный контейнер неосновательна.
Во исполнение условий типового договора по обращению с ТКО Региональным оператором в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 ООО "Строитель" оказаны услуги, на оплату которых выставлены счета на общую сумму 18 332,56 руб. Объем и стоимость услуг по обращению с ТКО истец определил расчетным путем исходя из численности сотрудников ответчика (на 12 человек - 1,3 куб. м/мес.) и усредненного объема ТКО от уборки территорий и помещений (на 90 кв. м - 1,8 куб. м/мес.). Общий объем отходов по расчету истца составил 3,1 куб. м/мес.
Суд первой инстанции признал расчет задолженности верным.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность расчета долга, не может согласиться с методикой расчета истца в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 указанных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Перечисленный в названном пункте Правил N 505 перечень способов коммерческого учета твердых коммунальных отходов является исчерпывающим.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ также установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
По смыслу положений действующего законодательства при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных потребителем в месте накопления отходов, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме, подлежат применению нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве. В отсутствие подписанного договора коммерческий учет отходов расчетным путем по количеству и объему вывозимых от потребителя контейнеров не предусмотрен.
Согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
В силу пункта 2 Правил N 269 нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3 Правил N 269).
В пунктах 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 13 и 14 Правил N 269).
На территории Костромской области нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 06.03.2018 N 5-НП, согласно которому норматив накопления ТКО в отношении административных, офисных учреждений определяется исходя из числа сотрудников: 0,1060 куб. м/мес. или 1,2714 куб. м/год.
Позиция истца о необходимости учета дополнительных объемов ТКО, образующихся от уборки территорий и помещений, исчисленных Региональным оператором на основе Методических рекомендаций по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов, утвержденных директором ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по Северо-Западному федеральному округу 19.08.2005, признается несостоятельной. Такая позиция прямо противоречит методике исчисления объемов ТКО, предусмотренной в Правилах N 505 (пункты 5 и 6), действующим нормативам накопления отходов по Костромской области, и не учитывает положений Правил N 268. Действующим законодательством применение неутвержденных уполномоченным органом нормативов накопления твердых коммунальных отходов при начислении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусмотрено. Истцом также не учтено, что приведенные методические рекомендации применялись ранее при отсутствии проекта нормативов образования и лимитов на размещение твердых бытовых отходов по указанному округу.
Возражения Регионального оператора о том, что он не согласен с отнесением объекта ответчика к категории "Административные, офисные учреждения, конторы", противоречат представленному самим истцом расчету образования отходов, в котором применен норматив накопления твердых коммунальных отходов для административных (офисных) учреждений.
Следует отметить, что Правила N 1156, предусматривающие положение об оказании региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора (в отсутствие согласованного сторонами индивидуального договора), подлежат применению только в отношении потребителей - собственников твердых коммунальных отходов. Понятие твердых коммунальных отходов дано в статье 1 Закона N 89-ФЗ. Так, к твердым коммунальным отходам законодатель также относит отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Отходы производства к твердым коммунальным отходам не относятся, оказание услуг в отношении таких отходов Правилами N 1156 не регламентировано, вопрос о вывозе производственных отходов решается хозяйствующими субъектами в индивидуальном порядке посредством заключения соответствующего договора (статья 421 ГК РФ). В отсутствие такого договора объем вывезенных региональным оператором отходов производства подлежит доказыванию на общих основаниях (статья 65 АПК РФ).
Вместе с тем применительно к обстоятельствам настоящего дела, как следует из искового заявления и письменных пояснений, Региональный оператор основывает свои требования исключительно на положениях Правил N 1156, предъявляя к взысканию с ответчика задолженность за оказанные на условиях типового договора услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 20.11.2018 N 18/356 установлены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО "Полигон" на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора N 2 на 2019 год. Тарифы определены из расчета за 1 куб. м (НДС не облагается по главе 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения"):
с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 497,07 руб./ куб. м;
с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 488,55 руб./куб. м.
Таким образом, региональным законодательством установлен расчет платы за обращение с ТКО исходя из числа сотрудников конкретного административного (офисного) учреждения по следующей формуле: норматив накопления * количество сотрудников * единый тариф * расчетный период (месяц/год). Иного порядка не предусмотрено.
В связи с изложенным расчет задолженности производится следующим образом:
за период с 01.01.2019 по 30.06.2019: 0,1060 куб. м/мес. * 12 чел. * 497,07 руб./ куб. м * 6 мес. = 3 793,63 руб. (или 632,27 руб./мес.);
за период с 01.07.2019 по 31.12.2019: 0,1060 куб. м/мес. * 12 чел. * 488,55 руб./куб. м * 6 мес. = 3 728,61 руб. (или 621,43 руб./мес.).
Общая сумма задолженности ответчика за 2019 год составляет 7 522,24 руб.
Доводы ответчика о том, что в 2019 году численность сотрудников составляла 11 человек, надлежащим образом не подтверждены. Представленные сведения о среднесписочной численности работников содержат информацию за 2018 год и безотносительны к предмету настоящего спора, где исковым периодом является 2019 год. При этом данные о том, что указанные сведения в установленном порядке были представлены ответчиком в налоговый орган, в этих сведениях отсутствуют. Иных доказательств, опровергающих представленные истцом сведения о численности сотрудников, ООО "Строитель" не представлено (статья 65 АПК РФ).
Пунктом 6 типового договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательства оплаты спорной задолженности в материалах дела отсутствуют, в связи с чем Региональным оператором правомерно предъявлено требование о взыскании неустойки за несвоевременную оплату услуг с 26.03.2019 по 28.01.2020.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно пункту 22 типового договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Учитывая факт просрочки оплаты оказанных услуг в указанной выше сумме, суд апелляционной инстанции считает требование о взыскании неустойки по пункту 22 типового договора за период с 26.03.2019 по 28.01.2020 обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 74,17 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
При совокупности вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба ответчика является частично обоснованной, решение суда первой инстанции подлежит изменению (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований; судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2020 по делу N А31-1262/2020 изменить и принять новый судебный акт. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (ОГРН 1024401833730, ИНН 4423000256) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1104433000231, ИНН 4403005619) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с января по декабрь 2019 года в рамках типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в размере 7 522 рублей 24 копеек, неустойку в размере 74 рублей 17 копеек, расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 771 рубля 61 копейки.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1104433000231, ИНН 4403005619) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (ОГРН 1024401833730, ИНН 4423000256) 1 842 рублей 60 копеек в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительные листы по ходатайству взыскателей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1262/2020
Истец: ООО "Полигон"
Ответчик: ООО "Строитель"
Третье лицо: ООО "Дельта", Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области