город Воронеж |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А36-4309/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Музыка Алексея Юрьевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2020 по делу N А36-4309/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1064802000889, ИНН 4802009478) к индивидуальному предпринимателю Музыка Алексею Юрьевичу (ОГРНИП 307480220800059, ИНН 480400251145) о взыскании 43 085 руб. 65 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - истец, ООО "Чистый город") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Музыка Алексею Юрьевичу (далее - ответчик, ИП Музыка А.Ю.) о взыскании задолженности за период с июля 2018 года по ноябрь 2019 года в размере 43 085 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2020 по делу N А36-4309/2020 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с индивидуального предпринимателя Музыка Алексея Юрьевича в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 года по ноябрь 2019 года в размере 43 085 руб. 65 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
ИП Музыка А.Ю. не согласился с указанным судебным актом и обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что в адрес ответчика договор на оказание услуг по обращению с ТКО не поступал.
Указывает, что по условиям договора аренды, арендная плата была определена сторонами с учетом всех необходимых к оплате коммунальных платежей.
ООО "Чистый город" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Липецкой области без изменения по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что рассматриваемая апелляционная жалоба поименована ИП Музыка А.И. как "исковое заявление", вместе с тем, исходя из содержания поступившего в апелляционный суд документа, суд апелляционной инстанции расценивает его как апелляционную жалобу.
Из материалов дела следует, что ООО "Чистый город" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области от 30.04.2018, заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
В пункте 2.3 названного соглашения указано, что в случае, если региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями до даты, указанной в пункте 2.1 соглашения (01.07.2018), коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором на основании публичного договора, составленного в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133.
Заключение публичного договора осуществляется любыми не противоречащими законодательству способами, в том числе, путем размещения публичной оферты в средствах массовой информации и сети Интернет.
Публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликована истцом в газете "Добринские вести" N 68 (11858) от 05.06.2018, а также размещена на сайте общества в сети Интернет (https://cleansity48.ru/).
ИП Музыка А.Ю. осуществляет торговую деятельность в магазине "Обувь", расположенном по адресу: Липецкая область, п.Добринка, ул.Горького, д.6.
Истец направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 145 от 28.06.2018.
Подписанный экземпляр договора ответчик истцу не возвратил.
12.02.2019 истец направил ответчику претензию N 135, в которой указал на наличие задолженности за период с июля по декабрь 2018 года в размере 15 041 руб. 70 коп. и предложил оплатить ее, приложив к ней документы на оплату за указанный период и 2 экземпляра договора N 145 от 28.06.2018.
27.05.2019 истец вручил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 145 от 28.06.2018, а также соглашение к указанному договору в 2-х экземплярах.
Истец вновь направил ответчику претензию N 1520/1 от 10.12.2019, в которой указал на наличие задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 43 085 руб. 65 коп. за период с 01.07.2018 по 31.11.2019 и предложил оплатить ее, приложив к претензии платежные документы за указанный период.
Неоплата ответчиком суммы задолженности послужила основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Понятия ТКО, регионального оператора по обращению с ТКО раскрыты в статье 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 2 статьи 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании пункта 8 (18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из материалов дела усматривается, что ИП Музыка А.Ю. осуществляет деятельность по розничной торговле в магазине "Обувь", расположенном по адресу Липецкая область, п.Добринка, ул.М.Горького, д.6.
С учетом того, что ответчик не обратился к региональному оператору за заключением договора, что не опровергнуто предпринимателем, спорный договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Факт оказания истцом в спорный период услуг по обращению с ТКО не опровергнут ответчиком, расчет задолженности не оспорен, контррасчет не представлен, доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ), в связи с чем, требование истца о взыскании с ответчика 43 085 руб. 65 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с июля 2018 года по ноябрь 2019 года является обоснованным и правомерно удовлетворено арбитражным судом области.
Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод о том, что в адрес ответчика договор на оказание услуг по обращению с ТКО не поступал, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Из материалов дела следует, что проект спорного договора направлен ответчику, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 38), однако им не подписан.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами был опубликован в газете "Добринские вести" N 68 (11858) от 05.06.2018, а также типовой договор размещен на сайте общества в сети Интернет (https://cleansity48.ru/).
С учетом положений части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, при том, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, а само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 305-ЭС19-25025 по делу N А40-318763/2018, от 03.09.2020 N 304-ЭС20-12083 по делу N А27-11681/2019.
Ссылка заявителя жалобы на то, что он не является собственником помещения, в котором осуществляет свою деятельность не принимается как не влияющий на спорные правоотношения.
Довод о том, что на основании договора аренды ответчик вносил арендную плату с учетом, в т.ч. платежей за ТКО отклоняется как неподтвержденный.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда области, но не опровергают их, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2020 по делу N А36-4309/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4309/2020
Истец: ООО "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Музыка Алексей Юрьевич