город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2021 г. |
дело N А32-37036/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Шапкина П.В., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: извещен, не явился;
от ответчика: извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.02.2021 по делу N А32-37036/2020
по иску ПАО "ТНС энерго Кубань"
к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района при участии третьих лиц ПАО "Россети Кубань"; ООО "Трансэнерго";
ОАО "Кристалл-2"
о взыскании стоимости фактических потерь электроэнергии, пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - истец, гарантирующий поставщик) обратилось в суд с иском к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района (далее - ответчик, администрация) о взыскании 379652,57 руб. стоимости фактических потерь электроэнергии за период с апреля по июнь 2020 года, 8532,72 руб. пеней за период с 19.05.2020 по 25.08.2020, пеней в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 26.08.2020 по день фактической оплаты суммы основного долга, 360 руб. почтовых расходов, 10764 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что бюджетом Новокубанского городского поселения Новокубанского района оплата потерь не предусмотрена, заключение какого-либо договора на оплату разницы показаний между узлами учета не представляется возможным.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии актом об осуществлении технологического присоединения N НК-005 от 03.06.2019 и выпиской из реестра от 14.02.2020 N 02-23/497 ответчик является правообладателем следующего электросетевого хозяйства:
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП5, общей протяженностью 810-м (г. Новокубанск, ул. Зеленая, ул. Крайняя, ул. Щорса);
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП5, общей протяженностью 729-м (г. Новокубанск, ул. Розы Люксембург);
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП8, общей протяженностью 481-м (г. Новокубанск, "Восточная стороны");
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП8, общей протяженностью 853-м (г. Новокубанск, "Западная сторона");
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП8, общей протяженностью 840-м (г. Новокубанск, ул. Победы);
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП9, общей протяженностью 783-м (г. Новокубанск, Силовое эл. Оборудование);
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП9, общей протяженностью 1246-м (г. Новокубанск, "Абонентское освещение");
- Воздушная линия 0,4 кВ от ТП9, общей протяженностью 104-м (г. Новокубанск, РЦ "Огонек надежды").
ПАО "ТНС энерго Кубань" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на основании Решения Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК-ДЦТ КК) от 18.10.2006 N 45-2006/э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков".
Как следует из искового заявления, за период с апреля по июнь 2020 года фактические потери электроэнергии в электрооборудовании ответчика составили 94 088 кВтч на общую сумму 379 652,57 руб.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес администрации направлены претензии исх. N 60634071 от 19.05.2020, исх N 60638340 от 19.06.2020, исх. N 60642759 от 21.07.2020 с требованием оплатить стоимость фактических потерь электроэнергии, которые последним оставлены без ответа и удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости фактических потерь электроэнергии за указанный период послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и пени в судебном порядке.
Суд первой инстанции верно квалифицировал сложившиеся между сторонами правоотношения, определил подлежащие применению нормы права и с учётом положений статей 539, 544, 310, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу об обязанности ответчика оплатить стоимость фактических потерь, образовавшихся в сетях владельца электросетевого хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения N НК-005 от 03.06.2019 и выпиской из реестра от 14.02.2020 N 02-23/497 ответчик является правообладателем указанного выше электросетевого хозяйства. Данные обстоятельства ответчиком не опровергаются.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), установлен порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь.
В соответствии с пунктами 50, 51 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших на объектах электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и принадлежащих собственникам или иным законным владельцам, которые ограничены в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, оплачивается той организацией, которая в соответствии с договором о порядке использования таких объектов обязана приобретать электрическую энергию (мощность) для компенсации возникающих в них фактических потерь электрической энергии.
Пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 05.05.2012 N 442 (далее -Основные положения N 442), иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии (пункт 129 Основных положений N 442).
На основании пункта 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электро сетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Размер задолженности ответчика по оплате потерь в его сетях подтвержден материалами дела, ответчиком доказательств отсутствия долга или его оплаты в материалы дела не представлено, в виду чего суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о том, что на администрацию не может быть возложена ответственность по оплате спорных потерь в сетях, подлежит отклонению ввиду следующего.
Объекты электросетевого хозяйства, в которых возникли спорные потери электроэнергии, принадлежат Новокубанскому городскому поселению Новокубанского района на праве собственности, что не оспаривается ответчиком.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Из взаимосвязанного толкования пунктов 2, 6 Правил N 861 следует, что условием для оказания услуг по передаче электроэнергии и, соответственно, для приобретения статуса сетевой организации, является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с помощью которого обеспечивается оказание услуг, и установление регулирующим органом тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии. Отсутствие у лица, в данном случае у администрации Новокубанского городского поселения, статуса сетевой организации, в соответствии с изложенными выше нормами законодательства относит лицо к иным владельцам объектов электросетевого хозяйства.
Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации в силу вышеизложенного не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях, данная обязанность возложена на собственников как на владельца сетевого хозяйства законом.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции верно руководствовался тем, что обязанность администрации по оплате фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащем ей сетевом комплексе основана на законе, а именно положениях Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также Основных положениях от 04.05.2012 N 442, которыми регламентированы понятия фактических потерь, способа расчета и порядка их оплаты владельцами объектов электросетевого хозяйства.
В силу абзаца 5 пункта 4 функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих и принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Доводы ответчика о том, что бюджетом Новокубанского городского поселения Новокубанского района оплата потерь не предусмотрена, и заключение какого-либо договора на оплату разницы показаний между узлами учета не представляется возможным, также являются необоснованными и подлежащими отклонению ввиду следующего.
Нормы права, регулирующие отношения по возмещению стоимости фактических потерь электроэнергии, не делают исключения для такой категории владельца (собственника) сетевого имущества, как орган местного самоуправления.
Довод апеллянта о том, что наличие у него публичной обязанности по организации электроснабжения населения не порождает его безусловную обязанность оплачивать фактические потери электроэнергии, сделан без учета положений абзаца 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 129 Основных положений, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которые напротив устанавливают такую обязанность.
В соответствии со статьёй 50 Федерального закона N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с момента возникновения права собственности (абз. 29 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В силу абзаца 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязана оплачивать стоимость фактических потерь, возникающих на находящихся в ее собственности (владении) объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 129 Основных положений иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
Бремя содержания сетевого комплекса является обязательством собственника -администрации Новокубанского городского поселения (статья 210 ГК РФ).
В данном случае бремя содержания имущества выражается в обязанностях администрации Новокубанского городского поселения, как собственника сетей, по текущему, капитальному ремонту и содержанию сетей, в том числе компенсации фактических потерь электроэнергии, поскольку единственной целью владения электрохозяйством является передача электроэнергии.
Правомерность взыскания с администрации муниципального образования стоимости фактических потерь электроэнергии подтверждена многочисленной судебной практикой в том числе определением ВС РФ от 20.09.2018 N 302-ЭС18-14435; определением ВС РФ от 20.09.2018 N 303-ЭС18-14398; определением ВС РФ от 29.06.2018 N 303-ЭС18-8457.
Спорные отношения имеют специальное законодательное регулирование и нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) не могут быть противопоставлены таким специальным требованиям закона в сфере электроэнергетики.
С учетом изложенного требования истца взыскании стоимости фактических потерь электроэнергии я администрации Новокубанского городского поселения являются законными и обоснованными, поскольку применяемые нормы права в обоснование иска, и поддержанные судом первой инстанции имеют приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с процессом электроснабжения и оборота электроэнергии в целом, в том числе с использованием сетевого комплекса ответчика.
При этом, расчет произведен без включения составляющего тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2020 N 308-ЭС19-22189.
Принимая во внимание изложенное, оснований для переоценки выводов суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 по делу N А32-37036/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37036/2020
Истец: ПАО "ТНС Энерго Кубань"
Ответчик: Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района
Третье лицо: ОАО "КРИСТАЛЛ-2", ООО "Трансэнерго", ПАО "КУБАНЬЭНЕРГО", ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ