г. Челябинск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А47-10658/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Володиной Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2021 по делу N А47-10658/2020.
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Новотроицке, Управление, истец, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ливенцовой Людмиле Федоровне (далее -ИП Ливенцева Л.Ф., ответчик, податель жалобы) о взыскании убытков в размере 4 278 руб. 84 коп.
Арбитражным судом Оренбургской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Жиляева Ольга Евгеньевна (далее - Жиляева О.Е., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2021 в удовлетворении исковых требований УПФР в г. Новотроицке отказано.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Новотроицке просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Управлением требования в полном объёме.
Апеллянт указывает, что в нарушение действующего законодательства ИП Ливенцовой Л.Ф. 18.06.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за отчётный период - апрель 2019 года.
Истец считает ошибочным мнение суда первой инстанции о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для проведения индексации, поскольку согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. То есть законодатель не возлагает на орган пенсионного обеспечения обязанности проверять сведения о работе пенсионера еще каким-либо способом. Не получив от ответчика своевременно в срок с 01 по 15 мая 2019 года сведения о работе пенсионера Жиляевой О.Е. за апрель 2019 года, истец в силу закона принял решение от 18.06.2019 об индексации размера пенсии с 01.04.2019, выплатил пенсию с учетом индексации в июле 2019 года.
Отмечает, что последующая форма СЗВ-М за май 2019 года ответчиком предоставлена 01.06.2019, то есть в том же месяце, когда было вынесено решение об индексации размера пенсии. Однако, согласно пункту 35 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
С позиции истца, Управление на момент индексации не могло знать, что Жиляева О.Е. работала не только в апреле 2019 года, но также и в мае 2019 года у ИП Ливенцовой Л.Ф., так как данные сведения не были еще внесены на лицевой счет Жиляевой О.Е., поскольку законодательством конкретная дата для внесения не указана, а указан временной отрезок "в течение месяца".
Управление считает доказанным размер ущерба - переплату пенсии с 01.04.2019 по 31.07.2019.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Жиляева О.Е. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Жиляева О.Е. работала у ИП Ливенцовой Л.Ф., которая предоставляла о ней такие сведения своевременно в Управление, вплоть до апреля 2019 года.
Истец указал, что 18.06.2019 ИП Ливенцова Л.Ф. предоставила форму СЗВ-М за апрель 2019 года с типом "Исходная". Ранее эти формы не подавались, что свидетельствует о несвоевременности передачи сведений, однако 01.06.2019 страхователь предоставила сведения за май 2019 года.
Истец пояснил, что в результате несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-М, Жиляевой О.Е. с 01.04.2019 произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру. Размер страховой пенсии по старости с учетом индексации составил за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 - 16 236 руб. 31 коп.
По мнению истца, в случае своевременного сообщения сведений о продолжении работы Жиляевой О.Е., размер ее пенсии за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 составил бы 15 166 руб. 60 коп. в месяц.
Таким образом, в связи с несвоевременным предоставлением данных о работе пенсионера, истцом выявлен факт переплаты пенсии Жиляевой О.Е. в размере 4 278 руб. 84 коп. ((16 236 руб. 31 коп. - 15 166 руб. 60 коп.) х 4 = 4 396 руб. 76 коп.).
Истец пояснил, что им 26.08.2019 вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушение в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в непредставлении сведений по форме СЗВ-М за апрель 2019 в отношении 2 застрахованных лиц.
Истец указал, что 30.07.2020 направил в адрес ответчика претензию о возмещении излишне выплаченных сумм пенсии в течение месяца после получения претензии, которая осталась без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований Управления, суд первой инстанции исходил из того, что Управление с 01.06.2019 знало о том, что пенсионер Жиляева О.Е. фактически не прекратила осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.04.2019.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Согласно пунктам 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
С 01.04.2016 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ (далее - Закон N 385-ФЗ) "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 385-ФЗ установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 01.01.2016 в силу статьи 7 Закона N 385-ФЗ факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
Указанными положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В части 10 статьи 26.1 Закона N 400 указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Пункт 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила), обязывает орган Пенсионного фонда пересмотреть путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии ранее принятое им решение об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, если после его принятия произошло изменение сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности пенсионера, способное повлиять на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Судом первой инстанции верно установлено, что сведения о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2019 года ответчик представил с нарушением срока - 18.06.2019, а за май 2019 года без нарушения срока - 01.06.2019. Истцом решением от 18.06.2019 за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 произведена индексация пенсии застрахованному пенсионеру - Жиляевой О.Е.
Таким образом, отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2019 года, содержащая сведения о продолжении работы застрахованного пенсионера - Жиляевой О.Е. представлена в Управление 18.06.2019, за май 2019 года - 01.06.2019, то есть до вынесения решения о перерасчете пенсии.
Таким образом, Управление с 01.06.2019 знало о том, что пенсионер Жиляева О.Е. фактически не прекратила осуществление трудовой деятельности.
После получения от общества сведений за май 2019 г. пенсионным фондом не предпринято никаких мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, в день вынесения решения об индексации 18.06.2019 истец уже получил сведения о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2019 года, невозможность учета таких сведений Управлением не обоснована.
Как верно указано судом первой инстанции, истец не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, в основу принятого решения об индексации и последующей выплаты положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за один период - апрель 2019 года.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Ссылка подателя жалобы на то, что согласно пункту 35 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, отклоняется апелляционным судом.
Суд апелляционной инстанции отмечает непоследовательность поведения самого истца, который получил сведения, отличающиеся от ранее представленных ответчиком, но не принял минимально необходимых мер с целью их уточнения, в связи с чем при вынесении решений о выплате пенсий с учетом индексации использовал неактуальные данные.
Считая данные обстоятельства исключающими возможность возложения вины за необоснованную выплату пенсии в повышенном размере на ответчика, апелляционный суд признает отказ в удовлетворении иска правомерным.
Указанная позиция согласуется с правовым подходом, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2019 N 309-ЭС19-291.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2021 по делу N А47-10658/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10658/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НОВОТРОИЦКЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ИП Ливенцова Людмила Федоровна
Третье лицо: Жиляева Ольга Евгеньевна, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Оренбургской области