Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2021 г. N Ф05-17115/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А41-86156/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Специализированный застройщик "Группа компаний" Строительное управление 22" - Манаенков А.С., по доверенности от 01.10.2020,
от заинтересованного лица по делу - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новикова О.В., по доверенности от 13.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2021 по делу N А41-86156/20, по заявлению ООО "Специализированный застройщик "Группа компаний" Строительное управление 22" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Группа компаний" Строительное управление 22" (далее - ООО "СЗ "ГРУППА КОМПАНИЙ" СУ 22", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) в котором с учетом уточнения принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ просит суд:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области от 18.09.2020 N 50-0-1-302/3101/2020-1263/1 в государственном кадастровом учете и отказ Управления Росреестра по Московской области от 18.09.2020 N 50/001/010/2020-5738/1 в государственной регистрации прав на сооружение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Московская область, Лосино-Петровский городской округ, р.п. Свердловский, мкж "Лукино-Варино", кор. 6 (поз. по проекту планировки);
- обязать Управление Росреестра по Московской области произвести кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение (тепловые сети к корп. 6), расположенное по адресу: Российская Федерация, Московская область, Лосино-Петровский городской округ, р.п. Свердловский, мкж "Лукино-Варино", кор. 6 (поз. по проекту планировки).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Специализированный застройщик "Группа компаний" Строительное управление 22" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "СЗ "ГРУППА КОМПАНИЙ" СУ 22" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 12.03.2020 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение: тепловые сети к корп. 6, расположенное по адресу: Московская область, Лосино-Петровский городской округ, р.п. Свердловский, мкж "Лукино-Варино", кор. 6 (поз. по проекту планировки) (далее - объект).
Регистрирующим органом 18.03.2020 приостановлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на объект, о чем заявитель был уведомлен (уведомление N 50-0-1-302/3101/2020-1263, N 50-50/001-50/001/010/2020-5738).
Уведомлением от 18.09.2020 N 50-0-1-302/3101/2020-1263/1 заявитель был извещен об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на основании непредставления правоустанавливающих документов и отсутствия прав заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0030503:4026, 50:14:0030503:1575.
Уведомлением от 18.09.2020 N 50/001/010/2020-5738/1 заявитель был извещен об отказе в осуществлении государственной регистрации права на объект на основании непредставления правоустанавливающих документов и отсутствия прав заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0030503:4026, 50:14:0030503:1575.
Ввиду того, что, согласно позиции заявителя, отказ в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "СЗ "ГРУППА КОМПАНИЙ" СУ 22" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Требование заявителя мотивировано тем, что отказ регистрирующего органа лишает его права на законных основаниях владеть и распоряжаться по своему усмотрению объектом, построенным им в период, когда указанные выше земельные участки принадлежали ему на праве собственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 8.1 и ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (абз. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Из п. 2 ст. 8 ГК РФ следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является, таким образом, признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.
В силу положений ст. 209 ГК РФ, без признания права собственности на спорный объект ООО "СЗ "ГРУППА КОМПАНИЙ" СУ 22" не вправе правомерно владеть, пользоваться и распоряжаться им в соответствии с действующим российским законодательством.
Правоотношения в сфере осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащих регистрации и учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон о регистрации).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 закона о регистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 закона о регистрации).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом о регистрации порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.
Перечень необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов указан в статье 18 закона о регистрации.
В обоснование своего требования заявитель приводит следующие доводы.
Согласно позиции заявителя спорный объект представляет собой наружную сеть водоотведения, построенную заявителем для подключения построенного им же многоквартирного жилого дома корп. 6 (по проекту планировки) в пос. Свердловский Щелковского муниципального района Московской области.
При этом представленные документы в Управление Росреестра по Московской области содержали все необходимые сведения, позволяющие определенно установить недвижимое имущество - тепловые сети к корп. 6 (поз. по проекту планировки), мкж "Лукино-Варино", пос. Свердловский Щелковского района Московской области.
По мнению заявителя, поименованная в обжалуемом отказе тепловая сеть относится к сетям, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство.
Кроме того, в период строительства наружного водоотведения к корп. 6 земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0030503:4026, 50:14:0030503:1575 принадлежали на праве собственности заявителю.
Вместе с тем, заявитель подтверждает, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030503:1575 было прекращено 18.11.2019, на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030503:4026 прекращено 01.04.2019 г.
Последующий отказ заявителя от прав на земельные участки не может влечь отказ в государственной регистрации права собственности, поскольку строительство объекта осуществлено на принадлежавших ему на тот период времени земельных участках.
Между тем в силу п. 4 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерной сети на земельном участке не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций, не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
В связи с указанными выше обстоятельствами ООО "СЗ "ГРУППА КОМПАНИЙ" СУ 22" считает незаконным требование о предоставлении разрешения на размещение объекта ввиду того, что такое разрешение необходимо получать у собственника земельных участка, которым являлся сам заявитель.
На основании вышеизложенного заявитель считает, что решение Управления Росреестра по Московской области, выраженное в отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, является незаконным, поскольку им в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для регистрации права собственности на спорный объект.
В силу принципа состязательности и ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует и установлено судом, что приостановление и впоследствии отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права мотивированы непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0030503:4026, 50:14:0030503:1575, а также непредставлением разрешения на размещение объекта недвижимого имущества, заявленного к учетно-регистрационным действия.
При этом в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права от 18.03.2020 Управление Росреестра по Московской области сослалось на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на земельные участки, рекомендовало заявителю для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, представить правоустанавливающие документы на земельные участки или документы, подтверждающие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения данного сооружения.
Доводя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Истцом на государственную регистрацию представлено Заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество и осуществлении кадастрового учета, а также комплект документов, подтверждающих возникшее право Истца на данное сооружение и подтверждающих полномочия представителя заявителя.
Таким образом, представленные Истцом на государственную регистрацию документы содержали все необходимые данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество - тепловые сети к кор. 6 (поз. по проекту планировки), мкж "Лукино-Варино", пос. Свердловский Щелковского р-на Московской области.
Ввиду этого, у регистрирующего органа отсутствовали исчерпывающе перечисленные в статье 20 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3), линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5), тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 7).
Подпункт 5 пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что выдача разрешения на строительство не требуется, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Закон Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-03 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" (с изменениями и дополнениями) определяет, что получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции линий электропередач, сетей водопроводов, канализационных сетей, сетей ливневой канализации, при соблюдении указанных в законе условий.
Поименованные в обжалуемом отказе инженерная сеть относится к сетям, на которые не требуется получение разрешения на строительство.
Таким образом, нахождение инженерной сети на земельных участках не порождает каких- либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций, не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, в соответствии с п. 4 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, на период строительства наружного водоотведения к корп. 6 земельные участки находились в собственности истца, что прямо регистрирующий орган указывает в обжалуемом отказе.
Таким образом, последующий отказ заявителя от прав на земельный участок не может влечь отказ в государственной регистрации права собственности, поскольку строительство осуществлено на принадлежавших заявителю на тот период времени земельных участках.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2021 по делу N А41-86156/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86156/2020
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 22"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ