г. Челябинск |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А07-15511/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой А.Г.,
судей Журавлева Ю.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сергеевой Ольги Ивановны на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2021 по делу N А07-15511/2020.
В производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится дело о признании Сергеевой Ольги Ивановны (далее - должник, Сергеева О.И.) несостоятельной (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2020 в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утверждена Киреева Алия Раилевна, член Ассоциации "Сибирская гильдия антикризисных управляющих".
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2021 было отказано в удовлетворении ходатайства Сергеевой О.И. об исключении из конкурсной массы денежных средств, полученных на основании постановления Правительства РФ N 484 от 12.04.2020, постановления Правительства РФ N 415 от 02.04.2020, Указа Главы Республики Башкортостан N УГ-122 от 25.03.2020, ежемесячно в течение всей процедуры банкротства должника.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, должник обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить определение суда полностью и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении ходатайства должника об исключении денежных средств из конкурсной массы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Должник полагая, что денежные средства, поступающие в качестве выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работником, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и материальная помощь, не подлежат включению в конкурсную массу, обратилась с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления должника, указал, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ медицинским работникам не входит в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника гражданина и членов его семьи (определения от 13.10.2009 N 1325-0-0, от 15.07.2010 N 1064-О-Оиот 22.03.2011 N 350-0-0).
Конституционным судом отмечено, что при определении размера производимых удержаний должно учитываться материальное положение должника и не допускаться ущемление нормальных условий его существования, вследствие применения мер принудительного исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Выплаты осуществляются в размере, установленном в пункте 10 Правил, на основании локального акта медицинской организации, согласованного с минздравом субъекта РФ (пункт 11 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В пункте 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 484, указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат.
Указанные выплаты не подлежат налогообложению на основании пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).
Выплаты, осуществляемые должнику на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484, имеют целевой характер и связаны с особыми условиями труда (в том числе в связи с повышенным риском заражения новой коронавирусной инфекцией) и дополнительной нагрузкой должника, возникшей в связи с осуществлением деятельности или обеспечением условий для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 утратил силу с 1 ноября 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762. Однако, поскольку денежные средства были начислены в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415, к спорным правоотношениям подлежит применению указанное Постановление.
При таких обстоятельствах, указанные денежные выплаты подлежат исключению из конкурсной массы и не могут учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве, поскольку на них не может быть обращено взыскание на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве.
Как следует из материалов дела, должник работает в ГБУЗ РКИБ на должности санитарки, в связи с чем ей были начислены стимулирующие выплаты.
Так, согласно справке от 12.08.2020 заработная плата за июль 2020 г. составила 53 832,49 рублей, в том числе были начислены на основании постановления Правительства РФ N 484 от 12.04.2020 в сумме 28 750,00 рублей, на основании постановления РФ N 415 от 02.04.2020 в сумме 3 199,91 рублей, на основании Указа Главы РБ N УГ-122 от 25.03.2020 в сумме 1 680,44 рублей.
Согласно справке от 14.09.2020 заработная плата за август 2020 г. составила 75 315,51 рублей, в том числе были начислены на основании постановления Правительства РФ N 484 от 12.04.2020 в сумме 28 750,00 рублей, на основании постановления РФ N 415 от 02.04.2020 в сумме 3 199,91 рублей, на основании Указа Главы РБ N УГ-122 от 25.03.2020 г. в сумме 1 680,44 рублей.
Выплаты, осуществляемые должнику на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484, имеют целевой характер и связаны с особыми условиями труда (в том числе в связи с повышенным риском заражения новой коронавирусной инфекцией) и дополнительной нагрузкой должника, возникшей в связи с осуществлением деятельности или обеспечением условий для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства данного дела, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности), апелляционный суд, действуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий, приходит к выводу о необходимости исключения из конкурсной массы выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция и лицам из группы риска заражения COVID-19.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и принял незаконный судебный акт, что в силу положений пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и принятия нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2021 по делу N А07-15511/2020 отменить, апелляционную жалобу Сергеевой Ольги Ивановны - удовлетворить.
Ходатайство Сергеевой Ольги Ивановны (дата рождения: 31.01.1960 г. р.) об исключении из конкурсной массы денежных средств, удовлетворить.
Исключить из конкурсной массы денежные средства, поступающие на основании Постановления Правительства РФ N 484 от 12.04.2020, Постановления Правительства РФ N 415 от 02.04.2020, Указа Главы Республики Башкортостан N УГ-122 от 25.03.2020, ежемесячно в течение всей процедуры банкротства Сергеевой Ольги Ивановны.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Г. Кожевникова |
Судьи |
Ю.А. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15511/2020
Должник: Сергеева О И
Кредитор: ООО "ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Ассоциация "СГАУ", Киреева Алия Раилевна