город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2021 г. |
дело N А32-38794/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Нарышкиной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барристер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 по делу N А32-38794/2020
по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Горячий Ключ "Водоканал" (ОГРН 1132368001380, ИНН 2305028371)
к обществу с ограниченной ответственностью "Барристер" (ОГРН 1128603012350, ИНН 8603189505)
о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Горячий Ключ "Водоканал" (далее - истец, предприятие, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Барристер" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по договору от 01.05.2016 N 490 за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 в размере 291 231,54 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате полученного коммунального ресурса и оказанных услуг.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что объем задолженности подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.
Суд отклонил довод истца о том, что ООО "Барристер" не осуществляло управление многоквартирными домами по адресу: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14, корпус 1, 2 и ул. Кучерявого, д. 42, так как указанные дома не были включены в реестр лицензий Краснодарского края.
Общество с ограниченной ответственностью "Барристер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалах арбитражного дела отсутствуют допустимые доказательства взимания платы ООО "Барристер" с потребителей.
Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. Договоры управления по многоквартирным домам (город Горячий Ключ, пер. Хадыженский корпус 1 и корпус 2, Кучерявого, д. 42) не вступили в законную силу т.к. данные дома не были включены в реестр лицензий Краснодарского края. Ответчик не осуществлял управление указанными домами.
В тексте иска отсутствует расчет взыскиваемой денежной суммы. В качестве приложения к иску также отсутствует расчет взыскиваемой денежной суммы.
Ответчик полагает, что заявление по делу должно было быть подано порядке приказного производства, и соответственно, поданный иск должен был быть возвращен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между МУП г. Горячий Ключ "Водоканал" (организация ВКХ) и ООО "Квартал" (абонент) (после переименования ООО "Барристер") заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2016 N 490, согласно которому организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены данным договором, соблюдать в соответствии с данным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 1 договора).
Согласно п. 6 договора расчетный период, установленный договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Во исполнение условий договора истец поставил ответчику холодную воду, а также оказал услуги по водоотведению за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 в размере 291 231,54 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами, подписанными сторонами без разногласий (л.д. 15-28).
В актах детально отражен объем потребления энергоресурса, а также адреса, по которым этот ресурс потреблен и сброшены сточные воды.
Однако ответчиком нарушены условия договора в части своевременной и полной оплаты, в связи с чем, за ООО "Барристер" образовалась задолженность в размере отпущенного коммунального ресурса и оказанных услуг.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по оплате полученного коммунального ресурса и оказанных услуг в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Суд установил, что согласно актам за спорный период, подписанным ответчиком без возражений и разногласий, ООО "Барристер" принят объем поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг в том числе в спорные МКД, расположенные по адресу: по адресу: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14, корпус 1,2 и ул. Кучерявого, д. 42.
Кроме того, в материалах дела имеются акты за иные периоды, в которых ответчиком также без возражений и разногласий принимается объем полученного коммунального ресурса и оказанных услуг в указанных спорных МКД.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 20 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (п. 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 781 заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ указано, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные данным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой и инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований на сумму 291 231,54 руб.
Суд исходил из того, что общество как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг обязано оплатить спорную задолженность, обоснованность взыскания которой подтверждена материалами дела.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно этой управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации. В свою очередь управляющая организация обязана вносить плату за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, вне зависимости от наличия у нее договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что между истцом и ответчиком возникли разногласия в отношении наличия у ответчика статуса управляющей организации и, соответственно, исполнителя услуг по поставке холодной воды и водоотведению на общедомовые нужды (далее - ОДН) в домах по адресам: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14, корпус 1, 2 и ул. Кучерявого, д. 42.
Ответчик указал, что истец в сумму долга включил задолженность по данным многоквартирным домам, которые не были включены в реестр лицензий Краснодарского края.
Согласно частям 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией) выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 данной статьи и части 5 статьи 200 данного Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и случая, предусмотренного частью 3 статьи 200 данного кодекса (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями данного Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Согласно ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ, при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с ч. 7 ст. 162 данного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 ЖК РФ.
До 01.01.2018 часть 7 статьи 162 ЖК РФ действовала в следующей редакции: "Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания".
Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ (введен в действие 01.01.2018) внесены изменения в часть 7 статьи 162 ЖК РФ, которая изложена в новой редакции: "Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом".
Таким образом, до 01.01.2018 действия по внесению сведений в реестр не определяли момент возникновения обязанности управления домом, являясь действиями по учету в сфере управления многоквартирным домом, поскольку применительно к ст.ст. 1 и 10 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в указанный период) права и обязанности, по управлению не были связаны с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр, а вытекали из условий договора управления.
Вместе с тем, согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), редакция, которого не претерпела изменений, влияющих на рассмотрение настоящего спора, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из сопоставления указанных норм части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 14 Правил N 354 следует, что действующее законодательство различает момент начала предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и момент возникновения обязанности приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом. Первый момент в случае начала поставки коммунального ресурса ранее даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации предшествует второму. При этом, поставка коммунального ресурса в МКД не исчерпывает всех обязанностей управляющей организации по договору управления. Внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления домом означает возникновение у управляющей организации обязанностей по управлению в полном объеме.
При этом, согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами 354, а коммунальные услуги - это осуществление деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Таким образом, статус исполнителя коммунальных управляющая организация приобретает с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Данный статус не зависит от включения МКД в реестр лицензий.
При этом апелляционный суд учитывает также разъяснения, данные в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020.
В них указано, что из содержания ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.
С учетом изложенного, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 ЖК РФ.
Как разъяснено в абзаце втором п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Таким образом, не имеется правовых оснований для вывода о незаконном осуществлении управляющей организацией деятельности по управлению спорными многоквартирными домами и выставлении их жителям платежных документов за период отсутствия дома в перечне многоквартирных домов, являющемся неотъемлемой частью реестра лицензий, поскольку выставление платежных документов для оплаты является следствием оказанных заявителем жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, вне зависимости от включения или невключения МКД по адресам: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14, корпус 1, 2 и ул. Кучерявого, д. 42 в лицензию ответчика, для приобретения статуса исполнителя коммунальных услуг требовалось принятие решения общим собранием собственников данных МКД о выборе ответчика в качестве управляющей организации либо победа им в открытом конкурсе, проводимом органом местного самоуправления в порядке части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключение с ответчиком договоров об управлении МКД, а также начало поставки ответчику коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из протокола N 1 общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14, корпус 1, 2 следует, что собственниками принято решение о выборе управляющей организацией ООО "Квартал" (прежнее наименование ответчика (л.д. 174)). 01.07.2019 в договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2016 N 490 сторонами были внесены изменения, согласно которым в приложение N 3 к договору был включен в качестве места исполнения обязательства МКД по адресу: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14 (л.д. 154). 01.09.2019 ответчик сообщил истцу о переходе собственников на прямые договоры по оказанию коммунальных услуг с истцом (л.д. 173). 12.07.2020, т.е. за пределами искового периода собственники помещений в данном МКД перешли к компенсации коммунального ресурса на содержание общедомового имущества непосредственно истцу, о чем ответчик уведомил истца л.д. 177-179). Истцом представлена письменная информация, согласно которой жители данного МКД своими подписями с собственноручным указанием фамилии подтвердили, что с 01.07.2019 по 01.10.2020 плату за холодное водоснабжение и водоотведение они вносили ответчику (л.д. 187-188).
Апелляционный суд также учитывает, что 01.07.2019 в договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2016 N 490 сторонами были внесены изменения, согласно которым в приложение N 3 к договору был включен в качестве места исполнения обязательства МКД по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Кучерявого, д. 42 (л.д. 180). 01.03.2020 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору от 01.05.2016 N 490, согласно которому предметом договора стала поставка холодной воды и прием сточных вод в целях оказания ответчиком услуг по водоснабжению и водоотведению в целях содержания общего имущества в МКД, указанных в приложении N 3. В указанное приложение включен и МКД по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Кучерявого, д. 42 (л.д. 183-184).
Договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2016 N 490 в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2020 не признан недействительным в судебном порядке. Признаков ничтожности договор не содержит. Договор не расторгнут. Ни одна из сторон не заявляла об отказе от его исполнения по основаниям, предусмотренным законом. Со стороны истца договор исполнялся надлежащим образом. Таким образом, договор является действующим.
При таких обстоятельствах отсутствие в материалах дела протокола общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Кучерявого, д. 42 о принятии собственниками решения о выборе управляющей организацией ответчика или договора на управление указанным домом не устраняет обязанность ответчика как абонента по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.05.2016 N 490, оплачивать водоснабжение и водоотведение по указанному МКД на условиях и в количестве, определенных договором (п. 1.1).
Кроме того, истцом представлена письменная информация, согласно которой жители данного МКД своими подписями с собственноручным указанием фамилии подтвердили, что с 01.07.2019 по 01.11.2020 плату за холодное водоснабжение и водоотведение они вносили ответчику (л.д. 185).
При этом, апелляционный суд учитывает, что вопреки мнению ответчика, отсутствие доказательств оплаты собственниками помещений коммунального ресурса ответчику не означает неполучение ответчиком от истца коммунальных ресурсов по договору водоснабжения и водоотведения и отсутствие обязанности оплачивать их.
Факт поставки коммунальных ресурсов в данный МКД, их количество, стоимость и размер задолженности общество не оспаривает. Довод об отсутствии расчета задолженности апелляционным судом отклоняется по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как не заявлявшийся в суде первой инстанции. Заявив указанный довод, ответчик контррасчет не представил, и таким образом, необоснованность взыскиваемой суммы не доказал. К тому же, акты оказания услуг, подтверждающие размер задолженности, подписаны обеими сторонами без разногласий.
Таким образом, из материалов дела следует, что в исковой период ответчик являлся исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений МКД по адресу: г. Горячий Ключ, пер. Хадыженский, 14, корпус 1, 2 и ул. Кучерявого, д. 42 получал коммунальные ресурсы по договору ресурсоснабжения с ответчиком и обязан был оплачивать их. Доказательств оплаты не представлено. Ввиду чего суд принял правильное решение по делу.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм процессуального права заявителем.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 по делу N А32-38794/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38794/2020
Истец: МУП МО г. Горячий Ключ "Водоканал", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "Барристер"