г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А42-3495/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Борисенко Т.Э.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8671/2021) Центра ПФР по выплате пенсий в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2021 по делу N А42-3495/2020 (судья Тарасов А.Е.), принятое
по иску Центра ПФР по выплате пенсий в Мурманской области
к ГОБУЗ "Мурманская городская поликлиника N 1";
3-е лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МУРМАНСКЕ
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
УПФР в г. Мурманске (ОГРН 1025100860883, ИНН 5190313015) (далее - истец, Фонд, УПФР) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ГОБУЗ "МГП N 1" (ОГРН 1175190003031, ИНН 5190069335) (далее - ответчик) о взыскании ущерба в сумме 422 747,53 руб., причиненного в результате несвоевременного представления ответчиком индивидуальных сведений на застрахованных физических лиц - Бойко Олега Андреевича, Вага Елену Михайловну, Ганичеву Нину Пантелеевну, Голубкову Раису Александровну, Зюзгину Лидию Александровну, Исхакову Марину Гаясовну, Серебрякову Елену Александровну, Сокерину Татьяну Михайловну, Самусенко Веру Федоровну по форме СЗВ-М за март 2017 года и выплате последним истцом за период с 01.06.2017 по 31.08.2019 пенсий в завышенных размерах с учетом индексации размеров фиксированных выплат к страховым пенсиям.
Судом первой инстанции произведена замена истца УПФР в г. Мурманске на Центр ПФР по выплате пенсий в Мурманской области (далее - истец, Центр) ввиду перехода к этому органу функций по взысканию спорных сумм. УПФР в г. Мурманске переведено в третьи лица.
Решением суда от 24.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
Истец, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Центр, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не учтено, что до момента предоставления страхователем сведений по форме СЗВ-М за пропущенный отчетный месяц Фонд не имел оснований для уменьшения сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к пенсии застрахованным лицам.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
От ответчика поступил отзыв, в котором он возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что указанные выше и поименованные в иске физические лица (далее - Пенсионеры) являются получателями страховых пенсий по старости.
Также указанные лица являлись работниками ответчика.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 27-ФЗ) ответчик как страхователь обязан был представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за март 2017 года не позднее 15.04.2017.
В нарушение указанных положений ответчик представил в УПФР сведения о застрахованных лицах (Пенсионерах) по форме СЗВ-М за март 2017 года 10.07.2019, то есть с нарушением срока их представления.
Поскольку ответчик представил сведения с нарушением срока, это повлекло начисление и выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации Пенсионерам согласно расчету в общей сумме 422 747,53 руб. за общий период с 01.06.2017 по 31.08.2019.
Таким образом, в указанные периоды Пенсионерам пенсия выплачена с учетом индексации, в связи с чем, истец полагает, что ввиду виновных действий ответчика излишне выплачены пенсии за заявленный период в сумме 422 747,53 руб.
Предъявленная истцом претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства по делу и руководствуясь статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2.2 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27- ФЗ), статьей 28 Закона N 400-ФЗ, отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400- ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В рассматриваемом случае, по мнению подателя жалобы, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.06.2017 по 31.08.2019 осуществлена работающим пенсионерам исключительно по вине Учреждения, несвоевременно представившего сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года.
Между тем судом первой инстанции установлено, что по состоянию на дату принятия решения об индексации страховой пенсии и в последующие периоды Фонд располагал сведениями о том, что указанные сотрудники осуществляют трудовую деятельность в Учреждении, что подтверждалось своевременно и ежемесячно представляемыми страхователем сведениями об указанных застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года и последующие периоды, о чем свидетельствуют положительные протоколы входного контроля и квитанции о получении сведений ПФР, а также сведениями по форме СЗВ-СТАЖ и расчетами по форме РСВ-1 за I квартал 2017 года и последующие периоды.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Фонд обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Фонд, своевременно получив от Учреждения сведения в отношении указанных застрахованных лиц за февраль и апрель 2017 года и не имея аналогичных сведений за март 2017 года, определяющих их статус, не только не обратился в адрес Учреждения за разъяснениями, а напротив, принял решение о выплате указанным лицам сумм страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), начиная с 01.06.2017.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции, Фонд имел возможность на основании представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за апрель и май 2017 года, полученных своевременно, принять до начала выплат решение о прекращении индексации пенсии. Однако истец вынесенное решение не пересмотрел и новое решение о прекращении выплаты пенсии не принял.
При установленных судом первой инстанции обстоятельствах предоставления Учреждением неполных сведений индивидуального персонифицированного учета только за один месяц (март 2017 года) и наличия у контролирующего органа Пенсионного фонда на дату спорных выплат актуальных сведений о работающих пенсионерах, доводы Фонда о наличии причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и действиями страхователя за весь период выплат работающим пенсионерам индексированной страховой пенсии обоснованно признаны несостоятельными.
Совокупность условий, необходимых для возложения на Учреждение ответственности в виде возмещения излишне выплаченных сумм страховой пенсии в размере 422 747,53 руб., истцом не доказана.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении от 20.01.2021 по делу А42-3961/2020, рассмотренному между теми же сторонами по иску о взыскании ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за март 2017 года, повлекших незаконную выплату страховой пенсии иным сотрудникам страхователя в завышенном размере.
Следовательно, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2021 по делу N А42-3495/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3495/2020
Истец: Центр ПФР по выплате пенсий в Мурманской области
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МУРМАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 1"
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МУРМАНСКЕ