город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2021 г. |
дело N А32-23557/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Аква" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2021 по делу N А32-23557/2020 по иску ООО "Аква" к ответчику администрации муниципального образования город-курорт Геленджик при участии третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аква" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение администрации от 05.03.2020 N 110-15-2858/20-35-11 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, Лермонтовский бульвар, кадастровый номер 23:40:0402011:31;
- обязать администрацию согласовать предоставление спорного участка в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации город - курорт Геленджик от 28.03.2011 N 576.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществу принадлежат объекты водной инфраструктуры, для эксплуатации которой необходим участок, однако администрация необоснованно отказала в согласовании участка.
Решением суда от 11.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд констатировал, что Комбинату коммунальных предприятий "Геленджиккурорт" был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 1 200 кв. м на Лермонтовском бульваре под существующими объектами нижнего водозабора. Суд установил, что сведения о земельном участке внесены в государственный земельный кадастр, ему присвоен кадастровый номер 23:40:0402011:31, имеющий статус "ранее учтенный", его границы в государственном кадастре недвижимости не описаны. Суд также установил, что участку присвоен вид разрешенного использования: под нижний водозабор, на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества: здание водозабора литера А общей площадью 26,3 кв. м, здание насосная-водозабор литера Б площадью 84,9 кв. м, здание бытовка с пристройкой литеры В, В1 площадью 35 кв. м., которые принадлежат обществу на праве собственности. Суд также установил, что судебными актами по делу N А32-35970/2009 на администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, утвердить и выдать ООО "АКВА" указанную схему, факт утверждения схемы Постановлением администрации 28.03.2011 N 576, а также факт перечесения границ испрошенного участка с земельным участком с кадастровым номером 23:40:0402011:83, учтенного в государственном кадастре недвижимости, факт изменения схемы в 2016 году. Суд также установил, что письмом администрации от 06.02.2017 N 110-15-1557/17-45-04 обществу сообщено, что при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, выяснилось наложение на земельный участок общества части объекта недвижимости - набережной, на которую зарегистрировано право собственности муниципального образования. В связи с наличием пересечения границ уточняемого земельного участка с границами земельных участка муниципалитета, уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:31 не представляется возможным. Суд также установил факт регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0402011:83 площадью 1 772 кв. м. Суд установил, что данный участок был сформирован из территории пляжа, в данный участок вошла территория участка. которая была предоставлена в бессрочное (постоянное) пользование. Третий объект истца находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83, но в пределах земельного участка по государственному акту. Данный третий объект расположен полностью под частью недвижимого объекта муниципальной собственности - набережной. Суд также установил, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2018 по делу N А32- 14255/2017, оставленным постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 без изменения, в удовлетворении иска общества об исправлении реестровой ошибки отказано. Решение мотивировано тем, что истцом избран ненадлежащий способ защиты. Суды в рамках дела N А32-14255/2017 указали, что требования истца фактически направлены на установление границ земельных участков, а не на исправление реестровой ошибки. При этом исключение земельного участка из состава другого земельного участка не является исправлением реестровой ошибки. Поскольку имеется спор о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки, суды пришли к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты. Суд также установил факт общаения общества с заявлением о согласовании в предоставлении земельного участка площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, Лермонтовский бульвар, кадастровый номер 23:40:0402011:31, а также факт отказа администрации с таком согласовании, мотивированный наложением испрошенного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83. В этой связи администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик были начаты работы по корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83. Однако в ходе проведения указанных работ было установлено, что в границы испрашиваемого ООО "АКВА" земельного участка входит часть объекта недвижимого имущества - набережной, в отношении которой зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Геленджик. Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал, что испрошенный участок затрагивает земли общего пользования, которые не могут быть предоставлены в аренду.
С принятым судебным актом не согласилось общество, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просило решение суда первой инстанции отменить, заявленный требования - удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на основании подпунктов 9 и 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации) ООО "АКВА" имеет безусловное право на предоставление в аренду земельного участка площадью 1 200 кв.м. с целью эксплуатации объектов капитального строительства под нижний водозабор. Указанное право подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2010 по делу N А32-35970/2009. Решение Администрации от 05.03.2020 N 110-15-2858/20-35-11 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1200 кв.м. является незаконным и принято в нарушение ЗК РФ, поскольку в решении не приведено конкретное основание для отказа, указанное в перечне оснований, содержащихся в пункте 8 статьи 39.15 3К РФ. Вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления земельного участка в аренду из земель общего пользования основан на неверном применении закона (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию указанных земельных участков, а не на предоставление их в аренду. Спорный земельный участок находится в территориальной зоне Р-4. Градостроительный регламент указанной территориальной зоны предусматривает возможность размещения и эксплуатации капитальных строений инженерной инфраструктуры и хозяйственных построек на истребуемом земельном участке. В силу особенностей рельефа, размещение набережной над объектом заявителя не препятствует использованию земельного участка по назначению (размещение водозабора), в свою очередь расположение объекта заявителя под набережной также не препятствует ее эксплуатации, не создает угрозу жизни и безопасности для третьих лиц, в связи с чем, указанное обстоятельство также не является основанием для отказа ООО "АКВА" в реализации права на надлежащее оформление земельного участка под объектами недвижимости.
В отзыве администрация указала на несостоятельность доводов жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, учредителем ООО "АКВА" являлось ООО "Комбинат коммунальных предприятий : "Геленджиккурорт", которое передало в собственность учреждаемого им общества здания по адресу г. Геленджик, ул. Лермонтовский бульвар, в том числе: водозабор лит. А; насосную - водозабор, лит. Б; здание бытовку с пристройкой, лит. В, В1.
Указанные объекты расположены на земельном участке по адресу г. Геленджик, ул. Лермонтовский бульвар, площадью 1200 кв.м., предоставленном ООО "Комбинат коммунальных предприятий "Геленджиккурорт" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта КК-2N 408000359. Участку был присвоен кадастровый номер 23:40:0402011:31, межевание проведено не было.
Как указал заявитель, в соответствии с положениями статей 271 и 552 ГК РФ к истцу при переходе права собственности на объекты недвижимого имущества перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, подтверждаемое указанным государственным актом.
В целях выполнения обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, установленной ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ООО "АКВА" обратилось к ответчику за выдачей схемы расположения участка на кадастровой карте территории в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Как указало общество, первоначально администрация утвердила схему значительно меньшей площади, нежели чем была определена в государственном акте, что послужило причиной обращения истца в суд.
На основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2010 по делу N А32-35970/2009-28/955 ответчик издал постановление N 576 от 28.03.2011 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1200 кв.м., т.е. в соответствии с государственным актом.
Однако при выполнении кадастровых работ истец обнаружил, что предусмотренный утверждённой схемой земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83, площадью 1772 кв.м., на который зарегистрировано право муниципальной собственности.
В дальнейшем истец неоднократно обращался к ответчику с требованиями устранить нарушение его прав. Письмом от 06.02.2017 ответчик осуществить корректировку границ отказался на том основании, что один из объектов недвижимости истца представляет собой подземное сооружение, и находится под объектом муниципальной собственности -набережной.
Истец обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об устранении кадастровой ошибки, которую он усматривал в установлении границ и постановке на кадастровый учёт участка муниципальной собственности с кадастровым номером 23:40:0402011:83. Решением суда от 05.12.2018 в иске было отказано по мотиву выбора истцом ненадлежащего способа защиты права.
Заявитель, в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в качестве основания предоставления участка без проведения торгов истец указал п.п. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, в подтверждение чего приложил к заявлению государственный акт КК-2 N 408000359 и утверждённую постановлением ответчика N 576 от 28.03.2011 схему расположения земельного участка.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка плоащдью 1 200 кв. м путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83 плоащдью 1 772 кв. м по адресу: г. Геленджик, пляж между п/о "Черноморец", п/о "Звездочка". В качестве основания предоставления участка без проведения торгов к заявлению приложен государственный акт КК-2 N 408000359 и утвержденная постановлением от 28.03.2011 N 576 схема расположения земельного участка.
Письмом от 05.03.2020 N 110-152858/20-35-11 администрация отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83 площадью 1 772 кв. м по адресу: г. Геленджик, пляж между п/о "Черноморец", п/о "Звездочка" является муниципальное образование город-курорт Геленджик. Во исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2010 года дело N А32-35970/2009 постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 28 марта 2011 года N 576 была утверждена соответствующая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако рассматриваемый земельный участок накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83. В этой связи администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик были начаты работы по корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83. Однако в ходе проведения указанных работ было установлено, что в границы испрашиваемого ООО "АКВА" земельного участка входит часть объекта недвижимого имущества - набережной, в отношении которой зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Геленджик.
Заявитель, указывая на то, что отказ заинтересованного лица является незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 приведенного Кодекса.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 данного Кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Согласно положений, закрепленных в ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, в том числе предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Как указано выше, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2010 по делу N А32-35970/2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по делу N А32-35970/2009 на администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, утвердить и выдать ООО "АКВА" указанную схему.
В рамках указанного дела суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу указанных норм лицо, приобретшее право собственности на здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (пункт 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Для установления площади земельных участков, необходимых обществу для эксплуатации его строений по целевому назначению - водозабор в соответствии с действующими нормами и правилами, судом первой инстанции по ходатайству заявителя была назначена землеустроительная экспертиза.
Из заключения эксперта Черного Д.В. от 26 мая 2010 года следует, что минимальная площадь земельных участков, необходимая обществу с ограниченной ответственностью "Аква" для надлежащей эксплуатации зданий и сооружений, входящих в имущественный комплекс Морской водозабор, расположенных в г. Геленджике составляет:
- по адресу ул. Набережная, Лермонтовский бульвар - 1 193 кв.м.;
- по ул. Тургенева, 37 - 1 792 кв.м.
Площади 276 кв.м. и 750 кв.м., установленные постановлениями главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 17.04.2009 N 1084 и от 13.07.2009 N 2382, не соответствуют минимальным площадям земельных участков необходимым обществу с ограниченной ответственностью "Аква" для надлежащей эксплуатации зданий и сооружений, входящих в имущественный комплекс Морской водозабор, расположенных по адресу: г. Геленджик, ул. Лермонтовский бульвар и г. Геленджик, ул. Тургенева, 37.
Согласно выполненным расчетам указанные площади участков меньше нормативных на 1193 - 276 = 917 кв.м. (г. Геленджик, ул. Тургенева, 37) и на 1792 - 750 = 1042 кв.м. (г. Геленджик, ул. Лермонтовский бульвар).
Возможно изменение границ и увеличение земельных участков, установленных постановлениями главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 17.04.2009 N 1084 и от 13.07.2009 N 2382, площадям земельных участков необходимым обществу с ограниченной ответственностью "Аква" для надлежащей эксплуатации зданий и сооружений, входящих в имущественный комплекс Морской водозабор, расположенных по адресу: г. Геленджик, ул. Лермонтовский бульвар и г. Геленджик, ул. Тургенева, 37 до фактических (существующих) размеров.
При этом площадь земельного участка по ул. Лермонтовский бульвар в г. Геленджике составит - 1256 кв.м., в границах указанных на плане земельного участка. Площадь земельного участка по ул. Тургенева, 37 в г. Геленджике составит - 1634 кв.м., в границах указанных на плане земельного участка.
Фактические площади и границы земельных участков Морского водозабора (г. Геленджик, ул. Лермонтовский бульвар и г. Геленджик, ул. Тургенева, 37) соответствуют площадям и границам, установленным Государственным актом серии КК-2 N 408000359, в пределах допустимых при осуществлении государственного кадастрового учета.
Постановлением администрации 28.03.2011 N 576 схема была утверждена.
В рамках дела N А32-14255/2017 установлено, что при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет выявлено, что образуемый земельный участок площадью 1200 кв.м. пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83, учтенного в государственном кадастре недвижимости.
12.12.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением об исключении из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:40:0402011:83.
18.08.2015 Государственным земельным надзором г. Геленджика было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, выражающегося в ненадлежащим оформлением земельного участка под объектами недвижимости общества (водозабор на Лермонтовском бульваре).
Общество обратилось в администрацию с заявлением о корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83.
Письмом от 05.02.2016 N 110-52-739/16-01-11 заявителю было сообщено о принятии решения о корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83 с сохранением его площади с включением в него имущества ООО "АКВА" с последующим его разделом с целью предоставления в будущем собственнику строений образованного земельного участка площадью 1200 кв.м.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства от 17.08.2016 N 110- 52-5137/16-01-11 заявитель был информирован о согласовании измененной схемы уполномоченными лицами.
Управление архитектуры города сообщило обществу о том, что земельный участок находится в федеральной собственности в связи с вхождением в него береговой полосы моря, органы местного самоуправления им распоряжаться не вправе (письмо от 24.11.2016 N 110-52-7644/16-01-11).
Общество обратилось в администрацию муниципального образования городкурорт Геленджик с заявлением об исключении из земельного участка площадью 1772 кв. м с кадастровым номером 23:40:0402011:83 площади, необходимой для формирования земельного участка под недвижимыми объектами.
В письме администрации от 06.02.2017 N 110-15-1557/17-45-04 содержалась информация о том, что при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, выяснилось наложение на земельный участок общества части объекта недвижимости - набережной, на которую зарегистрировано право собственности муниципального образования. В связи с наличием пересечения границ уточняемого земельного участка с границами земельных участка муниципалитета, уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:31 не представляется возможным.
В материалы дела представлена копия свидетельства от 30.07.2007 о государственной регистрации права собственности на третью очередь набережной, имеющую площадь 53 977 кв.м. Основанием регистрации в свидетельстве указаны: решение Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 261 от 08.08.1992, постановления главы города-курорта Геленджик N 274 от 16.03.2004, N 1479 от 09.12.2001, N 1131 от 13.08.2006, акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 02.09.2002, выписка из реестра муниципальной собственности N 01041 от 04.04.2007.
Выпиской из ЕГРН от 02.12.2016 подтверждается регистрация права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0402011:83 площадью 1772 кв.м.
Также в материалы дела представлена схема расположения образуемого для истца земельного участка, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0402011:83 сформирован на пляже, в его площадь вошла часть площадь земельного участка общества по государственному акту (кадастровый номер 23:40:0402011:31), а также два объекта недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано за обществом.
Третий объект истца находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83, но в пределах земельного участка по государственному акту.
Данный третий объект расположен полностью под частью недвижимого объекта муниципальной собственности - набережной. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0402011:83 имеет площадь большую, чем площадь земельного участка истца по государственному акту. Обращения общества в администрацию имели целью поставить на кадастровый учет земельный участок по государственному акту, используя не только площадь земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83, но и площадь земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:281. На этом, последнем участке расположен один из трех объектов истца с наложением на него части объекта недвижимого имущества - набережной, право собственности на которую зарегистрировано за муниципалитетом.
Формирование спорного земельного участка за счет территории общего пользования - пляжа также подтверждается выкопировкой из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24.10.2019 N 178).
В целях правильного рассмотрения спора, суд определением от 26.03.2021 предложил представить акт осмотра участка с отражением об объектах недвижимости истца и соотношением их с земельным участком.
Также суд предлагает сторонам подготовить картографическую схему испрошенного участка с отражением уже существующих объектов, принадлежащих истцу, а также с отражением наложений участка, предоставленного по акту постоянного (бессрочного) пользования, а также отражением "третьего" объекта.
Во исполнение указанного определения от общества поступили соответствующие доказательства.
В результате осмотра установлено: на спорном земельном участке площадью 1200 кв.м., предоставленному под размещение объектов нижнего водозабора на Лермонтовском бульваре располагаются следующие объекты, принадлежащие ООО "АКВА":
- Здание водозабор, назначение: Нежилое. Площадь: общая 26,3 кв. м. Инвентарный номер: 4692. Литер: А. Этажность: 1. Подземная этажность: 0. Кадастровый или условный номер: 23-23-12/001/2006-023. Свидетельство о регистрации 23-АЕ 315129, дата выдачи: 21.10.2008 г.
- Здание насосная-водозабор, назначение: Нежилое. Площадь: общая 84,9 кв. м. Инвентарный номер: 4692. Литер: Б. Этажность: 1. Подземная этажность: 0. Кадастровый или условный номер: 23-23-12/001/2006-024. Свидетельство о регистрации 23-АЕ 315130, дата выдачи: 21.10.2008 г.
- Здание бытовка с пристройкой, назначение: Нежилое. Площадь: общая 35 кв. м. Инвентарный номер: 4692. Литер: В,В1. Этажность: 1. Подземная этажность: 0. Кадастровый или условный номер: 23-23-12/001/2006-025. Свидетельство о регистрации 23-АЕ 315132, дата выдачи: 21.10.2008 г.
4) Три нити водоводов (диаметр 150 мм.) от здания водозабор через береговую зону в море на 200 м, к оголовку забора морской воды. Примыкание водоводов к береговой зоне защищено бетонным сооружением.
С учетом расположения сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83, а также наложением на спорный земельный участок общества части объекта недвижимости - набережной, на которую зарегистрировано право собственности муниципального образования, сложилось следующее соотношение объектов недвижимости ООО "АКВА" и земельных участков:
Здание водозабор (Литер: А) расположено в границах участка, определенного на схеме, утвержденной Постановлением главы муниципального образования г-к Геленджик N 576 от 28 марта 2011 г. для размещения водозабора; в границах участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83.
На участке, где расположено здание водозабор (Литер: А), установлен факт пересечения границ испрошенного участка с земельным участком с кадастровым номером 23:40:0402011:83.
Здание насосная-водозабор (литер: Б) расположено: в границах участка,, определенного на схеме, утвержденной Постановлением главы муниципального образования г-к Геленджик N 576 от 28 марта 2011 г. для размещения водозабора; вследствие особенностей рельефа местности, над зданием находится часть объекта недвижимости - набережной, на которую зарегистрировано право собственности муниципального образования. Здание и часть набережной фактически находятся в одной проекции по отношению к земельному участку, но в разных уровнях.
На участке, где расположено здание водозабор (Литер: Б), установлен факт наложения на объект недвижимости общества (земельный участок общества) части объекта недвижимости муниципального образования г-к Геленджик - набережной.
Здание бытовка с пристройкой (литер: В,В1) расположено частично в границах участка, определенного на схеме, утвержденной Постановлением главы муниципального образования г-к Геленджик N 576 от 28 марта 2011 г. для размещения водозабора; - в границах участка с кадастровым номером 23:40:0402011:83.
На участке, где расположено здание бытовка с пристройкой (литер: В,В1) установлен факт пересечения границ испрошенного участка с земельным участком с кадастровым номером 23:40:0402011:83; установлено, что на схеме расположения земельного участка, утвержденной Постановлением главы муниципального образования г-к Геленджик N 576 от 28.03.2011, не учтено реальное расположение объекта недвижимости ООО "АКВА" - здание бытовка с пристройкой (литер: В,В1), на которое зарегистрировано право собственности. Часть здания выходит за границы, утвержденные постановлением.
Дополнительно установлено, что от здания водозабор (литер: А) через береговую зону в море на 200 м. к оголовку забора морской воды проходят подземные коммуникации -трубопровод морской воды; на участке расположения подземных коммуникаций установлен факт пересечения границ испрошенного участка с земельным участком с кадастровым номером 23:40:0402011:83.
Апелляционным судом на основании представленных обществом фотоматериалов установлено, что согласно приложенной схеме образуемого земельного участка объект Литер Б выходит за границы испрошенного земельного участка, объект Литер В,В1 также выходит за границы испрошенного земельного участка.
Согласно геоданным образуемого участка, заявителем испрошен участок со следующими поворотными точками:
|
Длина |
Угол |
1 |
1.496 |
162°53'50.18" |
2 |
|
|
|
9.465 |
75°11'08.05" |
3 |
|
|
|
8,623 |
62°57'34.11" |
4 |
|
|
|
14.281 |
146°04'34.52" |
5 |
|
|
|
3.885 |
229°10'29.17" |
6 |
|
|
|
10.121 |
149°56'20.95" |
7 |
|
|
|
8.592 |
234°19'49.93" |
8 |
|
|
|
30.812 |
154°45'26.З1" |
9 |
|
|
|
4398 |
248°48'12.47"- |
10 |
|
|
|
3.306 |
158°42'48.94" |
11 |
|
|
|
10.210 |
248°48'48.30" |
12 |
|
|
|
63.764 |
333° 13'48.02" |
13 |
|
|
|
8.026 |
71°28'29.10" |
|
|
|
Тогда как согласно утвержденной схеме (л.д. 22) обществу был согласован следующий участок:
|
углы |
длина |
1 |
248.809 |
10,206 |
2 |
333.245 |
63,767 |
3 |
71.580 |
8,011 |
4 |
162.890 |
1,486 |
5 |
75.180 |
9,463 |
6 |
61.582 |
8,606 |
7 |
146.332 |
14,264 |
8 |
225.959 |
3,876 |
9 |
149.731 |
10,116 |
10 |
234.283 |
8,605 |
11 |
154.740 |
30,821 |
12 |
248.801 |
4,414 |
13 |
158.780 |
3,305 |
Как видно, заявителем испрашивается участок, отличный от утвержденного в схеме. При этом изменения в схему не вносились.
Фактически же требования заявителя направлены на установление границ земельных участков, соответствующие споры рассматриваются в исковом производстве, возможность переквалификации требований в рамках настоящего дела у апелляционного суда отсутствуют.
По указанной причине приведенные в жалобе доводы не могут быть приняты, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных требования является правомерным.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2021 по делу N А32-23557/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23557/2020
Истец: ООО "АКВА"
Ответчик: Администрация МО города-курорта Геленджика, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", Филиал Кадастровой палаты по Краснодарскому краю