город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2021 г. |
дело N А32-24940/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Корних Александра Анатольевича: представителя Костюк Е.Г. по доверенности от 12.04.2019;
от индивидуального предпринимателя Моцер Жанны Викторовны:
представителя Костюк Е.Г. по доверенности от 08.04.2019; представителя Баландина Е.В. по доверенности от 14.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;
индивидуального предпринимателя Моцер Жанны Викторовны и индивидуального предпринимателя Корних Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.01.2021 по делу N А32-24940/2020 по заявлению администрации муниципального образования город Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: Корних Александра Анатольевича, Моцер Жанны Викторовны, кадастрового инженера Марченко Натальи Александровны, кадастрового инженера Егорова Николая Викторовича, о признании действий незаконными, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ:
- признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/12, в связи с исправлением реестровых ошибок, осуществленных на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6980 и представленного межевого плана от 01.07.2013, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв.м. на 622 кв.м.; на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 05.07.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-7314, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 стала равна 644 кв.м.;
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/12, в связи с исправлением реестровой ошибки на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3636;
- признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:9 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/11, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленном на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6979 и представленного межевого плана от 01.07.2013, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв.м.;
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:9 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/11, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленным на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3639;
- признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/10, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленном на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6981 и представленного межевого плана, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 597 кв. м;
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/10, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленном на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3638 и представленного межевого плана в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю исправить реестровую ошибку в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10, восстановив сведения о местоположении границ и площади земельных участков, равную 500 кв. м, существовавшие в Едином государственном реестре недвижимости до нарушения права.
Решением суда от 21.01.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Моцер Жанна Викторовна, Корних Александр Анатольевич обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба управления повторяет доводы отзыва, управление настаивает на том, что на участки был наложен аресты, которые впоследствии были отменены, при устранении реестровой ошибки в 2019 году уже имелись актуальные записи в ЕГРН. Администрацией избран ненадлежащий способ защиты.
Апелляционная жалоба Моцер Ж.В. и Корних А.А. мотивирована тем, что первоначально спорные участки были поставлен на кадастровый учет в 2009 году, изменения в части площади были внесены в 2013 году, к тому же увеличение площади произошло в пределах допустимых размеров. Администрацией пропущен срок исковой давности.
В судебном заседании представители индивидуального предпринимателя Моцер Жанны Викторовны и индивидуального предпринимателя Корних Александра Анатольевича в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, дали пояснения.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о процессе, апелляционные жалобы рассматривались в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ, после объявленного перерыва судебное заседание продолжено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой города Краснодара проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном кадастре недвижимости при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 по ул. Ростовское шоссе, 34/10, 34/11, 34/12 города Краснодара.
В результате проверки установлено, что в результате внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки изменена площадь спорных земельных участков за счет земель неразграниченной государственной собственности и границы земельных участков при отсутствии законных оснований, что послужило основанием для обращения администрации в суд для защиты нарушенного права.
Рассматривая требования администрации о признании незаконными действий Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении площади и местоположения границ земельных участков:
- с кадастровым номером 23:43:0122063:8 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/12, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленное на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6980 и представленного межевого плана 01.07.2013, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв. м; на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 05.07.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-7314, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 стала равна 644 кв. м;
- с кадастровым номером 23:43:0122063:9 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/11, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленное на основании заявления о государственном кадастровом учетеизменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6979 и представленного межевого плана 01.07.2013, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв. м;
- с кадастровым номером 23:43:0122063:10 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/10, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленное на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6981 и представленного межевого плана, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 597 кв. м, суд верно установил следующее.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10, площадью 500 кв. м каждый, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208.
Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 13.03.2009 N 2343/1/09-34641 и представленных документов, в том числе описания земельных участков.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 сформированы в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208.
Постановка на государственный кадастровый учет спорных земельных участков осуществлена 27.03.2009.
Позже с целью исправления ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поданы заявления о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 (далее - Заявления N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981) и межевые планы от 27.06.2013 в результате рассмотрения которых в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ и уточненной площади данных земельных участков были внесены изменения, при этом площадь земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 изменилась и составила 622 кв. м, 622 кв. м, 597 кв. м соответственно.
В процессе рассмотрения настоящего дела филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю проведена служебная проверка, проведен анализ поступивших документов с заявлениями N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 и принятых решений, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявлений N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 (далее - Закон о кадастре в соответствующей редакции), при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимал решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре в соответствующей редакции требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (с 01.01.2017 ЕГРН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В межевых планах от 27.06.2013, представленных с заявлениями N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 отсутствовала информация о предельных минимальных размерах земельных участков.
Таким образом, в указанной ситуации площадь земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 могла увеличиться на величину (не более 50 кв. м), не превышающую десять процентов площади (500 кв. м), сведения о которой относительно данных земельных участков содержались в ЕГРН.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре в соответствующей редакции при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре в соответствующей редакции документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При этом, в состав приложения межевых планов от 27.06.2013, представленных в филиал учреждения совместно с заявлениями N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 не включены документы, предусмотренные частью 9 статьи 38 Закона о кадастре в соответствующей редакции.
Кроме того, после исправления ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 по итогам рассмотрения заявлений N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 частично расположены за границами исходного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208.
Принимая во внимание вышеизложенное, при рассмотрении заявлений N 23-0-1-153/3001/2013-6980, N 23-0-1-153/3001/2013-6979, N 23-0-1-153/3001/2013-6981 имелись основания для принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по данным заявлениям по основаниям, указанным в части 4 статьи 27 и пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре в соответствующей редакции.
Однако, согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, ведущим инженером филиала учреждения приняты положительные решения. Получить объяснения по вопросу принятых решений не представляется возможным, в связи с тем, что с указанным сотрудником трудовой договор расторгнут в 2014 году.
Представители ответчика, заинтересованного лица и третьих лиц (Корних А.А. и Моцер Ж.В.) возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку осуществление спорных действий сотрудником заинтересованного лица (увеличение площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 с 500 до 622 кв. м, 622 кв. м, 597 кв. м соответственно в результате исправления кадастровой ошибки и изменение границ земельных участков) осуществлено 01.07.2013. В связи с чем, согласно доводам указанных лиц, администрацией утрачена возможность оспаривания указанных действий ввиду пропуска срока давности.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В статье 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданским прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий, а именно, если действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для выявления оснований обращения в суд администрации необходимо было установить наличие обоих перечисленных обстоятельств, в том числе несоответствие действий регистрирующих органов требованиям закона.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю и Управлением Росреестра по Краснодарскому краю представлены отзывы на заявление администрации, одним из доводов которых является довод о пропуске срока на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий регистрирующих органов, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, заинтересованные лица в качестве доказательства пропуска срока на обжалование действий регистрирующих органов представили копию письма прокуратуры города Краснодара от 22.01.2020 N 7-07/10-2020, адресованного заместителю руководителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Аналогичные доводы приведены апеллянтами в жалобах.
Вместе с тем, заявленным доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Согласно данному письму, прокуратурой города Краснодара по информации администрации муниципального образования город Краснодар проводится проверка соблюдения требований земельного, градостроительного законодательства при возведении на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 объектов капитального строительства.
В указанном письме содержится запрос в адрес Управления Росреестра по Краснодарскому краю о предоставлении информации о правомерности формирования, постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10, информации о том, выявлялись ли основания для приостановления совершения действий по устранению реестровой ошибки, о предоставлении копий всех документов, явившихся основанием для принятия решений об устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10.
Таким образом, данное письмо подтверждает, что прокуратурой города Краснодара проводилась проверка соблюдения земельного законодательства при внесении в сведения ЕГРН изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 путем исправления реестровой ошибки.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сам по себе факт того, что в порядке устранения реестровой ошибки в сведения ЕГРН были внесены изменения в отношении указанных земельных участков не может служить основанием для обращения в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Следовательно, для выявления оснований обращения в суд администрации необходимо было установить наличие обоих перечисленных обстоятельств, в том числе несоответствие действий регистрирующих органов требованиям закона.
В данных целях в рамках проведения проверки соблюдения земельного законодательства прокуратурой города Краснодара в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, в том числе, были истребованы копии всех документов, послуживших основанием для внесения изменений в ЕГРН в отношении спорных земельных участков в порядке устранения реестровой ошибки.
Именно по результатам указанной проверки соблюдения требований законодательства о государственном кадастре недвижимости при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 по ул. Ростовское шоссе, 34/10, 34/11, 34/12 города Краснодара, прокуратурой города Краснодара в администрацию было направлено письмо от 14.05.2020 N 7-07-2020 вместе с материалами, предоставленными Управлением Росреестра по Краснодарскому краю.
В письме прокуратуры города Краснодара от 14.05.2020 N 7-07-2020 содержатся выводы о выявленных нарушениях земельного законодательства при внесении изменений в сведения ЕГРН об устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10, выявленные в результате изучения документов, представленных Управлением Росреестра по Краснодарскому краю.
Также в указанном письме содержится требование принять меры, направленные на устранение нарушения земельного законодательства и законных прав и интересов муниципального образования город Краснодар.
Изучив направленные письмом прокуратуры города Краснодара от 14.05.2020 N 7-07-2020 материалы, администрация муниципального образования город Краснодар также пришла к выводам о нарушении действиями регистрирующих органов муниципальных интересов и наличии оснований, указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с настоящим заявлением.
Таким образом, с даты поступления в администрацию муниципального образования город Краснодар письма прокуратуры города Краснодара от 14.05.2020 N 7-07-2020 начинается течения срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд с заявлением об обжаловании действий регистрирующих органов.
С учетом того, что с настоящим заявлением в арбитражный суд администрация обратилась 23.06.2020, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении администрацией срока на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий регистрирующих органов.
Оснований для иной оценки апелляционная коллегия не усматривает.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отмечает.
Учитывая изложенное, суд правомерно счел подлежащими удовлетворению требования администрации о признании незаконными действий государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении площади и местоположения границ земельных участков:
- с кадастровым номером 23:43:0122063:8 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/12, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленное на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6980 и представленного межевого плана 01.07.2013, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв. м; на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 05.07.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-7314, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 стала равна 644 кв. м;
- с кадастровым номером 23:43:0122063:9 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/11, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленное на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6979 и представленного межевого плана 01.07.2013, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв. м;
- с кадастровым номером 23:43:0122063:10 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/10, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленное на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6981 и представленного межевого плана, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 597 кв. м.
При рассмотрении требований администрации:
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/12, в связи с исправлением реестровой ошибки на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3636;
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:9 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/11, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленным на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3639;
- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10 площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское Шоссе, уч. 34/10, в связи с исправлением реестровой ошибки, осуществленном на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3638 и представленного межевого плана в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 является Корних Александр Анатольевич, право собственности которого зарегистрировано за государственным номером 23-23-01/110/2012-274 от 18.05.2012.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:9 и 23:43:0122063:10 является Моцер Жанна Викторовна, право собственности которой зарегистрировано за государственным номером 23-23-01/110/2012-275 от 19.04.2012, 23-23-01/110/2012-276 от 19.04.2012.
На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6981 и представленного межевого плана 01.07.2013 в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10 внесены изменения о местоположении границ земельного участка в порядке исправления реестровой ошибки, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 597 кв. м.
В последующем 12.12.2019 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3638 и представленного межевого плана в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10 также исправлена реестровая ошибка, но без изменения величины площади земельного участка.
На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6979 и представленного межевого плана 01.07.2013 в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:9 были внесены изменения о местоположении границ земельного участка в порядке исправления реестровой ошибки, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв. м.
В последующем 12.12.2019 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3639 и представленного межевого плана в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:9 также была исправлена реестровая ошибка, но без изменения величины площади земельного участка.
На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-6980 и представленного межевого плана 01.07.2013 в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 были внесены изменения о местоположении границ земельного участка в порядке исправления реестровой ошибки, в результате чего площадь земельного участка изменилась с 500 кв. м на 622 кв. м.
Затем на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 05.07.2013 N 23-0-1-153/3001/2013-7314 была исправлена техническая ошибка в значении величины площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8, в результате чего площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 стала равна 644 кв. м.
В последующем 12.12.2019 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23.10.2019 N 23-0-1237/3001/2019-3636 и представленного межевого плана в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 также была исправлена реестровая ошибка, но без изменения величины площади земельного участка.
С целью исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 в Управление Росреестра по Краснодарскому краю поданы заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 23.10.2019 N 23-0-1-237/3001/2019-3636, N 23-0-1-237/3001/2019-3639, N 23-0-1-237/3001/2019-3638 (далее - заявления) и межевые планы от 17.10.2019, подготовленные кадастровым инженером Егоровым Н.В. (квалификационный аттестат N 23-11-314), по итогам рассмотрения которых сотрудниками филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю вынесены решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Причиной для подготовки указанных решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по итогам рассмотрения заявлений послужило то, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 были сформированы в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208, а после исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ данных земельных участков, границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 оказались расположенными за границами исходного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208.
Также причиной для подготовки решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по итогам рассмотрения заявлений послужило то, что совместно с земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10, также были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0122063:7, 23:43:0122063:11, 23:43:0122063:12, 23:43:0122063:13, которые образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208 и должны были являться смежными по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10.
Однако после исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8,23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10 данные земельные участки не являются смежными с земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0122063:7, 23:43:0122063:11, 23:43:0122063:12, 23:43:0122063:13 (по ранее установленным границам).
Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:8 в результате исправления реестровой ошибки была увеличена на 144 кв. м, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:9 в результате исправления реестровой ошибки была увеличена на 122 кв. м, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0122063:10 в результате исправления реестровой ошибки была увеличена на 97 кв. м, а всего на 363 кв. м.
Как верно установлено судом, в целях подготовки межевых планов на место выезжал геодезист, который определил границы участков со слов собственников земельных участков и фактических границ, без предоставления подтверждающих документов.
В соответствии с межевыми планами, подготовленными по результатам проведенных измерений, границы земельных участков смещены в сторону с включением в границы земель неразграниченной государственной собственности.
В результате изучения межевых планов от 10.12.2019 установлено, что в нарушение части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), пунктов 21, 22, 69, 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, межевые планы от 10.12.2019 об устранении реестровой ошибки в отношении спорных земельных участков подготовлены в отсутствие документов, подтверждающих наличие реестровой ошибки в координатах исходного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118026:208.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным Федеральным законом сведений.
Согласно части 7 указанной статьи Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.
Как указывалось ранее, правовых оснований (документов, постановлений, а также разъяснений судов) по вопросу изменения местоположения границ земельных участков, повлекших увеличение площади спорных земельных участков, не издавалось и при обращении о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в связи с реестровой ошибкой такие документы не представлялись.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости определен статьей 61 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно части 3 которой, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно части 6 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 21 Требований к подготовке межевого плана (приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке"), межевой план составляется на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно пункту 22 Требований, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
- документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
- нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
- документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования;
- документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
- решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- иные предусмотренные законодательством документы.
В соответствии с пунктом 70 раздела III "Требования к подготовке текстовой части межевого плана" Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе межевого плана "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
- описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
- сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Как следует из письма прокуратуры города Краснодара от 14.05.2020 N 7-01-2020, при анализе межевых планов вышеуказанные сведения не выявлены.
Следовательно, в результате внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки площадь спорных земельных участков увеличена за счет земель неразграниченной государственной собственности при отсутствии каких-либо законных оснований.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае, правовая экспертиза документов в 2013 году надлежащим образом проведена не была, что, в свою очередь, повлекло неправомерное изменение сведений в ЕГРН в 2019 году.
Ссылки на то, что администрацией избран ненадлежащий способ защиты не принимается судебной коллегией.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, а именно путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В сложившейся ситуации у администрации было два доступных способа защиты: либо оспаривание действий регистратора, либо предъявление иска об исправлении реестровой ошибки.
Однако, как было указано, выбор способа защиты нарушенного права является исключительной прерогативой истца.
Изложенное в соответствии с требованиями статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подтверждает незаконность действий государственного регистратора при внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в виде исправления реестровой ошибки, повлекших увеличение площади спорных земельных участков и выполненных с нарушением порядка, установленного статьей 61 Федерального закона N 218-ФЗ и других нормативных актов.
Действия государственного регистратора нарушают законные права и интересы муниципального образования город Краснодар ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Следовательно, в пределах административных границ города Краснодара функции собственника в части распоряжения землей осуществляет администрация муниципального образования город Краснодар.
В силу положений части 1 статьи 16, статей 49, 51, 55 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, которое составляет экономическую основу местного самоуправления.
На основании статей 42, 44 Устава муниципального образования город Краснодар администрация муниципального образования город Краснодар управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен нормами статьи 11.3 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ указаны случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В результате незаконных действий государственного регистратора земельный участок из земель неразграниченной собственности передан в собственность Корних А.А., Моцер Ж.В. в обход установленного законом порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Основания для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, предусмотренные положениями статьи 39.5 ЗК РФ, не подтверждены.
Учитывая изложенное, требования администрации в указанной части обоснованно были удовлетворены судом.
Прочие доводы жалобы на правомерность выводов суда не влияют.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу о незаконности действий регистрирующих органов, требования администрации об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю исправить реестровую ошибку в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0122063:8, 23:43:0122063:9, 23:43:0122063:10, восстановив сведения о местоположении границ и площади земельных участков, равную 500 кв. м, существовавшие в Едином государственном реестре недвижимости до нарушения права, также подлежали удовлетворению.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2021 по делу N А32-24940/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24940/2020
Истец: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
Третье лицо: Кадастровый инженер Егоров Николай Викторович, Кадастровый инженер Марченко Наталья Александровна, Корних А А, Моцер Жанна Викторовна, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю