Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2021 г. N Ф07-10498/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А56-75159/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Масенковой И.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лиозко В.И.
при участии:
от истца (заявителя): Кондратьев А.В. по доверенности от 15.06.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9003/2021) ИП Чайникова Дениса на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 по делу N А56-75159/2019 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТР"
к Индивидуальному предпринимателю Чайникову Денису
3-е лицо: Акционерное общество "Рефсервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТР-Логистика" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Чайникову Денису (далее - ИП Чайников Д., ответчик) о взыскании суммы задолженности в размере 951 802 руб. 68 коп., а также суммы ущерба в размере 9 988 708 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2019, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 г. произведена замена ООО "ТР-Логистика" в порядке процессуального правопреемства на ООО "ТР" (далее - Истец, Заказчик).
Определением от 26.05.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО "Рефсервис" (далее - третье лицо).
Определением от 22.10.2020 суд возвратил встречное исковое заявление ИП Чайникова о взыскании 11 266 466 руб. 68 коп.
Определением от 28.01.2021 суд возвратил встречное исковое заявление ИП Чайникова о взыскании 9 040 450 руб.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 (резолютивная часть от 29.01.2021) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное исследование судом материалов дела и существенное нарушение норм материального права, просит решение отменить. В обоснование жалобы податель указывает, что согласно таблице, основанной на расчете в иске, в части взыскании 6 955 000.00 рублей по не возвращенным колесных парам, из них на сумму 3 475 000,00 рублей ответчик вообще не получал и в деле отсутствуют какие-либо акты в их приемке, а также какие-либо документы, подтверждающие факт получения Ответчиком деталей указанных Истцом. Ответчиком детали получены по доверенности N Л/08/16 от 27.11.2017, сроком действия 30.04.2018 года, которая не является предметом переуступаемого права между ООО "ТР-Логистика" и OOP "ТР". По мнению подателя жалобы, суд не привел нормативного обоснования с учетом позиции истца, об отсутствии права требования по переуступке, поскольку доверенность, по которой ИП Чайников исполнял поручение ООО "ТР-Логистика", последним в пользу ООО "ТР" не передано. Ответчик полагает, что истцом не доказан факт утраты или причинения вреда Предпринимателем имуществу ООО "ТР"
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.11.2017 между АО "Рефсервис" (подрядчик) и ООО "ТР-Логистика" (заказчик) был заключен договор с продлением срока службы N 388/2017 с приложениями в редакции дополнительного соглашения N 2 от 28.04.2018, в соответствии с условиями которого подрядчик в соответствии с согласованными "Планом выполнения работ" (приложение N 1 к договору) и "Графиком подачи вагонов для выполнения работ", составлены по форме, установленной в приложении N 2 к договору, осуществляет модернизацию с продлением срока службы по ТУ 3182-041-01124336-2016 изотермического вагона-термоса (ИВ-термоса) заказчика, принадлежащего ему на праве собственности, а заказчик принимает и оплачивает выполненные работы. Работы выполняются в Рефрижераторном вагонном депо "Троицк" - филиале подрядчика (далее Договор подряда).
Согласно пункту 1.2 Договора подряда для осуществления работ заказчик обязан предоставить в депо подрядчика следующие детали вагонов: четыре колесные пары типа РУ-1Ш с толщиной обода после обточки не менее 40 мм, укомплектованные буксовым узлом для грузовой тележки модели 18-100; четыре боковые рамы; две надрессорные балки тележек модели 18-100 с возможностью установки из-под один вагон.
В силу пункта 12.1 Договора подряда в редакции дополнительного соглашения N 2 от 28.04.2018 договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31.12.2018, а в части расчетов до полного их проведения.
В рамках действия Договора подряда в адрес филиала АО "Рефсервис" РВД "Троицк" были направлены вагоны N 53786125, 53786117, 53785952, 53786026, 53786059, 53785986, 53785960, 53786075, 53786083, 53786034, 53786000, 53786091, 53785994, 53785978, 53786109, 53786018, 53786067, 53786042, находящиеся в собственности ООО "ТР-ЛОГИСТИКА", для проведения капитального ремонта.
В ходе проведения ремонта ряд деталей и колесных пар, установленных на данные вагоны, признаны непригодными для дальнейшего использования.
В период проведения капитального ремонта вагонов, находящихся в собственности ООО "ТР-ЛОГИСТИКА", его интересы в филиале АО "Рефсервис" РВД "Троицк" представлял ИП Чайников Д., действующий на основании доверенностей N л/08/16, л/09/16, л/05/09/18, которые были выданы 28.11.2017 сроком до 31.12.2018 (т. 1 л.д. 80-82).
По факту прохождения ремонта вагонов, Истцом был выявлен ряд существенных нарушений со стороны Ответчика:
1) вагон N 53786125 (после модернизации N 90822545).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиалу АО "РЕФСЕРВИС" от 18.01.2018 г. (приложение N 4) колесные пары 758909; 155229; 316154, 12687 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786125 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности ООО "ТР-логистика": 216910; 426865; 216798; 224867. Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке N2733 от 02.02.2019 г. (приложение N5) на вагон 53786125 никогда не устанавливалась колесная пара 316154. Согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 (приложение N6) до прохождения капительного ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: 758909; 155229; 91300, 12687.
Также при осмотре Вагона N 53786125 согласно актам от 18.01.2018 г., признаны непригодными 2 тележки КВЗ-И2; поглощающие аппараты ПМК-110 N 2187-12-092 и N 800-12-93.
Согласно актам приема-передачи от 19.01.2018 г. и 31.01.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
2) Вагон N 53786117 (после модернизации N 90825142).
Согласно акту РВД "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 26.02.2018 г. (приложение N 12) колесные пары 7453; 54179; 15285, 5952 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786117 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 6612; 1399; 876445; 101932. Также при осмотре Вагона N 53786117 согласно актам от 25.02.2018 г. и 26.02.2018 г., признаны непригодными 2 тележки КВЗ-И2; поглощающие аппараты Ш-1Т N 20373-39-87 и N 11019-39-89.
Согласно актам приема-передачи от 01.03.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
3) Вагон N 53785952 (после модернизации N 90825225).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 02.03.2018 г. колесные пары 157714; 10386; 598337, 5759 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, в связи с чем под Вагон N 53785952 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 244224; 34622; 504076;418718.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справкам N 2733 от 02.02.2019 г., на вагон 53785952 никогда не устанавливались колесные пары: 157714; 10386; 598337, 5759. Согласно справке N 2731 от 21.09.2018 г., до прохождения капительного ремонта с модернизацией на указанный вагон были установлены следующие колесные пары: 183813; 31534; 9092, 598337.
Также при осмотре Вагона N 53785952 согласно акту от 02.03.2018 г. (приложение N25), признаны непригодными поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 11390-33-06 и N 13865-12-88, автосцепка N 91887-12-83 и 100176-12-87, центрирующие балочки подпружиненные со стяжными болтами, тяговой хомут N 2691-5-83. Согласно акту от 04.03.2018 г.,признаны непригодными 2 тележки КВЗ-И2.
Согласно актам приема-передачи от 14.03.2018 г., указанные выше детали и колесные пары переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
Впоследствии Истцу из справок ИВЦ ЖА N 2733 от 16.10.2018 стало известно, что с марта 2018 года две из принадлежащих ООО "ТР-логистика" колесных пар, а именно: N N 9092, 598337, установлены па вагоны NN 60706546, 61321188, соответственно. Собственником указанных вагонов, согласно справкам о вагоне из АБД ПВ (приложение N32-33), является АО "Новая перевозочная компания".
4) Вагон N 53786026 (после модернизации N 90843673).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 28.07.2018 г., колесные пары 48144; 467598; 55440, 32660 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786026 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 03388; 14374; 74394;23172.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справкам N 2733 от 18.02.2019 г., на вагон 53786026 никогда не устанавливались колесные пары: 467598; 55440, 32660. Согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 (приложение N 38) до прохождения капительного ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: 58608; 152684, 23949, 48144. Также при осмотре Вагона N 53786026 согласно акту от 28.07.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты N 6414-1266-04 и N 11-4-87; центрирующие балочки подпружиненные со стяжными ботами.
Согласно актам приема-передачи от 02.08.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
5) Вагон N 53786059 (после модернизации N 90830852).
Согласно акту РВД "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 14.06.2018 г. колесные пары 645775; 415521; 4163, 157706 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагой N 53786059 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 103305; 286057; 38039; 27808. Также при осмотре Вагона N 53786059 согласно акту от 02.06.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты Ш-2-В N 232 12-80 и N 560 12-79; центрирующие балочки подпружиненные со стяжными ботами.
Согласно актам приема-передачи 18.06.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
6) Вагон N 53785986 (после модернизации N 90830043).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 04.06.2018 г., колесные пары 88314; 17718; 136932 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53785986 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 01741; 790093; 951358.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно" справкам N 2733 от 18.02.2019 г., на вагон 53785986 никогда не устанавливались колесные пары: 88314; 17718; 136932. Согласно справке ИВЦ ЖА N2731 от 21.09.2018 до прохождения капительного ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: N 102798; 48242; 191321, 472462. Также при осмотре Вагона N 53785986 согласно актам от 04.06.2018 г., признаны непригодными тележки модели КВЗ-И2 - 2 шт., поглощающие аппараты ПМК-110 N 498 12-98 и Ш-1-Т N 3626 12-99; автосцепка N 51585 12-81; центрирующие балочки подпружиненные со стяжными болтами.
Согласно актам приема-передачи от 14.06.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
После этого, принадлежащие Истцу колесные пары N 102798; 48242; 472462 были проданы Ответчиком самому Истцу. Данный факт подтверждается счетом N 26 от 02.07.2018 г.; УПД N 25 от 02.07.2018 г.; формой спецификации N 11 от 02.07.2018 г. к договору поставки N 01/12-2017 от 01.12.2017 г., актом приема-передачи N11 от 02.07.2018 г., платежным поручением N1159 от 11.07.2018 г., платежным поручением N1265 от 06.09.2018 г.
Стоимость колесных пар 102798; 48242; 472462, принадлежащих Истцу и проданным Истцу Ответчиком составляет: 85 000 руб. + 85 000 руб. + 85 000 руб. = 255 000 руб. 00 коп.
7) Вагон N 53785960 (после модернизации N 90830050).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 03.06.2018 г. колесные пары 900897; 842466; 94154, 29269 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53785960 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 22940; 363887; 34433,102798.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 до прохождения капительного ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: N 5177; 200221; 59405, 950134. Также при осмотре Вагона N 53785960 согласно акту от 03.06.2018 г., признаны непригодными тележки модели КВЗ-И2 - 2 шт., согласно акту от 04.06.2018 г. поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 8260 12-91 и ПМК-110 N 7501 12-04; автосцепка N 99576 12-82; центрирующие балочки подпружиненные со стяжными болтами; тяговой хомут N 221806 12-90.
Согласно актам приема-передачи от 14.06.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
8) Вагон N 53786075 (после модернизации N 90830084).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 03.06.2018 г., колесные пары 714035; 521456; 34572, 55199 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786075 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 48242; 835068; 472462, 19132.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 г., до прохождения капительного ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: N 697413; 682345, 678486, 682717.
Также при осмотре Вагона N 53786075 согласно акту от 03.06.2018 г., признаны непригодными тележки модели КВЗ-И2 - 2 шт., согласно акту от 04.06.2018 г. поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 895 12-80 и ПМК-110 N 4970 12-90; автосцепка N 43569 12-81; центрирующие балочки подпружиненные со стяжными болтами; тяговой хомут N 5729 12-79.
Согласно актам приема-передачи от 14.06.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
После этого, принадлежащие Истцу колесные пары N 697413; 682345, 682717 были проданы Ответчиком самому Истцу. Данный факт подтверждается счетом N 19 от 16.05.2018 г.; формой спецификации N 6 к договору поставки N 01/12-2017 от 01.12.2017 г. от 26.04.2018 г., актом приема-передачи N6 от 26.04.2018 г., УПД N19 от 26.04.2019, платежным поручением N 1072 от 29.05.2018 г.
Стоимость колесных пар 697413; 682345, 682717, принадлежащих Истцу и проданных Истцу Ответчиком составляет: 68 264,52 + 75 165,32 + 75 165,32 =218 595 руб. 16 коп.
Кроме того, Истцу стало известно, что согласно справки ИВЦ ЖА N 2733 от 25.02.2019, еще одна из принадлежащих ООО "ТР-логистика" колесных пар, а именно N 678486, снятая с названного вагона при прохождении капитального ремонта, с 16.03.2018 г. установлена на вагон N 55031165, собственником которого, согласно справке ИВЦ ЖА N2651 от 27.02.2019, является ООО "РБ Лизинг".
9) Вагон N 53786083 (после модернизации N 90827130).
Согласно акту РВД "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 22.04.2018 г., колесные пары 1103, 089978, 217516, 310007 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786083 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 203119; 673842; 12808, 24149. (Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке ИВЦ ЖА N2731 от 21.09.2018 до прохождения капительного ремонта с модернизацией на вагой были установлены колесные пары N 61781; 661, 610218, 129488. Также при осмотре Вагона N 53786083 согласно актам от 22.04.2018 г., признаны непригодными тележки модели КВЗ-И2 - 2 шт., поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 571-1-90 и Ш-1-Т N397-12-97; автосцепка N 101179-12-87; балочка подпружиненная со стяжными болтами.
Согласно актам приема-передачи от 24.06.2018 г. и 26.06.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
Впоследствии, из справки ИВЦ ЖА N 2733 от 25.02.2019, Истцу стало известно, что одна из снятых с вагона Истца колесных пар, а именно N 661, с 14.02.2018 г. установлена на вагон N 60943677, собственником которого, согласно справке ИВЦ ЖА N2651 от 27.02.2019, является АО "ИКК". Впоследствии, с 25.05.2018 г. указанная колесная пара N 661 и еще одна снятая с даннога вагона колесная пара N 610218 согласно справке ИВЦ ЖА N2733 от 25.02.2019, установлены на вагон N 90847187, собственником которого, согласно справке ИВЦ ЖА N2651 от 25.02.2019 (приложение N 92), является АО "РЕФСЕРВИС".
10) Вагон N 53786034 (после модернизации N 90827346).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 21.04.2018 г., колесные пары 52032, 856565, 585530, 000317 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786034 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 49170; 168503;931197,080573.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 г. до прохождения капитального ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: N 317; 385530, 856585,32032. Также при осмотре Вагона N 53786034 согласно актам от 21.04.2018 г., признаны непригодными тележки модели КВЗ-И2 - 2 шт., поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 8808-12-043 и Ш-1-Т N844-5-73; балочка подпружиненная со стяжными болтами.
Согласно актам приема-передачи on 26.04.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
11) Вагон N 53786000 (после модернизации N 90830076).
Согласно акту РВД "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 02.06.2018 г., колесные пары 956985, 312707, 4746, 8130 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786000 подкачены другие колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 143317; 623774; 04145, 42385. Также при осмотре Вагона N 53786000 согласно акту от 02.06.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты Ш-2-В N 550 12-87 и N506 12-84; автосцепки N 66388 1281 и N 9034 12-82, центрирующие балочки подпружиненные со стяжными болтами.
Согласно актам приема-передачи от 14.06.2018 г., указанные детали и колесные пары переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
12) Вагон N 53786091 (после модернизации N 90860388).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 09.09.2018 г., колесные пары 8898, 88486 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786091 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 25974; 833571. Также при осмотре Вагона N 53786091 согласно акту от 11.09.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 15654-12-85 и N 5760-12-03.
Согласно актам приема-передачи от 11.09.2018 г. и 05.10.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
13) Вагон N 53785994 (после модернизации N 90860370).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 08.09.2018 г., колесные пары 519578, 831699, 2465, 10742 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53785994 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 55440; 32660, 186353, 549528. Также при осмотре Вагона N 53785994 согласно актам от 08.09.2018 г. и 11.09.2018 г., признаны непригодными тележки модели КВЗ-И2 - 2 шт., поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 81266-12-93 и N 3478-12-02.
Согласно актам приема-передачи от 11.09.2018 г. и 04.10.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
14) Вагон N 53785978 (после модернизации N 90825068).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 14.02.2018 г., колесные пары 53108, 576418, 310723, 32171 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53785978 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 717320; 57880, 82631, 7567.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 до прохождения капитального ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: N 310728; 52171, 53108, 576418. Также при осмотре Вагона N 53785978 согласно актам от 14.02.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты Ш-1-Т N 3500-12-87 и Ш-2В-90 N 15942-12-86 и 2 тележки модели КВЗ-И2.
Согласно актам приема-передачи от 19.02.2018 г. и 20.02.2018 г., указанные выше детали и колесные пары переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
15) Вагон N 53786109 (после модернизации N 90821323)
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 23.12.2017 г., колесные пары 418439, 38366, 1069, 98770 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786109 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 142548;53265, 178140, 17945. Также при осмотре Вагона N 53786109 согласно актам от 23.12.2017 г., признаны непригодными 2 тележки КВЗ-И2 и поглощающие аппараты Ш-1-Т N 13577-12-74 и 4758-39-87.
Согласно актам приема-передачи от 12.01.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику после чего Ответчиком Истцу не передавались. После этого, принадлежащие Истцу колесные пары 418439, 38366 были проданы Ответчиком самому Истцу. Данный факт подтверждается счетом N 4 от 01.02.2018 г.; формой спецификации N 3 к договору поставки N 01/12-2017 от 01.12.2017 г., актом приема-передачи N3 от 01.02.2018 г., товарной накладной N4 от 01.02.2018 г., счет-фактурой N4 от 01.02.2018 г., платежным поручением N 811 от 14.02.2018 г., платежным поручением N 831 от 19.02.2018 г.
Стоимость колесных пар 418439, 38366, принадлежащих Истцу и проданным Истцу Ответчиком составляет: 267 688,76 /2 = 133 844,38 руб.
16) Вагон N 53786018 (после модернизации N 90826967).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 06.04.2018 г., колесные пары 5185; 26396; 67406, 827204 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786018 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 38276; 25313; 329318; 212827.
Данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 до прохождения капитального ремонта с модернизацией на вагон были установлены следующие колесные пары: N 5185; 26396; 67408, 827204. Также при осмотре Вагона N 53786018 согласно актам от 06.04.2018 г., признаны непригодными 2 тележки КВЗ-И2; поглощающие аппараты Ш-2В-90 N 10781-12-05 и N 2948-12-89, автосцепки N 24755-12-86 и 35802-12-86; центрирующие балочки подпружиненные со стяжными ботами.
Согласно актам приема-передачи от 19.04.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
Впоследствии, из справки ИВЦ ЖА N 2733 от 25.02.2019, Истцу стало известно, что одна из принадлежащих ООО "TP-логистика" колесных пар, а именно N 5185, снятых с названного вагона при прохождении капитального ремонта, с 03.10.2018 г, установлена на вагон N 90861808, собственником которого, согласно справке ИВЦ ЖА N2651 от 25.02.2019 (приложение N145), является АО "РЕФСЕРВИС".
17) Вагон N 53786067 (после модернизации N 90827817).
Согласно акту рефрижераторного вагонного депо "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 24.04.2018 г., колесные пары 12692, 107665, 445546, 845736 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53785978 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 452; 69494, 695421,12533. Также при осмотре Вагона N 53786067 согласно актам от 24.02.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты ПМК-110 N 1784-12-92 и N 7868-12-92; балочка подпружиненная со стяжными болтами и 2 тележки модели КВЗ-И2.
Согласно актам приема-передачи от 26.04.2018 г., указанные выше детали и колесные пары были переданы филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
18) Вагон N 53786042 (после модернизации N 90826405).
Согласно акту РВД "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" от 15.03.2018 г., колесные пары 3805, 10208, 128892, 329318 признаны непригодными в соответствии с ТУ при проведении капитального ремонта с модернизацией, с продлением срока службы, а под Вагон N 53786042 были подкачены колесные пары, находящиеся в собственности Истца: 80717; 570656, 697413, 682717. Также при осмотре Вагона N 53786042 согласно актам от 02.03.2018 г. и 15.03.2018 г., признаны непригодными поглощающие аппараты ПМК-110 N 17882-9-03 и N 6153-12-89; центрирующие балочки-подпружиненные со стяжными болтами - 2 шт.; и 2 тележки модели КВЗ-И2.
Согласно актам приема-передачи от 28.03.2018 г., указанные выше детали колесные пары были переданы филиалом ЛО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" Ответчику, после чего Ответчиком Истцу не передавались.
После этого, принадлежащая Истцу колесная пара 329318 была продана Ответчиком самому Истцу. Данный факт подтверждается счетом N 19 от 16.05.2018 г.; формой спецификации N 6 к договору поставки N 01/12-2017 от 01.12.2017 г. от 26.04.2018 г., актом приема-передачи N6 от 26.04.2018 г., УПД N19 от 26.04.2019, платежным поручением N 1072 от 29.05.2018 г.
Стоимость колесной пары 329318 принадлежащей Истцу и проданной Истцу Ответчиком составляет: 68264,52 руб.
Согласно справке ИВЦ ЖА N 2733 от 25.02.2019 (приложение N 162), еще одна из принадлежащих ООО "ТР-логистика" колесных пар, а именно N 3805, снятых с названного вагона при прохождении капитального ремонта, с 20.03.2018 г. установлена на вагон N 55104707, собственником которого, согласно справке ИВЦ ЖА N2651 от 25.02.2019 (приложение N163), является АО "Новая перевозочная компания".
В отношении снятых с принадлежащих Истцу вагонов колесных пар, деталей, признанных непригодными для прохождения капитального ремонта, Истец своего согласия на владение, пользование или распоряжение никому не давал и самостоятельно принадлежащее ему имущество третьим лицам не реализовывал.
Вместе с тем, снятые с вагонов при проведении капитального ремонта вышеназванные колесные пары и детали, переданные филиалом АО "РЕФСЕРВИС" РВД "Троицк" по актам доверенному лицу "ООО ТР-Логистика" - ИП Чайникову, в пользование Истца Ответчиком не были возвращены, часть из них, в отсутствие согласия собственника, продана сторонним организациям.
Кроме того Ответчиком Истцу были проданы колесные пары N 604931, 3195, которые оплачены ООО "ТР-Логистика" в полном объеме, однако в фактическое пользование так и не были переданы. Данный факт подтверждается счетом N 4 от 01.02.2018 г.; формой спецификации N 3 к договору поставки N 01/12-2017 от 01.12.2017 г., актом приема-передачи N3 от 01.02.2018 г., товарной накладной N4 от 01.02.2018 г., счет-фактурой N4 от 01.02.2018 г., платежным поручением N 811 от 14.02.2018 г., платежным поручением N 831 от 19.02.2018 г.
Согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 г. (приложение N 169) данные колесные пары установлены на вагон N 52553179 с 23.04.2016 г. Собственником указанного вагона 52553179 (после модернизации N 90823410), согласно справке N2651 от 09.11.2018 (приложение N 170) является ООО "ТР".
Согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 19.09.2018 г. (приложение N 171) колесные пары 604931, 3195 по состоянию на 11.02.2018 г. фактически находились на этом же вагоне, следовательно. Ответчиком Истцу никогда не передавались.
Стоимость колесных пар 604931, 3195, оплаченных Истцом, но не переданных Ответчиком составляет: 267 688,76 / 2 = 133 844,38 руб.
Также проданные Ответчиком Истцу колесные пары N 108105, 396883, были оплачены последним в полном объеме, но в итоге так и не были переданы. Данный факт подтверждается счетом N 26 от 02.07.2018 г.; УПД N 25 от 02.07.2018 г., формой спецификации N 11 к договору поставки N 01/12-2017 от 02.07.2018 г., актом приема-передачи N11 от 02.07.2018 г., платежным поручением N1159 от 11.07.2018 г. платежным поручением N1265 от 06.09.2018 г. (приложения N 172-176).
Согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 21.09.2018 г. (приложение N 177) данные колесные пары установлены на вагон N 52553401 с 21.02.2017 г.
Собственником указанного вагона 52553401 (после модернизации N 90830845), согласно справке ИВЦ ЖА N2651 от 22.06.2019 (приложение N 178) является ООО "ТР".
Согласно справке ИВЦ ЖА N 2731 от 19.09.2018 г. (приложение N 179) колесные пары 108105, 396883 по состоянию на 28.06.2018 г. фактически находилась на этом же вагоне, следовательно, Ответчиком Истцу никогда не передавались.
Стоимость колесных пар 108105 и 396883 оплаченных Истцом, но не переданных Ответчиком составляет 65 254,24 руб. + 77 000,00 руб. - 142 254 руб. 24 коп.
Таким образом, у Ответчика возникла перед Истцом сумма задолженности, связанная, помимо прочего, с приобретением уже принадлежащего ему имущества - колесных пар N N 102798, 48242, 472462, 697413, 682345, 682717, 418439, 38366, 329318 на общую сумму 675704 руб. 06 коп. (255 000 руб. 00 коп. + 218 595 руб. 16 коп. + 133 844 руб. 38 коп. + 68 264 руб. 52 коп.), а также в связи с приобретением колесных пар N 604931, 3195, 108105, 396883 на сумму 276098 руб. 62 коп (133 844 руб. 38 коп. + 142 254 руб. 24 коп.), которые в фактическое пользование ООО "ТР-Логистика" Ответчиком не были переданы.
Общая сумма задолженности Ответчика перед Истцом по Договору, в связи с приобретением колесных пар для проведения капитального ремонта составила 951802,68 руб.
По утверждению истца вследствие неисполнения ответчиком обязанности вернуть принадлежащие Истцу колесные пары, которые в силу своих технических характеристик могли быть использованы по прямому назначению и не потеряли свою товарную стоимость, действиями Ответчику Истцу был причинен реальный ущерб в размер 6955000 руб. исходя из прайс-листов специализированных компаний, осуществляющих куплю-продажу колесных пар.
В отношении колесных пар и деталей вагонов, признанных непригодными к дальнейшей эксплуатации, ущерб причиненный Истцу выражаются в неполучении дохода от их реализации в качестве черного лома. В соответствии с нижеприведенным расчетом, произведенным исходя из рыночной стоимости цены лома, размер реального ущерба составил 3359664 рублей.
В настоящий момент стоимость одной колесной пары с толщиной обода колесной пары 25-29 составляет не менее 135000 руб. 00 коп.; стоимость одной колесной пары с толщиной обода колесной пары 30-34 составляет не менее 140 000 руб. 00 коп., стоимость одной колесной пары с толщиной обода колесной пары 35-39 составляет не менее 145 000 руб. 00 коп., стоимость одной колесной пары с толщиной обода колесной пары 40-44 составляет не менее 160 000 руб. 00 коп., стоимость одной колесной пары с толщиной обода колесной пары 45-49 составляет не менее 185 000 руб. 00 коп., что подтверждается соответствующими прайс-листами специализированных компаний (приложения N 182-183).
Толщина ободов колесных пар, установленных на указанных выше вагонах до прохождения капитального ремонта, указана в справках ИВЦ ЖА от 21.09.2018 г. (приложения N 184-198).
По расчету истца стоимость колесных пар, снятых с вагонов Истца при прохождении капитального ремонта с модернизацией в РВД "Троицк" филиала АО "РЕФСЕРВИС" и переданных по актам приема-передачи Ответчику, но не возвращенных Истцу согласно приложенной таблице в общей сумме 6 955 000 руб. 00 коп., что составляет реальный ущерб, причиненный Ответчиком Истцу вследствие невозвращения колесных пар
Поскольку снятые с вагонов детали (поглощающие аппараты ПМК-110, Ш-1Т, Ш-2-В, Ш-2В-90, тележки модели КВЗ-И2, центрирующие балочки подпружиненные со стяжными болтами, автосцепки и тяговые хомуты) признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации и не могли быть в дальнейшем использованы по прямому назначению, убытки Истца выражаются в неполучении дохода от их реализации в качестве черного лома (реальный ущерб). В настоящий момент цена лома за 1 килограмм при продаже составляет не менее 15 рублей, что подтверждается соответствующими прайс-листами специализированных компаний (приложения N 199-203).
Вес тележки модели КВЗ-И2 в соответствии с п. 4.3.3.2 Правил технического обслуживания и текущего отцепочного ремонта вагонов-термосов N 770-2014 ПКБ ЦВ, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников содружества (протокол от 4-5 ноября 2015 года N 63), составляет 7,15 т.
В соответствии с Отраслевым стандартом ОСТ 32.175-2001 "Поглощающие аппараты автосцепного устройства грузовых вагонов. Общие технические требования", вес поглощающего аппарата ПМК-110 составляет 162 кг., вес поглощающего аппарата Ш-2В-90 равен 132,6 кг, вес поглощающего аппарата Ш-1Т составляет 130 кг, а вес поглощающего аппарата Ш-2-В равен 134 кг.
Поскольку действующими стандартами и правилами вес составных частей автосцепных устройств не установлен, вместе с тем, данные детали изготавливаются в промышленных масштабах единообразно, данные о весе подпружинной центрирующей балочки со стяжными болтами, равном 10 кг., весе автосцепки, равной 213 кг. и тяговом хомуте, составляющем 106,6 кг., подтверждаются сведениями о продаже указанных деталей, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в частности, на сайте http://egdk.ru/balochka-tsentriruyushchaya-106-00-011-2; https://blitzl74.ru/katalog/zapchasti-podvizhnogo-sostava/avtostsepnoe-ustroystvo/avtostsepka- sa-3-l 06-01 -000-0.html; https://blitzl74.ru/katalog/zapchasti-podvizhnogo- sostava/avtostsepnoe-ustroystvo/khomut-tyagovyy-106-00-001 -2.html.
Колесная пара железнодорожного грузового вагона может весить от 1450 кг. до 1150 кг., в зависимости от степени износа бандажа обода. Поскольку в отношении снятых с вагона N 53786091 (после модернизации N 90860388) колесных пар, номера признанных непригодными колесных пар достоверно не известны, в связи с чем установить степень износа и толщину обода пропавших колесных пар не представляется возможным, Истец полагает возможным оценить причиненные убытки в виде упущенной выгоды от их реализации в качестве черного лома, в качестве веса деталей приняв минимально возможный вес колесной пары, составляющий 1150 кг.
По расчету истца стоимость реального ущерба, причиненного Ответчиком Истцу по факту невозвращения принадлежащих последнему деталей, составила 3 359 664 рублей: 219 360 руб. + 218 400 руб. + 226 767 руб. + 4 200 руб. + 73 320 руб. + 222 375 руб. + 224 013 руб. + 224 013 руб. + 221 784 руб. + 218 589 руб. + 79 710 руб. + 38 478 руб. + 287 478 руб. + 218 439 руб. + 218 400 руб. + 225 168 руб. + 219 510 руб. + 219 660 руб.
В качестве доказательств в материалы дела кроме названных представлены: справки ИВЦ ЖА, акты о признании деталей непригодными, акты приема-передачи, счета, спецификации, платежные поручения, прайс-листы специализированных компаний, скриншоты сайтов: http://egdk.ru/balochka-tsentriruyushchaya-106-00-011-2; https://blitzl74.ru/katalog/zapchasti-podvizhnogo-sostava/avtostsepnoe-ustroystvo/avtostsepka-https://blitzl74.ru/katalog/zapchasti-podvizhnogo-sostava.
В адрес ответчика была направлена досудебная претензия, оставленная ответчиком без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно части 3 статьи 487 ГК РФ в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьями 12, 1064 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Исходя из указанных норм права, истец, заявляющий требование о возмещении убытков, обязан в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказать факт причинения ему убытков, их размер, виновность и противоправность действий причинителя, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками. В свою очередь ответчик должен доказать, что вред причинен не по его вине.
Из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления N 25, следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из содержания вышеуказанных положений, следует, что основанием для взыскания убытков является наличие состава гражданского правонарушения, включающего в себя следующие условия: противоправное деяние (действие или бездействие) причинителя вреда, наличие вреда, причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом, вину причинителя вреда. При этом удовлетворение исковых требований, по общему правилу, возможно при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
По заключению суда представленными истцом доказательствами установлено, что у Ответчика возникла перед Истцом задолженность, связанная с приобретением уже принадлежащего ему имущества - колесных пар N N 102798, 48242, 472462, 697413, 682345, 682717, 418439, 38366, 329318 на общую сумму 675704 руб. 06 коп. (255 000 руб. 00 коп. + 218 595 руб. 16 коп. + 133 844 руб. 38 коп. + 68 264 руб. 52 коп.), а также в связи с приобретением колесных пар N 604931, 3195, 108105, 396883 на сумму 276098 руб. 62 коп (133 844 руб. 38 коп. + 142 254 руб. 24 коп.), которые в фактическое пользование ООО "ТР-логистика" Ответчиком не были переданы.
Общая сумма задолженности Ответчика перед Истцом по Договору, в связи с приобретением колесных пар для проведения капитального ремонта составила 951802,68 рублей.
Представленными истцом доказательствами установлено, что снятые в ходе модернизации с вагонов детали (пригодные к дальнейшему использованию) истцу не передавались.
По расчету истца общая стоимость этих деталей, следовательно и размер причиненного убытка составляет 6955000 рублей.
Представленными истцом доказательствами установлено, что снятые в ходе модернизации с вагонов детали (непригодные к дальнейшему использованию) истцу не передавались. Убытки для истца составляют стоимость лома на общую сумму 3359664 рублей.
Ответчик не отрицал, что эти детали находятся на его хранении.
Суд первой инстанции рассмотрел и нашел не обоснованными доводы ответчика относительно доверенностей, в том числе N Л/08/16 от 27.11.2017.
В соответствии с презумпцией добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, а также общего принципа доказывания в арбитражном процессе, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Бремя доказывания указанного обстоятельства лежит на лице, утверждающем, что контрагент употребил свое право исключительно во вред другому лицу. Между тем таких доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.
Суд заключает, что выдача ИП Чайникову Д., доверенностей N л/08/16, л/09/16, л/05/09/18, на передачу от имени доверителя деталей АО "Рефсервис", на получение и вывоз от последнего деталей, а также фактическое осуществление ИП Чайниковым Д. действий по принятию на основании указанных доверенностей от АО "Рефсервис" деталей из ремонта от имени Заказчика, свидетельствуют о фактически сложившихся между ООО "ТР-логистика" и ИП Чайниковым Д. отношений по договору поручения.
Согласно пункту 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Полномочия представителя могут удостоверяться доверенностью, выданной в соответствии со статьей 185 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.
В соответствии со статьей 974 ГК РФ поверенный обязан: лично исполнять данное ему поручение, за исключением случаев, указанных в статье 976 настоящего Кодекса, сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.
В доверенностях, выданных ООО "ТР-логистика" на имя ИП Чайникова Д. указано, что он уполномочен представлять интересы доверителя в РВД "Троицк" филиале АО "Рефсервис", связанные с формированием и подачей заявок в целях ремонта/модернизации железнодорожного подвижного состава общества. Для выполнения поручений, указанных в настоящей доверенности, доверитель предоставляет ИП Чайникову Д., право: подавать и получать на руки справки, заявления, письма, ответы на запросы, акты осмотра технического состояния собственных вагонов, свидетельства и другие документы (в т.ч. в электронном виде); подписывать от имени доверителя все необходимые документы, в том числе: заявки, акты осмотра технического состояния подвижного состава, а также совершать другие необходимые юридические действия и формальности, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ необходимы для исполнения и/или документального оформления действий, связанных с осуществлением полномочий, на совершение которых ИП Чайников Д. уполномочен настоящей доверенностью; передавать от имени доверителя все необходимые детали, устанавливаемые в состав тележки 18-9841 при модернизации ИВ-термоса в РВД "Троицк" - филиал АО "Рефсервис" в соответствии с договором N 390/17 от 27.11.2017; принимать и вывозить от РВД "Троицк" - филиала АО "Рефсервис" снятые с вагонов детали тележек, колесные пары не годные для проведения модернизации.
Установлено, что названными доверенностями и Договором поставки ответчик не был уполномочен на хранение переданных ему деталей.
Суд верно указал, что довод ответчика о компенсации ему расходов на хранение спорных деталей может быть заявлен в форме иска в суд.
Также ответчик утверждает, что он якобы получил другие колесные пары, отличающиеся от указанных в иске.
Информация о том, какие колесные пары были установлены на вагоны Истца, подтверждается представленными в материалы дела справками ИВЦ ЖА.
Согласно отзыву третьего лица АО "Рефсервис" исх. N 1768 от 10.08.2020, ремонтное депо не сличало номера колесных пар со сведениями, отраженными в базе ИВЦ ЖА.
Ремонтное депо определяло номера колесных пар только по металлической бирке, установленной под левый верхний болт крышки крепительной с правой стороны колесной пары.
В свою очередь, непосредственно истинные номера колесных пар, которые были присвоены заводом-изготовителем, указываются именно на осях колесных пар, при этом только с одной, правой стороны, т.е. в том же месте, где прикреплена бирка, только номер скрыт за буксой. Осмотр осей колесных пар в свою очередь работниками РВД Троицк филиала АО "Рефсервис" не производился.
Именно ввиду уникальности идентификационных номеров колесных пар, они защищены от воздействия окружающей среды. Поэтому определение работниками РВД Троицк филиала АО "Рефсервис" номеров колесных пар по металлическим биркам не является достоверным, т.к. единственным достоверным источником, позволяющим идентифицировать номер колесной пары, является номер ее оси.
Поскольку металлическая бирка в процессе эксплуатации подтверждена коррозии, загрязнению от внешней среды и т.д., данные, выбитые на бирке, как правило труднодоступны к прочтению, вследствие чего можно легко допустить ошибку в указании номера колесной пары.
Поэтому в информационную базу ИВЦ ЖА сведения о номерах колесных пар вносятся соответствующими ремонтными предприятиями исключительно по факту сличения номеров на осях колесных пар.
Ответчик указывает на то, что он не получал детали, снятые с вагона 53786091 (после модернизации N 90860388) и 53785994 (после модернизации N 90860370).
Вместе с тем, Истец отказался в этой части от исковых требований и отказ был принят судом.
Ссылка ответчика на отсутствие у Истца заявленных к нему прав требований является несостоятельной. Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2019, произведена замена ООО "ТР-Логистика" в порядке процессуального правопреемства на ООО "ТР". Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 определение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Ответчика - без удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции согласуются с судебной практикой по аналогичным делам - постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А76-23678/2019, А76-23677/2019.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 по делу N А56-75159/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75159/2019
Истец: ООО "ТР", ООО "ТР-ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ИП Чайников Денис
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10498/2021
30.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9003/2021
08.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75159/19
23.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2552/20
17.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75159/19