30 апреля 2021 г. |
Дело N А83-13973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 апреля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Кравченко В.Е.
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и индивидуального предпринимателя Полуэктовой Юлии Александровны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по делу N А83-13973/2020 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Чуприновой Алле Анатольевны к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуальный предприниматель Полуэктова Юлия Александровна, Администрация Симферопольского района Республики Крым, о признании недействительным постановления и незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чупринова Алла Анатольевна (далее - ИП Чупринова А.А., Заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просила: 1) признать недействительным Постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30 июня 2020 года N 5050 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории"; 2) признать незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в ЕГРП изменений относительно координат угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, выразившиеся в уменьшении границ площади земельного участка с 6000 кв. м, до 5 841 кв. м.; 3) обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенное нарушение путем восстановления в ЕГРП угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, имевшихся до уменьшения границ земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2020, заявление ИП Чуприновой Аллы Анатольевны, было удовлетворено; Постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30 июня 2020 года N 5050 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", было признано недействительным; действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в ЕГРП изменений относительно координат угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, выразившиеся в уменьшении границ площади земельного участка с 6000 кв. м, до 5 841 кв. м. были признаны незаконными; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем восстановления в ЕГРП угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, имевшихся до уменьшения границ земельного участка. Этим же решением с Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в пользу ИП Чуприновой Аллы Анатольевны были взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300,00 рублей; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ИП Чуприновой Аллы Анатольевны были взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Чуприновой Аллы Анатольевны в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что со стороны Госкомрегистра отсутствуют какие-либо нарушения прав Заявителя, а сведения о границах спорного земельного участка были внесены в ЕГРН в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Чуприновой Аллы Анатольевны в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Администрация Трудовского сельского поселения, являясь собственником земельного участка, действуя в рамках своих полномочий, устранила ранее допущенное нарушение, выразившееся в предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположен принадлежащий третьему лицу на праве собственности объект недвижимого имущества, и привела в соответствие с нормам действующего законодательства.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Полуэктова Юлия Александровна обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Чуприновой Аллы Анатольевны в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что произошел раздел земельного участка в установленных границах, не выходя за внешние установленные межи. При этом, и Заявитель и суд первой инстанции указывают на статьи Земельного кодекса РФ, регламентирующие образование и изменение земельных участков, в частности ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что не соответствует действительности и не может быть применено к данным правоотношениям.
В судебном заседании, состоявшемся 20.04.2021, был объявлен перерыв, до 27.04.2021.
После окончания перерыва, в судебное заседание представители ИП Чуприновой А.А., Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ИП Полуэктовой Ю.А., Администрации Симферопольского района Республики Крым, не явились, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 22 декабря 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 09 августа 2013 года между Трудовским сельским советом и Вартеросян К.А. был заключен Договор аренды земельного участка площадью 0,600 га под существующими нежилыми зданиями и сооружениями для ведения деятельности по производству лекарственных средств, расположенного по адресу: ул. Полевая, 39А в с. Сторогоновка Симферопольского района, Республики Крым, что следует из п. 1.1, п. 2.1 Договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 2.2 вышеназванного Договора аренды земельного участка, на земельном участке расположены объекты недвижимости - нежилые здания.
Согласно п. 3.1 Договора аренды земельного участка, он заключен сроком на 49 лет.
12 сентября 2019 года между Вартеросян К.А. и Чуприновой А.А. был заключен Договор купли-продажи объектов недвижимого имущества, а именно: нежилого здания, кадастровый номер 90:12:170601:491, площадью 584,1 кв. м, нежилого здания, кадастровый номер 90:12: 170601:492, площадью 217,4 кв. м и нежилого здания, кадастровый номер 90:12:170601:493, площадью 62,3 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Строгоновка, ул. Полевая, д. 39А.
Вышеуказанный Договор аренды земельного участка 21 октября 2019 года был зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, номер регистрации 90:12:17-0601:491-90/090/2019-2, 90:12:17-0601:492-90/090/2019-2 и 90:12:17-0601:493-90/090/2019-2.
Постановлением Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым "О предоставлении земельного участка в аренду, из земель населенных пунктов МО Трудовское сельское поселение, расположенного по адресу: ул. Полевая, 39а, с. Строгоновка, Симферопольский район, Республики Крым", земельный участок, площадью 6 000,00 кв. м, с кадастровым номером 90:12:170603:109 был предоставлен Чуприновой А.А.
Также, 18 ноября 2019 года между Администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и Чуприновой А.А. был заключен Договор аренды земельного участка N 07/11-2019, согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование земельный участок площадью 6 000,00 кв. м, из земель, находящихся в собственности МО Трудовского сельское поселение (90:12:170603:109-90/090/2019-1 от 11.11.2019), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - пищевая промышленность, кадастровый номер 90:12:170603:109, расположенный в границах населенного пункта Республика Крым, Симферопольский район, с. Строгоновка, ул. Полевая, 39а, в границах, указанных в кадастровой выписке ЕГРН, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Пунктом 1.3 Договора аренды земельного участка предусмотрено, что на земельном участке имеются объекты недвижимого имущества: строения, находящиеся в собственности Арендатора.
В соответствии с п. 4.1 Договора аренды земельного участка, он заключен сроком на 49 лет.
Указанный Договор аренды земельного участка зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 19 декабря 2019 года, номер регистрации 90:12:170603:109-90/090/2019-2.
При получении информации относительно земельного участка 16 июля 2020 года ИП Чуприновой А.А. стало известно об уменьшении площади ее земельного участка с 6 000,00 кв. м до 5 841 кв. м, в связи с чем, 23 июля 2020 года за вх. N 2849/02-08, представитель ИП Чуприновой А.А. обратился с запросом в Администрацию Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении информации относительно уменьшения площади земельного участка.
Согласно ответу за исх. N 3313/02-16 от 03.08.2020 Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, основанием для уменьшения площади арендуемого земельного участка послужили обстоятельства наличия собственности на сооружения, собственником которых является Полуэктова Ю.А.
При этом, к данному ответу было приложено Постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30 июня 2020 года N 550 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", которым была утверждена схема расположения земельного участка в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, местоположение: Республика Крым, Симферопольский район, с. Строгоновка, ул. Полевая, 39а, площадью 6 000 кв. в, расположенного в территориальной зоне общественно-делового и коммерческого назначения (ОД1), категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - пищевая промышленность (код 6.4), находящегося в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и определено, что в результате утверждения схемы расположения земельных участков образуется земельный участок, площадью 159 кв. м, с установленной категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - пищевая промышленность (код 6.4), расположенного в территориальной зоне общественно-делового и коммерческого назначения (ОД1) и земельный участок с кадастровым номером 90:12:170603:109 сохраняется в измененных границах, площадь которого составляет 5 841 кв. м, с установленной категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - пищевая промышленность (код 6.4).
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Чупринова А.А. обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции по мнению коллегии судей обоснованно признал недействительным Постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30 июня 2020 года N 5050 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", исходя из следующего.
В силу статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями, бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт (действия, бездействие).
Порядок образования земельных участков предусмотрен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
По правилу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пунктов 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 6 статьи 11.9. ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Соответственно, следует признать факт того, что для целей реализации права собственника земельного участка, земельный участок должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости с учетом фактического землепользования.
Из постановления Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 550 от 30 июня 2020 года следует, что схема расположения земельного участка в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, местоположение: Республика Крым, Симферопольский район, с. Строгоновка, ул. Полевая, 39а, площадью 6 000 кв. в. и образование земельного участка, площадью 159 кв. м, с установленной категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - пищевая промышленность (код 6.4), расположенного в территориальной зоне общественно-делового и коммерческого назначения (ОД1) с условным кадастровым номером 90:12:170603:1079, была осуществлена на основании заявления ИП Полуэктовой Ю.А.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, площадью 6 000,00 кв. м, его границы и конфигурация были образованы до вступления в законную силу ФКЗ N 6 от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (Закон N 6-ФКЗ), а именно 07 августа 2013 года, когда был составлен акт приема-передачи межевых знаков на хранение, утвержден проект землеустройства по отводу и передаче в аренду ФЛП Вартеросян К.А. земельного участка.
В свою очередь, Договор аренды земельного участка кадастровый номер 90:12:170603:109 от 18 ноября 2019 года N 07/11-2019 был заключен с сохранением границ и поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2019 года.
Соответственно, уменьшение площади земельного участка, находящегося в аренде, путем утверждения новой схемы расположения иного участка, является нарушением ст. 11.9, 11.10, ч. 9 ст. 22 ЗК РФ.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно признал недействительным постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 550 от 30 июня 2020 года.
Требование ИП Чуприновой А.А. о признании незаконными действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в ЕГРП изменений относительно координат угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, выразившихся в уменьшении границ площади земельного участка с 6000 кв. м, до 5 841 кв. м, обоснованно было удовлетворено судом первой инстанции, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, в том числе, в соответствии с пунктом 4 части 3 названной статьи, обладающими смежными земельными участками на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу статьи 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изменение границ объектов землеустройства, а также предоставление и изъятие земельных участков в обязательном порядке является основанием для проведения землеустройства
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в результате кадастровых работ в отношении земельного участка кадастровым инженером подготавливается межевой план. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат (пункт 3 методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 далее - методические рекомендации).
Пунктами 14.1 и 14.4 указанного акта предусмотрено, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование, проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (часть 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, пункт 14.3 методических рекомендаций).
Из части 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 3 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым земельный участок с условным кадастровым номером 90612:170603:1079, площадью 159 +/- 4 кв. м 09 июля 2020 года был поставлен на кадастровый учет, без соблюдения требований ФЗ N 221.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в ЕГРП изменений относительно координат угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, выразившихся в уменьшении границ площади земельного участка с 6000 кв. м, до 5 841 кв. м.
Разрешая вопрос об установлении, в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения и связано с оценкой спорных правоотношений, с совокупностью установленных по делу обстоятельств. Соответствующий выбор конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем мерой.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491).
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2019 N 2556-О, пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, предполагающие возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, должностных лиц обязанности по устранению допущенных нарушений, направлены на восстановление прав граждан и организаций, выступают гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты, при том что определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда, во всяком случае связанного требованиями законности, обоснованности и мотивированности своих актов.
Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, лицо, прибегнувшее к судебной защите нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, вправе ожидать от суда определения действенной меры, направленной на восстановление нарушенного права, в связи с чем, апелляционный суд находит обоснованным избранный судом первой инстанции способ направленный на восстановление нарушенных прав ИП Чуприновой А.А., путем возложения обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенное нарушение путем восстановления в ЕГРП угловых и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 90:12:170603:109, имевшихся до уменьшения границ земельного участка.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ИП Чуприновой А.А.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по делу N А83-13973/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и индивидуального предпринимателя Полуэктовой Юлии Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13973/2020
Истец: ИП Чупринова Алла Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТРУДОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ИП Полуэктова Юлия Александровна, Трудовской сельский совет