г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2021 г. |
Дело N А26-7075/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Марк Ж.В. по доверенности от 15.04.2021;
от третьих лиц: 1 - представитель Юрин Г.И. по доверенности от 16.10.2018;
2, 3 - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3727/2021) общества с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2020 по делу N А26-7075/2019, принятое по иску
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090)
к обществу с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 18Б, ОГРН: 1041000029729, ИНН: 1001156556)
третьи лица: 1) акционерное общество "мБанк"; 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; 3) межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия
о взыскании задолженности, неустойки по договору аренды, о расторжении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" (далее - Ответчик, Общество) о расторжении договора аренды лесного участка N 5 от 01.04.2008, освобождении лесного участка и взыскании 4 700 443 руб. задолженности по арендной плате за период с 15.05.2019 по 15.08.2020, 116 724 руб. 78 коп. неустойки по состоянию на 15.08.2020 по договору аренды лесного участка N 5 от 01.04.2008 (с учетом увеличения размера исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "мБанк" (далее - Банк), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - МТУ Росимущества) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в случае отклонения доводов Ответчика об отсутствии у Министерства полномочий на обращение в суд с исковым заявлением принять по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части требования об освобождении арендованного участка. По мнению подателя жалобы, иск заявлен ненадлежащим Истцом, что исключает возможность его удовлетворения. Общество считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению в части требований об освобождении Ответчиком арендованного участка, поскольку на участке находится возведенный Ответчиком объект недвижимости.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Банка поддержал доводы апелляционной жалобы Общества.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
В суд от Министерства, МТУ Росимущества и Управления Росреестра поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором возражали против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей Общества и Банка, апелляционный суд установил следующее.
01.04.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 5 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять в аренду часть лесного участка, имеющего кадастровый номер 10:00:00 00 00:039, состоящую из учетных частей данного участка согласно перечня п.1.2 настоящего Договора, находящуюся в государственной собственности, расположенную в кварталах 138, 142, 143, 163 Лижемского лесничества на территории Кондопожского района Республики Карелия, общей площадью - 90,43 га, в целях разработки месторождения "Лижемское" в соответствии с лицензией на добычу габбро-диабазов на месторождении "Лижемское" для производства щебня.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 года N 177-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 03.04.2008.
Согласно п.2.1 Договора арендодатель передает арендатору в аренду лесной участок, определенный в пунктах 1.1 и 1.2 настоящего Договора сроком до 30.05.2031 на период действия лицензии.
Согласно пункту 4.4.6 Договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные Договором аренды.
В соответствии с пунктом 5.2 Договора арендная плата за календарный год составляет 2 073 795 руб., размер арендной платы за пользование лесным участком рассчитывается согласно действующим ставкам платы за единицу площади лесного участка в расчете на 1 га с учетом площади всего лесного участка.
В силу пункта 5.3 Договора арендатору вносит арендную плату ежеквартально в следующие сроки в процентном отношении от размера годовой арендной платы: до 15 февраля - 25%, до 15 мая - 25%, до 15 августа - 25%, до 15 ноября - 25%.
При этом, пунктом 5.4 Договора в случае изменения категории земель и состояния лесного фонда, размера участка, порядка расчета и взимания арендной платы, действующих ставок платы за гектар находящихся в пользовании лесных участков, размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
Пунктом 7.3.5 Договора предусмотрено, что принудительное прекращение права пользования арендованным земельным участком возможно в случае неисполнения арендатором обязанностей, предусмотренных пунктом 4.4 и разделом 5 (арендная плата) договора.
Ссылаясь на систематическое невнесение Обществом арендной платы за пользование лесным участком, начиная с 15.05.2019 года по 15.08.2020 года, Министерство направило в адрес Общества претензионные письма с требованием уплатить арендные платежи и неустойку, в которых содержится предложение расторгнуть договор.
Поскольку требования оставлены Обществом без удовлетворения, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в связи с непредставлением доказательств уплаты арендной платы и пени и прекращением действия лицензии, выданной Обществу на пользование недрами.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом; порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Факт заключения Договора и предоставления Участка во временное владение и пользование Ответчика подтверждается материалами дела, Ответчиком не оспаривается.
Ответчик доказательств внесения арендной платы в срок, установленной Договором, не представил, требования по праву и по размеру не оспорил.
В силу ст.329 ГК РФ неисполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно п.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 6.2 Договора стороны предусмотрели ответственность арендатора (ответчика) за нарушение условий пункта 5.3 договора, определив ее как пени, рассчитываемые по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет неустойки судом проверен, признан правильным, Обществом документально не опровергнут.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2019 года по делу N А26-291/2019 в отношении ООО "Севпромресурс" возбуждено дело о банкротстве; решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2020 года по делу N А26-291/2019 удовлетворено заявление Акционерного общества "мБанк" (mBank S.A.) о признании ООО "Севпромресурс" банкротом; в отношении должника открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим Общества с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" утвержден Шафранов Андрей Павлович. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2020 года по делу N А26-291/2019 срок конкурсного производства продлен на пять месяцев.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В абзаце третьем пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 63) разъяснено, что в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга (за исключением выкупного), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Министерством заявлены требования о взыскании с Общества задолженности по арендной плате за период с 15.05.2019 года по 15.08.2020 года и договорной неустойки за период с 16.02.2020 года по 20.10.2020 года, которые являются текущими платежами, следовательно, иск подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 619 ГК РФ предусмотрены основания для досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке по инициативе арендодателя, в том числе - невнесение арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа. В силу части 2 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнить обязательства в разумный срок.
Пунктом 7.3.5 Договора стороны определили, что принудительное прекращение права пользования арендованным земельным участком возможно в случае неисполнения арендатором обязанностей, предусмотренных пунктом 4.4 и разделом 5 (арендная плата) договора.
Доказательств оплаты задолженности по арендной плате и неустойки Обществом в материалы дела не представлено.
В силу абзаца 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
По смыслу положений статей 21,43 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 11, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" право пользования земельным участком следует судьбе права на использование недр. Это обстоятельство не лишает истца требовать расторжения договора аренды участка, однако препятствует освобождению участка, поскольку до прекращения действия лицензии ее владелец вправе использовать участок в той степени, в которой это использование необходимо для реализации прав на разработку месторождения. Лишь после прекращения лицензии ее владелец в соответствии с частью 3 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации обязан привести участок в первоначальное состояние.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2020 года по делу N А26-12021/2019 по делу N А26-12021/2019 отказано в удовлетворении исковых требований Общества и Банка к Министерству о признании недействительным протокола от 26.08.2019 и приказа N 1536 от 28.08.2019 года о досрочном прекращении права пользования недрами (лицензия ПТЗ 01360 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча габбро-диабазов на месторождении "Лижемское" для производства щебня на срок до 30.05.2031 года, право пользования недрами для добычи габбро-диабазов на месторождении "Лижемское" с целью производства щебня на срок до 30.05.2031 года.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, действие лицензии, выданной Обществу на право пользования недрами прекращено.
Вопреки доводам подателя жалобы доказательства возведения в установленном законом порядке на спорном участке объекта недвижимости в материалах дела отсутствуют. По условиям Договора участок Обществу для строительства объектов недвижимости, в том числе, причала, не предоставлялся. Документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Общества на какие-либо объекты, расположенные на спорном участке, в материалы дела не представлены.
Разрешения на строительство причала от 16.12.2009 года N RU 10504305-11 (со сроком действия - до 15.12.2012 года) и от 30.01.2012 года N RU 10504305-3 (со сроком действия - до 31.12.2013 года), выданные Администрацией Кедрозерского сельского поселения, отменены
Вопреки доводам подателя жалобы, в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 N 177-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия", Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Пунктом 5 данного постановления определено, что возникшие в результате преобразования органы исполнительной власти Республики Карелия являются правопреемниками преобразованных органов исполнительной власти Республики Карелия.
На основании постановления Правительства Республики Карелия N 206-П от 06.10.2010 г. Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Далее, в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Пунктом 5 данного постановления также предусмотрено, что возникшие в результате преобразования органы исполнительной власти Республики Карелия являются правопреемниками преобразованных органов исполнительной власти Республики Карелия по обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных актов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов, в сфере охраны и использования объектов животного мира в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
На основании пп.7 пункта 9 постановления N 367-П Министерство осуществляет ряд полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст.83 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда, в том числе, предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, довод Общества о том, что Министерство является ненадлежащим истцом является неправомерным.
Полномочия по предоставлению лесных участков в аренду в отношении земель лесного фонда, находящихся в собственности российской Федерации, осуществляет именно Министерство, а не МТУ Росимущество в Мурманской области и Республике Карелия.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2020 по делу N А26-7075/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7075/2019
Истец: Государственное казеное учреждение Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Севпромресурс"
Третье лицо: АО "мБанк", мБанк С.А., Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, ООО Временный управляющий "Севпромресурс" Шафранов А.П., ООО Конкурсный управляющий "Севпромресурс" Шафранов А.П., ООО "Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ