Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2021 г. N Ф02-3397/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А19-20791/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Болтушко О.В. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем помощником судьи Кузнецовым А.В. апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2021 года по делу N А19-20791/2020 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706; 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, 257) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Иркутской области (ОГРН 1043801026500, ИНН 3808108956;, 664011, г. Иркутск, ул. Халтурина, 7) о признании незаконным постановления от 10.11.2020 по делу N ПО-38/06/807,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Ткач Н.Б. - представителя по доверенности от 15.08.2019 N юр-217,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "Иркутская электросетевая компания", заявитель или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Иркутской области (далее - Управление Роскомнадзора по Иркутской области, административный орган или Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 по делу N ПО-38/06/807 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, как следствие, у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Иркутская электросетевая компания" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и не применении закона, подлежащего применению по данному делу.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что административный орган вправе привлечь виновное лицо, которое использует индивидуализированное радиоэлектронное средство без регистрации, после проведения мероприятий по радиоконтролю после проведения плановой/внеплановой проверки, которые должны быть проведены в соответствии с действующим законодательством и оформлены надлежащим образом.
Общество отмечает, что поскольку акт мероприятия по радиоконтролю от 22.10.2020 N 38-3603-01 и протокол об административном правонарушении от 27.10.2020 N АП-38/04/1587 составлены с нарушением требований действующего законодательства, следовательно, они неправомерно положены в основу выводов о виновности общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Отзыва на апелляционную жалобу от Управления Роскомнадзора по Иркутской области не поступило.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление Роскомнадзора по Иркутской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, федеральным государственным унитарным предприятием радиочастотный центр Сибирского Федерального округа (филиал по Иркутской области) на основании задания от 21.09.2020 N ПЗ-0427/МКРК проведены мероприятия по радиоконтролю по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 22, здание управление ЦЭС (географические координаты: широта 52 гр. 31 мин. 25 сек., долгота 103 гр. 53 мин. 45 сек.).
Ведущим специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Иркутской области в результате анализа документов, полученных от филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Сибирском федеральном округе, а именно: акта "мероприятия по радиоконтроля" от 22.10.2020, N 38-3603-01, протокола измерения технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 16.10.2020 N 38-412918150-13 установлен факт эксплуатации ОАО "Иркутская электросетевая компания" радиоэлектронного средства БС сети технологического назначения на радиочастоте 167,925 МГц по адресу Иркутская область, г. Ангарск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 22, здание управление ЦЭС (географические координаты: широта 52 гр. 31 мин. 25 сек., долгота 103 гр. 53 мин. 45 сек.) без регистрации радиоэлектронного средства, осуществляемой Управлением Роскомнадзора по Иркутской области, чем нарушены требования пункта 5 статьи 22, от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 4 "Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Роскомнадзора по Иркутской области составлен протокол в отношении заявителя от 27.10.2020 N АП-38/04/1587 об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола, постановлением Управления Роскомнадзора по Иркутской области от 10.11.2020 ОАО "Иркутская электросетевая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, без конфискации РЭС.
Определением об исправлении описок, опечаток, или арифметических ошибок от 03.02.2021 Управлением Роскомнадзора по Иркутской области исправлены описки (опечатки) в абзаце 3 и 5 постановления от 10.11.2020 по делу N ПО-38/06/807.
Полагая, что постановление от 10.11.2020 по делу N ПО-38/06/807 и порядок его принятия не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым требованием.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 установлено, что лицензирование в области оказания услуг связи, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Пунктами 1 и 4 названного положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 5.1.1.2. названного положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области связи.
Согласно указанному Положению государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора, их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты- эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
Как следует из Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 N 16, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций специалисты-эксперты уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.44 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьями 13.2 - 13.4 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (часть 2).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания" составлен главным специалистом-экспертом Управления Бойковым Н.А., постановление об административном правонарушении вынесено старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководителем Управления Дроздовым А.И., то есть уполномоченными лицами.
Согласно части 2 статьи 13.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
Объектом данных правонарушений являются установленные правила проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126- ФЗ (далее - Закон о связи) средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" утверждены Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - Правила регистрации радиоэлектронных средств).
Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (пункт 1).
Под владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств понимается лицо, у которого эти средства или устройства находятся в собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на ином законном основании (аренда, безвозмездное пользование).
Под пользователем радиоэлектронного средства понимается лицо, использующее это средство совместно с владельцем на основании договора (пункт 2).
Согласно пункту 3 Правил регистрации радиоэлектронных средств регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов).
Регистрации подлежат радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, предусмотренные перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно пункту 1 Перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539, РЭС подлежит регистрации.
Пунктом 14 Правил регистрации радиоэлектронных средств (в редакции, действовавшей на момент составления протоколов об административном правонарушении) установлено, что свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.
При совместном использовании радиоэлектронного средства свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства оформляется отдельно для каждого заявителя с учетом сведений о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемого радиоэлектронного средства, указанных заявителем в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2017 N 1547 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" внесены изменения в указанные Правила (выдача свидетельства заменена на выписку из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств).
Пунктом 2 данного Постановления определено, что свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выданные до вступления в силу настоящего постановления, действуют до окончания установленного срока их действия и указанные в них радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства считаются зарегистрированными.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления Управлением выдано ОАО "Иркутская электросетевая компания" разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 129-рчс-20-0012 на частоте 167, 75 МГц, дата начала действия - 04.05.2020, дата окончания действия - 01.04.2029 по адресу Иркутская область, г. Ангарск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 22,
Заявителем получено свидетельство регистрации радиоэлектронного средства серия 3811 N 01263 от 15.03.2011, действительно до 03.05.2020.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, на момент проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении, принятия оспариваемого постановления, свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства не действовало. А наличие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 129-рчс-20- 0013 от 04.05.2020 по 01.04.2029, выданного заявителю, подтверждает факт использования ОАО "ИЭСК" не зарегистрированного РЭС по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 22, здание управление ЦЭС (географические координаты: широта 52 гр. 31 мин. 25 сек., долгота 103 гр. 53 мин. 45 сек.).
Суд апелляционной инстанции, соглашается с тем, что действия заявителя по эксплуатации РЭС по адресу Иркутская область, г. Ангарск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 22, здание управление ЦЭС (географические координаты: широта 52 гр. 31 мин. 25 сек., долгота 103 гр. 53 мин. 45 сек.) на радиочастоте 167,925 МГц без свидетельства о регистрации РЭС образуют объективную сторону административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела факт эксплуатации ОАО "Иркутская электросетевая компания" радиоэлектронного средства БС сети технологического назначения на радиочастоте 167,925 МГц по адресу Иркутская область, г. Ангарск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 22, здание управление ЦЭС (географические координаты: широта 52 гр. 31 мин. 25 сек., долгота 103 гр. 53 мин. 45 сек.) без регистрации радиоэлектронного средства, выдаваемого Управлением Роскомнадзора по Иркутской области, подтверждается актом "Измерения параметров излучения радиоэлектронных средств" от 22.10.2020, N 38-3603-01, протоколом измерения технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 16.10.2020 N 38-4129-18150-13.
Согласно акту "Поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС, а также источников неразрешенных излучений" от 22.10.2020 N 38-3603-01 владелец РЭС установлен ОАО "Иркутская электросетевая компания".
Доказательств опровергающих факт использования РЭС и радиочастот заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Судом первой инстанции принят во внимание отправленный ответ ОАО "Иркутская электросетевая компания" в адрес Управления на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ПР-38/06/18392 от 10.11.2020, из которого следует, что заявителем приняты меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, а именно: составлен и утвержден график оформления разрешений на радиочастоты и РЭС и регистрации РЭС, с назначением сроков и ответственных за контроль лиц этих мероприятий.
Субъект административного правонарушения - ОАО "Иркутская электросетевая компания", на котором, как лице, использующем РЭС и радиочастотные каналы, лежит обязанность по соблюдению правил регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и использования радиочастот.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16, 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что общество в силу объективных причин не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Следовательно, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что вина общества в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, материалами дела доказана.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что вышеперечисленные действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, как следствие, у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.
Как установлено судом первой инстанции, в целях надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном заявителю вручено письмо N 17469-04/38 от 23.10.2020 о необходимости прибыть в Управление в 11 час. 00 мин. 27.10.2020. Указанное письмо вручено заявителю 23.10.2020, о чем имеется отметка. На составлении протокола об административном правонарушении от заявителя явился представитель по доверенности, которому вручена копия протокола от 27.10.2020.
Определение от 27.10.2020 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 14 часов 30 минут 10.11.2020 направлено Управлением с сопроводительным письмом от 27.10.2020 N 17725-06/38 почтовым отправлением с номером почтового идентификатора 80091953385272 и согласно отчету об отслеживании отправления "Почты России" 02.11.2020, данное почтовое отправление вручено адресату.
Ответчиком 09.11.2020 получены пояснения заявителя к протоколу об административном правонарушении от 27.10.2020 N АП-38/04/1587, ходатайство об освобождении от административной ответственности и объявлении устного замечания, предоставлении сведений.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу о том, что установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушен, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, общество было извещено надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Обществу было назначено наказание в пределах санкции части 2 статьи 13.4 КоАП РФ, в виде штрафа в минимальном размере - 10 000 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что Управлением нарушена процедура проведения проверки, предусмотренная Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальный орган Роскомнадзора на территории Иркутской области - Управление Роскомнадзора по Иркутской области.
В соответствии с Положением об Управлении от 25.01.2016 N 15 Управление обладает полномочиями по контролю и надзору за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля.
Радиочастотная служба - это специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Деятельность данной службы осуществляется в соответствии с Положением о радиочастотной службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 года N 434. К одному из полномочий радиочастотной службы относится осуществление радиоконтроля.
Согласно пункту 7 данного Положения радиочастотная служба имеет право проводить при осуществлении своих полномочий исследования и измерения. Одним из принципов деятельности радиочастотной службы является непрерывность осуществления контроля функционирования сетей связи и информационного пространства Российской Федерации.
Порядок осуществления контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 175 "Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации". В ходе радиоконтроля осуществляется измерение параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех радиоэлектронным средствам, а также источников неразрешенных излучений.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства N 175 результаты мероприятий по радиоконтролю оформляются в письменном виде с приложением протоколов результатов измерений технических параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Радиоконтроль осуществляется без участия и уведомления владельцев радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (пункт 11 Постановления Правительства N 175).
Приказом Роскомнадзора от 04.12.2009 N 639 утвержден Регламент взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы и их филиалами в субъектах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4.1 Регламента предприятие радиочастотной службы (филиал) направляет в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора сообщения (данные) о признаках нарушений порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиочастотного спектра, РЭС и ВЧУ, полученные при проведении радиоконтроля.
Сообщения (данные) о признаках нарушений, приведенных в пункте 4.1 Регламента, с указанием (по возможности) владельца РЭС направляются предприятием радиочастотной службы (филиалом) в территориальный орган Роскомнадзора из АСРК- РФ в ЕИС с использованием интерфейса их сопряжения после завершения мероприятия по радиоконтролю или немедленно после поступления в АСРК-РФ информации о результатах мероприятия по радиоконтролю (акты мероприятий по радиоконтролю с прилагаемыми протоколами измерений в соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 Регламента).
Датой завершения мероприятия по радиоконтролю является дата утверждения акта мероприятия по радиоконтролю. В рассматриваемой ситуации датой завершения мероприятия по радиоконтролю является 22.10.2020.
При получении сообщений (данных) о признаках нарушений, приведенных в пункте 4.1 Регламента, территориальный орган Роскомнадзора принимает одно из следующих мер, направленных на пресечение нарушений порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС и ВЧУ (далее - нарушения):
1) привлечение лица, допустившего нарушение, к административной ответственности, направление лицу, допустившему нарушение, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с требованиями и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) проведение внеплановой проверки в отношении лица, допустившего нарушение, с выдачей предписания об устранении выявленного нарушения и привлечением указанного лица к административной ответственности.
Результаты радиоконтроля (акт мероприятий по радиоконтролю "Поиск и определение местоположения источников создания недопустимых радиопомех РЭС, а также источников неразрешенных излучений" от 22.10.2020 N 38-3603-01, протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 16.10.2020 N 38-4129-1850-13), поступившие из радиочастотной службы в Управление, явились основанием для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания".
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Учитывая, что проверка в отношении общества не проводилась, требования об организации и проведении проверок, предусмотренные Законом ФЗ-294, на которые ссылается заявитель, в данном случае не нарушены.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, опечатки, допущенные в оспариваемом постановлении, не являются существенными, кроме того исправлены определением об исправлении описок, опечаток, или арифметических ошибок от 03.02.2021.
Обстоятельств, позволяющих квалифицировать вмененное обществу правонарушение в качестве малозначительного, судом апелляционной инстанции не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что постановление от 10.11.2020 по делу N ПО-38/06/807 является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2021 года по делу N А19-20791/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20791/2020
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области