г. Москва |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А41-81379/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевым Н.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 г. по делу N А41-81379/20, принятое судьей О.А. Кузьминой, по заявлению Комитета лесного хозяйства МО (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468, КПП: 502401001) к ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН:1024701893336, Дата присвоения ОГРН: 20.08.2002, ИНН: 4716016979, КПП: 772801001 ) третье лицо: ТУ ФАУГИ МО (ИНН 7716219935, ОГРН 1027716001829) об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, произвести складирование заготовленной древесины, места складирования древесины отделить противопожарной минерализованной полосой, освободить полосу охранной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с исковым заявлением к ПАО "ФСК ЕЭС" со следующими требованиями:
1. Обязать ПАО "ФСК ЕЭС" на просеках линии электропередачи в районе железной опоры ШП N 186, в границах которых проходит охранная зона ВЛ 220 кВ Шатурская ГРЭСПески в квартале 35 выделах 6,12,ПД7,19,27,33 (лесохозяйственная часть зеленых зон) Чернолесскоого участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных в 10 км западнее деревни Тимшино городского округа Егорьевск Московской области:
- произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах;
- произвести складирование заготовленной древесины, прилегающей к лиственному лесу на расстоянии 20 м и прилегающей к хвойному лесу на расстоянии 40 м в соответствии с п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах;
- места складирования древесины отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м в соответствии с п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах;
- освободить полосу охранной зоны ВЛ 220 кВ Шатурской ГРЭС-Пески от горючих материалов (порубочных остатков, древесины) в соответствии с п. 34, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
2. На просеках линии электропередачи в районе железной опоры ШП N 188, в границах которых проходит охранная зона В Л 220 кВ Шатурская ГРЭС-Пески в квартале 46 выделах 4,12,13,18,23,26,27 (лесохозяйственная часть зеленых зон) Чернолесскоого участкового лесничествам Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных в 12 км западнее деревни Тимшино городского округа Егорьевск Московской области:
- произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах;
- произвести складирование заготовленной древесины, прилегающей к лиственному лесу на расстоянии 20 м и прилегающей к хвойному лесу на расстоянии 40 м в соответствии с п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах;
- места складирования древесины отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м в соответствии с п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах;
- освободить полосу охранной зоны ВЛ 220 кВ Шатурской ГРЭС-Пески от горючих материалов (порубочных остатков, древесины) в соответствии с п. 34, п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
Решением Арбитражного суда Московского области от 26.02.2021 по делу N А41-81379/20 исковые требования комитета удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ПАО "ФСК ЕЭС"я обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
27.04.2021 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ПАО "ФСК ЕЭС", ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МО, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Комитет Лесного Хозяйства МО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, публичному Акционерному Обществу "Россети Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на праве собственности принадлежит линия электропередачи в районе железной опоры ШП N 186, в границах которой проходит охранная зона ВЛ 220 кВ Шатурская ГРЭС-Пески в квартале 35 выделах 6,12,11,17,19,27,33 (лесохозяйственная часть зеленых зон) Чернолесского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных в 10 км западнее деревни Тимшино городского округа Егорьевск Московской области.
Также ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности принадлежит линия электропередачи в районе железной опоры ШП N 188, в границах которой проходит охранная зона ВЛ 220 кВ Шатурская ГРЭС-Пески в квартале 46 выделах 4,12,13,18,23,26,27 (лесохозяйственная часть зеленых зон) Чернолесского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных в 12 км западнее деревни Тимшино городского округа Егорьевск Московской области.
При проведении патрулирования государственными лесными инспекторами Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес" выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно:
- в квартале 35 выделах 6,12,11,17,19,27,33 (лесохозяйственная часть зеленых зон) Чернолесского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных в 10 км западнее деревни Тимшино городского округа Егорьевск Московской области, ПАО "ФСК ЕЭС" не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков.
На момент осмотра работы по доведению охранной зоны ВЛ на вышеуказанных лесных участках до нормативной величины не проводятся.
В квартале 46 выделах 4,12,13,18,23,26,27 (лесохозяйственная часть зеленых зон) Чернолесскоого участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных в 12 км западнее деревни Тимшино городского округа Егорьевск Московской области, ПАО "ФСК ЕЭС" не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков.
На момент осмотра работы по доведению охранной зоны ВЛ на вышеуказанных лесных участках до нормативной величины не проводятся.
Как указывает комитет, ПАО "ФСК ЕЭС" как пользователь лесных участков, обязано содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
Учитывая высокую степень угрозы возникновения лесных пожаров, бездействие ПАО "ФСК ЕЭС" выражающееся в факте оставления спиленной древесины на месте рубки, частично разбросав ее отдельным хлыстами по краям просеки, не складировав древесину в штабеля в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м может привести к возникновению такого пожара.
В связи с чем, 08.10.2020 г. в адрес ответчика Комитетом лесного хозяйства Московской области была направлена претензия с требованиями произвести очистку, складирование древесины, обязании освободить полосу охранной зоны. Поскольку претензия оставлена без внимания ответчиком, истец обратился в суд с настоящими требованиями
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийноспасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно п. 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В соответствии с пунктом 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социальноэкономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
В соответствии с пунктом 34 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 ЛК РФ); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 21 Правил установлено, что складирование заготовленной древесины должно производится только на открытых местах на расстоянии от прилегающего хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах -двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов установлены разделом IX Правил о пожарной безопасности (пункты 34, 35).
Согласно пункту 34 Правила пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В соответствии с пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В пункте 38 указанных Правил пожарной безопасности указано, что лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69- ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается па лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик не обеспечил уборку по расчистке ЛЭП порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что допущено захламление лесных участков (просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи).
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах (пункт 23).
Кроме того, пункт 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Бездействие общества, выражающееся в оставлении спиленной древесины на месте рубки, не складирование древесины в штабеля в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, а также не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м может привести к возникновению лесного пожара, в результате возникновения которого может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с тем, что заявителем апелляционной жалобы не представлен оригинал квитанции об оплате государственной пошлины, 3000 руб. подлежит взысканию в доход бюджета.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 года по делу N А41-81379/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ПАО "ФСК ЕЭС в доход федерального бюджета 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81379/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ОАО "ФСК ЕЭС"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ