г. Вологда |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А13-7886/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Боровиковой О.А. по доверенности от 22.01.2021 N 12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2021 года по делу N А13-7886/2019,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница" (ОГРН 1023500884593, ИНН 3525023476; адрес: 160002, Вологодская область, город Вологда, улица Лечебная, дом 17; далее - учреждение, больница, БУЗ ВО "ВОКБ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; адрес: 160017, Вологодская область, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8а; далее - фонд, ТФОМС) о признании незаконным акта от 26.03.2019 в части признания нецелевым использованием денежных средств и восстановлении в бюджет территориального фонда средств в сумме 705 490 руб. 33 коп., уплаты штрафа - 70 549 руб. 03 коп., в части внесения изменений в регистры бухгалтерского учета по коду финансового обеспечения и поставке на учет по средствам обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), приобретенным из средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования, эндовидеохирургического комплекса стоимостью 3 118 500 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Главэнергостроймонтаж-35" (ОГРН 1123525001104, ИНН 3525273780; адрес: 160034, город Вологда, улица Ленинградская, дом 79а, офис 13; далее - ООО "Главэнергостроймонтаж-35"), Департамент здравоохранения Вологодской области (ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - Департамент здравоохранения), Департамент имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122; адрес: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 8; далее - Департамент имущественных отношений), общество с ограниченной ответственностью "Вологодский центр лазерной коррекции зрения" (ОГРН 1053500030880, ИНН 3525149246; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 25; далее - ООО "Вологодский центр лазерной коррекции зрения").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что у ТФОМС не имелось основания для изложенных в оспариваемой части акта выводов, поскольку нецелевого использования бюджетных средств не допущено.
ТФОМС в своем отзыве считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Департамент имущественных отношений полагает, что жалоба БУЗ ВО "ВОКБ" по эпизоду, связанному с оплатой работ ООО "Главэнергостроймонтаж-35", подлежит удовлетворению.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании приказов от 20.02.2019 N 01-05/2014 и от 21.03.2019 N 01-05/203 плановой комплексной проверки деятельности БУЗ ВО "ВОКБ" по вопросу использования им за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, фондом составлен акт плановой комплексной проверки от 26.03.2019.
В указанном акте ТФОМС отражено, что учреждением допущено нецелевое использования средств ОМС, в частности, на оплату расходов, на финансирование подразделений больницы, не связанных с оказанием медицинской помощи по ОМС в сумме 446 891,75 руб., в том числе:
1) на расходы, связанные с оказанием скорой медицинской помощи (наземной медицинской эвакуации) граждан Вологодской области по распоряжениям Департамента здравоохранения - 42 953,40 руб., что не сопоставимо со всеми расходами на обеспечение деятельности подразделения, по информации медицинской организации расходы на отделение экстренной консультативной медицинской помощи, в части наземной эвакуации, составляют не менее 30 млн. руб. в год;
- на выплату заработной платы и повышение квалификации специалистов территориального центра медицины катастроф, финансируемого за счет средств бюджета на 107 464,75 руб.;
- на оплату в 2017 - 2018 годах трехстороннего контракта от 01.11.2003 между Департаментом здравоохранения, ГПТП "Фармация" и областной больницей по хранению постоянного запаса лекарственных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, на 166 377,64 руб., так как на указанные цели получено государственное задание;
- на оплату услуг по хранению медицинских иммунобиологических лекарственных препаратов по договорам с МТПП "Фармация" на 56 137,67 руб. в рамках Государственной программы "Развития здравоохранения Вологодской области на 2014-2020 годы", финансируемой из бюджета;
- на приобретение диагностикумов эритроцитарных псевдотуберкулезных сухих на 6 720 руб., оплата которых осуществляется за счет средств бюджета (при выборочной проверке 1 договора);
- на выплату заработной платы и повышение квалификации специалистов подразделений больницы, в которых оказываются платные услуги, на сумму 32 691,75 руб.;
- на техническое облуживание оборудования в помещениях, где оказываются платные услуги (бытовые напольные плиты в пансионате в комнатах общежития и кухне) в сумме 34 546,54 руб. по договорам с ООО "Вологодское монтажно-наладочное управление" от 23.01.2017 N 14-ГЗ, с предпринимателем Городишениным А.В. от 11.04.2018 N 107-18.
2) на оплату ремонтных работ помещения, расположенного по адресу: город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 25а, которое не закреплено за медицинской организацией на праве оперативного управления, не находится в собственности, не используется на основании договора аренды, безвозмездного пользования и не эксплуатируется в процессе оказания медицинской помощи на общую сумму 234 665,04 руб. по контракту с ООО "Главэнергомонтаж-35" от 03.05.2017 N 136-ГЗ на ремонт кровли, по 2 договорам с ООО "Печной центр" от 11.04.2017 N 93/17, 94/17 на оплату ремонта муфельной печи.
2.3) два случая (при выборочной проверке) отнесения доходов по средствам ОМС на доходы по платным услугам с дальнейшим расходованием в сумме 117 022,52 руб.:
- уведомлением об уточнении лицевого счета получателя сумма 112 869,75 руб., возвращенная в качестве излишне уплаченного сбора (платы) за негативное воздействие на окружающую среду отнесена с дохода по лицевому счету ОМС на доход по лицевому счету по учету платных услуг (при оплате сбора полностью из средств ОМС);
- оприходование денежных средств, полученных в кассу в качестве возврата средств за обучение сотрудника при его увольнении в сумме 4 152,77 руб., в доход по источнику платные услуги (при оплате обучения полностью из средств ОМС).
2.4) в 2018 году средства ОМС в сумме 37 067,52 руб. перечислены ООО Компании "Бодрость" по акту выполненных работ за декабрь 2014 года, не подтвержденному медицинскими услугами (представленные проверке реестры медицинских услуг не могут служить подтверждением оказанных услуг, так как медицинская помощь оказана раньше, чем заключен договор).
3) В нарушение части 6 статьи 15, статей 20, 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ, Закон об ОМС), пункта 11
Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда - обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332), приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), пунктов 4, 12 Инструкции N 174н, больница необоснованно изменила код финансового обеспечения приобретенного из средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) ТФОМС эндовидеохирургического комплекса стоимостью 3 118 500 руб. с учета средств ОМС на учет по средствам субсидии на выполнение государственного задания.
В акте проверки от 26.03.2019 также отмечено, что средства ОМС в сумме 835 646,83 руб. подлежат возврату в бюджет ТФОМС; БУЗ ВО "ВОКБ" следует уплатить штраф в размере 83 564,68 руб. (10 процентов от суммы нецелевого использования средств, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Больница, считая акт проверки от 26.03.2019 в указанной выше части неправомерным, обратилась в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценил заявленные участниками процесса доводы и правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из пунктов 156, 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС, Правила N 158н) следует, что тарифы рассчитываются в соответствии с Правилами ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданами медицинской помощи на территории Вологодской области на 2017 год (постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 25.01.2017 N 15) и на 2018 год (постановление Правительства Вологодской области от 29.12.2017 N 1201) (далее - программы ОМС), установлено финансовое обеспечение Программ, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, способы ее оплаты.
На основании части 9 статьи 39 Закона N 323-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как отмечалось ранее, в качестве нарушения в пункте 2.1 акта проверки от 26.03.2019 указано на нецелевое использование средств ОМС на расходы, связанные с оказанием скорой медицинской помощи (наземной медицинской эвакуации) граждан Вологодской области по распоряжениям Департамента здравоохранения в размере 42 953,40 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона N 323-ФЗ при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация включает в себя (пункт 5 статьи 35 Закона N 323-ФЗ): санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами; санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - медицинская организация, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи) (пункт 5 Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи").
При этом, исходя из указанных положений Закона N 323-ФЗ, а также пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), пункта 2.3 письма Минздрава России от 26.09.2012 N 14-0/10/2-2564, ФФОМС N 7155/30 "О направлении Методических рекомендаций "Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития", раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Правил осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н, раздела 2 постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 25.01.2017 N 15 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - территориальная программа), письма Минздрава России от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796, суд первой инстанции верно отметил, что потребность застрахованных лиц в услугах скорой медицинской, в том числе скорой специализированной медицинской помощи заключается в необходимости оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Квалифицирующим признаком для необходимости осуществления медицинской эвакуации является угрожающие жизни состояния, целью - спасение жизни и сохранение здоровья, медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Однако в рассматриваемых случаях перевозка (транспортировка) пациентов осуществлялась после завершения лечения в медицинских учреждениях для долечивания в иные медицинские организации (транспортировка граждан Вологодской области в (из) лечебные учреждения г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и обратно в медицинские учреждения Вологодской области), что не соответствует определению медицинской эвакуацией в значении, придаваемом статьей 35 Закона N 323-ФЗ.
Следовательно, необходимость оказания медицинской помощи в экстренной форме отсутствовала, финансирование данного вида услуг не может быть отнесено к расходным обязательствам средств ОМС.
В связи с этим выводы ТФОМС о нецелевом расходовании средств ОМС, направленных на оплату командировочных расходов, топлива в январе 2017 года в сумме 42 953,40 руб. фондом сделаны верно, поскольку спорные случаи не относятся ни к скорой специализированной медицинской помощи, ни к медицинской эвакуации.
Больница не согласна и с содержащимися в пункте 2.1 заключительной части акта проверки выводами о нецелевом характере расходов на выплату заработной платы и повышение квалификации специалистов территориального центра медицины катастроф, финансируемого за счет средств бюджета, в размере 10 000 руб. на выплату заработной платы и 6 500 руб. на повышение квалификации сотрудникам Территориального центра медицины катастроф (далее - ТЦМК). При этом заявитель указал, что платежным поручением от 29.03.2017 N 1345 на общую сумму 2 438 872 руб. перечислена заработная плата сотрудникам учреждения за счет средств ОМС. К данному платежному поручению приложен реестр с персональными данными сотрудников и суммами перечисляемых им денег по форме в соответствии с договорами, заключенными с банками в рамках зарплатных проектов. В данном реестре значится фамилия директора ТЦМК и сумма 5 000 руб., а также фамилия начальника Центра обучения приемам оказания первой медицинской помощи при ДТП ТЦМК в сумме 5000 руб. Отмечает, что ошибка произошла из-за программного сбоя, которая откорректирована в апреле 2017 года путем взаимозачета внутри программы между источниками финансирования путем зачета сумм между сотрудниками учреждения.
Между тем, как верно отметил суд, действующим законодательством не предусмотрена возможность зачета средств ОМС, которые выплачены с нарушением целевого характера и подлежащие выплате по иным основаниям. В связи с этим такой способ не может быть расценен правомерным восстановлением израсходованных нецелевым образом финансовых средств.
С учетом требований части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС. Каждая выплата медицинской организации должна производиться в соответствии с источниками финансирования.
Из Инструкции N 157н, Порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям области и проведения кассовых операций со средствами данных учреждений, установленного приказом Департамента финансов Вологодской области от 18.02.2013 N 83, также следует, что раздельный аналитический учет средств ОМС осуществляется не только в регистрах бухгалтерского учета, но и на разных лицевых счетах, открытых в органах казначейства.
В материалах дела усматривается и больницей не отрицается, что ею для ведения ее деятельности открыты все необходимые лицевые счета для учета средств по каждому из источников финансирования.
Представленные суду бухгалтерские справки и регистры касаются корректировки данных в бухгалтерском учете о начисленной заработной плате и фактических затратах.
Указанная корректировка должна найти свое отражение и в операциях по кассовым выплатам, так как для перечисления заработной платы, начисленной по источнику "бюджет" использован лицевой счет по учету средств ОМС, а перечисленные работникам средства ОМС направлены на их личные нужды.
В соответствии с пунктом 17 приказа Департамента финансов Вологодской области от 18.02.2013 N 83 "Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям области и проведения кассовых операций со средствами данных учреждений" учреждение вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете Учреждения. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации Российской Федерации по операциям учреждение представляет в Областное казначейство Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам по форме согласно приложению 10 к настоящему Порядку.
В пределах финансового года (в 2017 году) указанная форма не составлялась, корректировка органами Казначейства не производилась.
Данные в регистрах бухгалтерского учета о фонде начисленной заработной платы формируются из сумм начисленной заработной платы по каждому работнику. Общую сумму денежных средств, необходимую на заработную плату считают от частного к общему: начисляют по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно. "Взаимозачеты" выплат между работниками и источниками финансового обеспечения, законодательством не предусмотрены.
Следовательно, как правильно отметил суд первой инстанции, средства ОМС в сумме 10 000 руб., направленные на выплату заработной платы двум работникам Центра медицины катастроф, использованы не по целевому назначению и указанные средства подлежат возврату в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Оснований не согласиться с таким выводом суд апелляционной инстанции не усматривает.
Верной является и позиция суда по эпизоду, связанному с нецелевым расходование средств ОМС на оплату в 2017 - 2018 годах трехстороннего контракта от 01.11.2003, заключенному между Департаментом здравоохранения, ГПТП "Фармация" и больницей, по хранению постоянного запаса лекарственных средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на сумму 166 377,64 руб., в связи с тем, что на указанные цели получено государственное задание.
Предметом этого трехстороннего контракта от 01.11.2003 является обязанность по созданию, содержанию, освежению и пополнению резерва (постоянного запаса) медицинских средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий возможных ЧС службой медицины катастроф области на сумму 166 377,64 руб.
При этом его пунктом 1.6 предусмотрено, что пополнение резерва медицинских средств проводится за счет средств, выделяемых в установленном порядке из средств областного бюджета.
Контракт заключен во исполнение приказа Департамента здравоохранения от 31.10.2013 N 530 "О создании постоянного запаса лекарственных средств и медицинского имущества, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий возможных ЧС службой медицины катастроф области и в целях исполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - постановление Правительства N 1340), приказа МЧС и Минздрава России от 03.11.1999 N 394/589 "О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов" (далее - Приказ 394/589), Закона Вологодской области от 01.08.1996 N 319 "О резервах материальных и финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В территориальные программы ОМС на 2017-2018 годы не включены расходы на создание, содержание, освежение и пополнение резерва (постоянного запаса) медицинских средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий возможных ЧС службой медицины катастроф области, что больницей не отрицается.
Напротив, на указанные цели медицинской организацией в 2017-2018 годах выделены бюджетные средства для исполнения государственного задания (наименование работ "Обеспечение готовности к своевременному и эффективному оказанию медицинской помощи, ликвидации эпидемических очагов при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и за рубежом").
Следовательно, средства ОМС в сумме 166 377,64 руб. использованы не по целевому назначению.
БУЗ ВО "ВОКБ" не согласно с позицией фонда и суда первой инстанции по эпизоду, связанному с оплатой услуг по хранению медицинских иммунобиологических лекарственных препаратов, с размещением их в холодильных камерах и обеспечением хранения с соблюдением условий "Холодовой цепи" в размере 56 137,67 руб. (за 2017 год - 24 263,63 руб., за 2018 год - 31 874, 04 руб.) по договорам с МТПП "Фармация".
Расходы по оплате услуг по хранению медицинских иммунобиологических препаратов не входят в территориальную программу медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Однако, в рассматриваемом случае по 13 договорам больницей произведена оплата из средств ОМС.
На основании статьи 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок в рамках подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 2 раздела V Программ на 2017, 2018 годы).
Согласно постановлению Правительства Вологодской области от 28.10.2013 N 1112 "Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области на 2014-2020 годы" (Подпрограмма 1) обеспечение медицинских организаций области медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также организация получения, хранения и отпуска иммунобиологических препаратов предусмотрены за счет бюджетных ассигнований (раздел 3 приложения 1 указанного постановления Правительства Вологодской области).
Кроме того, в разделе 4 приложения 1 постановления Правительства Вологодской области от 28.10.2013 N 1112 "Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области на 2014 - 2020 годы" (Подпрограмма 1), обеспечение медицинских организаций области медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также организация получения, хранения и отпуска иммунобиологических препаратов, предусмотрены за счет бюджетных ассигнований (областного бюджета: в 2017 году - 454 260,2 тыс. рублей, в 2018 году - 763 238,3 тыс. рублей, федерального бюджета: в 2017 году- 2 668,0 тыс. рублей, в 2018 году - 201 896,1 тыс. рублей).
Следовательно, оплата услуг по хранению медицинских иммунобиологических препаратов должны осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 309-ЭС16-3441.
В связи с этим следует признать, что 56 137,67 руб. средств ОМС использованы учреждением не по целевому назначению.
Фондом в ходе проверки также установлено, что больницей израсходованы средства ОМС на приобретение диагностикумов эритроцитарных псевдотуберкулезных сухих на 6 720 руб., оплата которых осуществляется также за счет средств бюджета (при выборочной проверке 1 договора).
Суд, соглашаясь с выводами ТФОМС, правомерно принял во внимание положения Федерального закона от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", Национальной концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, утвержденной 06.11.2011 Главным государственным санитарным врачом РФ, Порядок оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н, СП 3.1.7.2615-10, Методические указания "Эпидемиологический надзор и профилактика псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза" МУ 3.1.1.2438-09 3.1.1. Профилактика инфекционных болезней. Кишечные инфекции. Эпидемиологический надзор и профилактика псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза", утвержденные Роспотребнадзором 22.01.2009.
Отметил, что БУЗ ВО "ВОКБ" не представило доказательств наличия потребности в приобретении диагностикумов эритроцитарных псевдотуберкулезных сухих; в группу организаций, проводящих лабораторные исследования материалов от больных (подозрительных на заболевание) иерсиниозными инфекциями оно не входит, в приобретении диагностикумов эритроцитарных псевдотуберкулезных сухих не нуждалось.
В связи с этим фондом доказано нецелевое расходование БУЗ ВО "ВОКБ" средств ОМС в части приобретения 2 упаковок диагностикумов эритроцитарных псевдотуберкулезных сухих на сумму 6 720 руб. по контракту от 26.11.2018 N 343-18 с ООО "ТехМедСервис".
Оценивая правомерность выводов ТФОМС, связанных с направлением направления средств ОМС в размере 34 546,54 руб. на оплату технического обслуживания оборудования в помещениях, где оказываются платные услуги (бытовые напольные плиты в пансионате в комнатах общежития и кухне) по контрактам от 23.01.2017 N 14-ГЗ с ООО "Вологодское монтажно-наладочное управление" (сумма контракта - 71 000 руб.) оспариваемая сумма - 29 128,20 руб. и 11.04.2018 N 107-18 от с предпринимателем Городишениным А.В. (сумма контракта 48 765,04 руб.) оспариваемая сумма - 5 418,34 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
Как отмечалось ранее, в силу пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
При этом структура тарифов на ОМС, содержащаяся в пункте 1 раздела V Программ на 2017, 2018 годы, не предусматривает использование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен в разделе 8 Правил ОМС.
Согласно пункту 156 Правил ОМС тарифы рассчитываются в соответствии с главой 11 Правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Цели, на которые могут расходоваться средства ОМС, определены Тарифными соглашениями, заключаемыми ежегодно между департаментом здравоохранения Вологодской области, ТФОМС Вологодской области, Вологодским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Вологодской областной общественной организацией "Ассоциацией врачей" и Вологодской областной организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
В рассматриваемом случае Тарифным соглашением предусмотрено право медицинской организации осуществлять расходы, связанные с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Медицинская организация, получающая указанные средства, не вправе самостоятельно изменять направления расходования средств ОМС, в частности, при оказании платных медицинских услуг.
Таким образом, в нарушение Закона N 326-ФЗ, Территориальных программ ОМС, Тарифных соглашений, договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС денежные средства в сумме 34 546,54 руб. на оплату технического обслуживания оборудования, не связанного с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, являются нецелевым использованием средств ОМС.
Оснований не согласиться с таким выводом суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фондом в ходе проверки также установлено, что БУЗ ВО "ВОКБ" оплатило ремонтные работы в помещении, которое не закреплено за медицинской организацией на праве оперативного управления, не находится в ее собственности, не используется на основании договора аренды, безвозмездного пользования и не эксплуатируется в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в сумме 234 665,04 руб. (из них в 2017 году - 234 565,04 руб., 2018 году - 100 руб.).
Как следует из информационной карты к документации об электронном аукционе, размещенной на портале http://zakupki.gov.ru (код закупки 172352502347635250100100040010000244), 31.03.2017 БУЗ ВО "ВОКБ" объявило о начале электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли хозяйственного корпуса, расположенного по адресу: город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 25а. По результатам торгов больницей и ООО "Главэнергостроймонтаж-35" заключен контракт от 03.05.2017 N 136-ГЗ на выполнение работ по текущему ремонту кровли хозяйственного корпуса, расположенного по указанному адресу на сумму 224 665,04 руб.
Из предъявленных в материалы дела контракта, первичных документов, свидетельствующих о выполнении работ по этому контракту, следует, что больницей запланированы и выполнены работы по ремонту кровли хозяйственного корпуса, расположенному по адресу: город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 25а.
Работы по контракту оплачены из средств ОМС, что подтверждается платежными поручениями от 26.09.2017 N 5934, от 09.11.2017 N 6976, от 01.02.2018 N 565.
Вместе с тем, фондом установлено и больницей не оспаривается, что объект с таким адресом на каком-либо праве заявителю не передавался и по указанному адресу БУЗ ВО "ВОКБ" не оказывает медицинские услуги.
Больница последовательно ссылается на допущенную техническую ошибку в части адреса, отмечает, что фактически работы выполнялись по адресу: город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 23.
Данный довод, поддержанный и Департаментом имущественных отношений, не может быть принят.
На основании пункта 158.3 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат, в том числе, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Кроме того, заключение контракта осуществлено в рамках публичных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Место проведения работ по текущему ремонту является существенным условием контракта, которое в силу положений Закона N 44-ФЗ должно быть доведено до неопределенного круга лиц, путем опубликования извещения о проведении закупки. С момента публикации сведений о закупке, для заказчика эти условия являются обязательными, поскольку гарантируют прозрачность, достоверность и открытость проведения закупки и условий, заключаемого контракта.
При этом изменение существенного условия контракта вне предусмотренной Законом N 44-ФЗ публичной процедуры не предусмотрено.
В связи с этим оплату работ на объекте по адресу: город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 23, нельзя признать правомерно осуществленной за счет средств ОМС.
Кроме того, фондом установлено, что БУЗ ВО "ВОКБ" с ООО "Печной центр" 11.04.2017 заключены договоры по ремонту муфельной печи N 93/17 и N 94/17 на общую сумму 10 000 руб., согласно которым, а также локальным сметным расчетам, актам выполненных работ от 19.04.2017 N 1 (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 19.04.2017 N 1 с 11 по 19 апреля 2017 года выполнены работы по усилению фундамента и прочистке дымохода муфельной печи, находящейся в помещении по адресу: город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 25а.
Договоры оплачены из средств ОМС платежными поручениями от 21.06.2017 N 3104, от 21.06.2017 N 3105.
Однако для оплаты средства ОМС в силу сделанных ранее выводов не могли быть использованы.
Кроме того, больница отмечает, что муфельная печь расположена в хозяйственном корпусе и служит для утилизации биологических отходов (плацента, последы), архивов, отходов деревообработки).
Однако, данный довод документально не подтвержден и, кроме того, не может быть принят в силу действительного функционала этой печи и фактического устройства муфельной печи, отраженного в технических справочниках, согласно которым муфельная печь представляет собой устройство для нагрева, которое предназначено для равномерного нагрева различных предметов до определенной температуры. Муфель предохраняет нагреваемый предмет или изделие от контакта с продуктами сгорания топлива, в том числе и различными газами. Перечень функций муфельных печей: нагревание до любых необходимых температур, обжиг керамических и фарфоровых изделий, гомогенизация, высушивание и закалка, плавление, тепловая обработка, окислительное плавление цветных металлов, сжигание до минеральных компонентов.
Таким образом, правового основания для оплаты из средств ОМС также ну больницы не имелось.
В связи с этим является верным вывод фонда об использовании средств ОМС не по целевому назначению.
В ходе проверки ТФОМС установил и отразил в акте проверки, что больница неправомерно отнесла расходы, связанные с оказанием платных услуг, на расходы ОМС; выявил отнесение доходов, полученных по ОМС, на доходы платных услуг в размере 117 022,52 руб. (в 2017 году) на основании уведомления об уточнении источника финансирования в платежном поручении:
Установлено, что больницей в 2015 году с лицевого счета по учету средств ОМС N 008.22.007.1 платежными поручениями от 20.04.2015 N 1046, от 23.07.2015 N 2054 произведена оплата сбора за 1-й и 2-й кварталы 2015 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - Росприроднадзор) на общую сумму 208 773,40 руб.
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.12.2015 по данным Росприроднадзора переплата в пользу БУЗ ВО "ВОКБ" составила 112 869,75 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.01.2017 с Росприроднадзора в пользу больницы взыскано 112 869,75 руб.
Во исполнение этого судебного акта Росприроднадзор 112 869,75 руб. возвратил БУЗ ВО "ВОКБ" как излишне уплаченный сбор (плату) за негативное воздействие на окружающую среду (далее - сбор) на лицевой счет по учету средств ОМС N 008.22.007.1 платежным поручением от 23.05.2017 N 349146.
На основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа от 21.12.2017 N 33 мемориальным ордером от 22.12.2017 N 8506 произведено уточнение лицевого счета получателя средств в платежном поручении 23.05.2017 N 349146.
Денежные средства, поступившие на лицевой счет по учету средств ОМС N 008.22.007.1 (тип средств 08.00.01) в качестве возврата излишне оплаченного сбора в сумме 112 869,75 руб. отнесены на доход по лицевому счету платных услуг N 008.20.007.1 (тип средств 02.01.00).
Представлена бухгалтерская справка от 22.12.2017 N 0000-00269 по "корректировке поступлений на счета бюджетов".
Вместе с тем, как верно отметил суд, излишне уплаченные в предыдущем периоде и возвращенные на лицевой счет по учету средств ОМС суммы сбора не являются доходом медицинской организации.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Порядок нумерации лицевых счетов, открываемых на балансовых счетах, установлен Указанием Банка России от 16.12.2002 N 1222-У.
Суд первой инстанции верно указал, что после взыскания сумм излишне уплаченного сбора они (данные суммы) фактически не меняют своей правовой природы, а продолжают оставаться средствами ОМС, излишне уплаченными Росприроднадзору, поэтому после их возвращения они также подлежат учету как средства ОМС.
В связи с этим не согласиться с выводами фонда по данному эпизоду у суда первой инстанции оснований не имелось.
В ходе проверки выявлено также, что по контракту с БПОУ ВО "Вологодский областной медицинский колледж" от 21.01.2016 N 8-ГЗ больницей произведена оплата за обучение 5 специалистов по циклу "Современные аспекты акушерской помощи в родовспомогательных учреждениях" в сумме 32 500 руб. из средств ОМС (мемориальный ордер от 01.04.2016 N 1066Р), из них за обучение сотрудника родового отделения на сумму 6 500 руб.
Учреждение поясняет, что при направлении на цикл повышения квалификации с сотрудником родового отделения заключено дополнительное соглашение от 14.01.2016 N 6 к трудовому договору от 26.05.2011 N 8247 об обязательствах сторон в связи с прохождением обучения за счет средств работодателя. В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 14.01.2016 N 6, работник после прохождения обучения обязуется проработать не менее 3-х лет.
Сотрудник родового отделения оказывал медицинские услуги по территориальной программе ОМС, повышение квалификации осуществлял для дальнейшей деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи по ОМС, оплата обучения указанного сотрудника осуществлена за счет средств ОМС в сумме 6 500 руб.
При увольнении по собственному желанию, сотрудник возместил оплату за обучение в сумме 4 152,77 руб. (размер исчислен пропорционально фактически не отработанному времени после окончания обучения). При этом 4 152,77 руб. внесены в кассу медицинской организации (ПКО: от 22.03.2017 N 140, от 03.04.2017 N 168).
Поскольку оплата обучения сотрудника осуществлена за счет средств ОМС, то после возврата части данной суммы, она также должна быть оприходована по источнику ОМС, поскольку возврат финансовых средств осуществлялся из первоначальных правоотношений по финансированию учебы.
Однако, в нарушение части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, Указания Банка России от 16.12.2002 N 1222-У, денежные средства оприходованы по источнику платные услуги (журнал проводок по источникам поступления 201.34 за 22.03.2017, отчет кассира за 03.04.2017 лист 60).
В связи с этим больница необоснованно отнесла поступление денежных средств, полученных от возврата средств за обучение в сумме 4 152,77 руб. на доход по платным услугам ("2"), при оплате полной стоимости обучения из средств ОМС ("7").
ТФОМС в ходе проверки установил, что БУЗ ВО "ВОКБ" неправомерно перечислила средства ОМС в сумме 37 067,52 руб ООО Компании "Бодрость" в 2018 году в счет погашения кредиторской задолженности (ОМС), по акту выполненных работ за декабрь 2014 года, не подтвержденному медицинскими услугами.
Основанием проведения платежей послужил договор, заключенный БУЗ ВО "ВОКБ" с ООО Компания "Бодрость" от 19.12.2014 N 534 на оказание амбулаторных медицинских услуг "Гемодиализ" населению города Вологды и Вологодской области общей стоимостью на 92 668,80 руб. (стоимость 1 услуги - 3 088,96 руб., всего 30 услуг).
Кроме того, в рамках договора заказчиком предоставляются расходные материалы комплекты диализаторов с магистралями и фистульными иглами на 72 000 руб.
Срок действия договора - с даты подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств;
Срок оказания услуг - 20.12.2014;
- платежные поручения на оплату договора:
от 04.06.2018 N 3875 на 37 067,52 руб. (за счет средств ОМС);
от 04.06.2018 N 3876 на 55 601,28 руб. (за счет средств платных услуг).
- акт выполненных работ от 12.01.2015 N 19 за декабрь 2014 года, согласно которому оказано 30 услуг на 92 668,80 руб.;
- счет на оплату от 12.01.2015 N 18 на 92 668,80 руб.;
- счет от 13.01.2015 N 12103, выставленный на оплату в СК "СОГАЗ-Мед" на оказанные медицинские услуги на 91 564 064,55 руб.;
- сводная ведомость услуг "АПП факт.услуги", оплачиваемые по утвержденным тарифам за период: 12.2014, согласно которой услуги гемодиализа (амбулаторный прием) составили - 2 727 682,56 руб.;
- расчетная справка для погашения задолженности по договору об оказании медицинских услуг от 19.12.2014 N 534 с расчетом задолженности по источникам финансирования, согласно которому 12 услуг на 37 067,52 руб., 18 услуг на 55 601,28 руб. - за счет средств платных услуг (в бухгалтерском учете вся сумма задолженности по договору числилась по ОМС);
- акт сверки расчетов с поставщиком за период: январь 2015- декабрь 2018.
Копия реестра содержит сведения об оказанной медицинской помощи 2-м пациентам по 18 посещениям в поликлинике врачом-нефрологом (гемодиализ) (N 18.0) в даты: 01.12.2014, 03.12.2014, 05.12.2014, 08.12.2014, 10.12.2014, 12.12.2014, 15.12.2014, 17.12.2014, 19.12.2014. Данная медицинская помощь оплачена из средств платных услуг.
Согласно реестру помощь оказана раньше, чем заключен договор и не в период его действия: 03.12.2014, 05.12.2014, 08.12.2014, 10.12.2014, 12.12.2014, 15.12.2014, 17.12.2014, 19.12.2014. Таким образом, представленный реестр не может служить подтверждением оказания услуг по договору от 19.12.2014 N 534.
Представленный проверке счет от 13.01.2015 N 12103 на оплату услуг по гемодиализу в сумме 2 727 682,56 руб. за декабрь 2014 года, предъявленный БУЗ ВО "ВОКБ" в январе 2015 года, оплачен страховой медицинской организацией.
При этом, по сведениям фонда, объемы медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2014 год по услугам гемодиализа выделены и ООО "Компании "Бодрость" и БУЗ ВО "ВОКБ", счета на оплату предъявлялись в страховую медицинскую организацию и БУЗ ВО "ВОКБ" и ООО "Компанией "Бодрость", средства поступали на расчетные счета каждой из организаций.
Из представленного к акту выполненных работ от 12.01.2015 следует, что два человека из реестра Барышинская (согласно другому реестру Барышенская) Ирина Анатольевна и Винченко Юрий Владимирович имеют одинаковую дату рождения - 09.01.1978, при этом в том же реестре Винченко Юрий Владимирович имеет две даты рождения: 09.01.1978 и 17.03.1983.
Данные факты не позволяют идентифицировать пациентов, следовательно, указанный документ не может являться безусловным доказательством оказанных услуг. То обстоятельство, что двое граждан получили медицинскую услугу - гемодиализ в декабре 2014 года 18 раз, также исключает получение ими такого количества процедур в один день - 20.12.2014.
Отсутствие сведений об уточнении или изменении реестра, или документов, служащих подтверждением исправления ошибок в настоящем реестре в адрес БУЗ ВО "ВОКБ" от ООО Компании "Бодрость" ни до, ни после 15.01.2015 не поступало, что также ставит под сомнение факт того, что 20.12.2014 за медицинской услугой гемодиализ в ООО Компания "Бодрость" пациенты обращались.
БУЗ ВО "ВОКБ" 13.01.2015 в адрес ОАО Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Вологодский филиал выставлен счет N 12103 на оплату оказанных медицинских услуг в декабре 2014 года в сумме 91 564 064,55 руб.;
Согласно сводной ведомости "АПП фактические услуги" стоимость услуг гемодиализа (амбулаторный прием), оплачиваемых по утвержденным тарифам за декабрь 2014 года составила - 2 727 682,56 руб.;
Представленный проверке счет от 13.01.2015 N 12103 на оплату услуг по гемодиализу в сумме 91 564 064,55 руб. за декабрь 2014 года, предъявленный БУЗ ВО "ВОКБ" в январе 2015 года, оплачен страховой медицинской организацией в установленный Законом N 326-ФЗ срок.
Копия реестра оказанной медицинской помощи в виде гемодиализа двум пациентам по 18 посещениям в даты: 01.12.2014, 03.12.2014, 05.12.2014, 08.12.2014, 10.12.2014, 12.12.2014, 15.12.2014, 17.12.2014, 19.12.2014 в поликлинике БУЗ ВО "ВОКБ", представленная врачом-нефрологом, исключает проведение им сеансов гемодиализа в те же даты в ООО "Компанией "Бодрость", поскольку фамилии пациентов и даты посещения ими врача - нефролога в поликлинике БУЗ ВО "ВОКБ" частично совпадают с реестром пациентов, являющимся приложением к акту выполненных работ ООО Компанией "Бодрость" от 12.01.2015 N 19.
Данная медицинская помощь пациентам Винченко Ю.В. и Барышенской (Барышинской) И.А. оплачена из средств платных услуг.
Таким образом, представленный реестр нивелирует обязательства БУЗ ВО "ВОКБ" по договору от 19.12.2014 N 534.
Обязательства БУЗ ВО "ВОКБ" перед ООО "Компанией "Бодрость" в сумме 37 067,52 руб. за декабрь 2014 года не подтверждены первичными документами (реестрами). Средства, направленные в 2018 году на их погашение, использованы не по целевому назначению.
Следовательно, обозначенные фондом средства ОМС подлежат возврату в бюджет ТФОМС в силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется нормированный страховой запас (НСЗ). Размер и цели использования средств НСЗ ФОМС устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств НСЗ ФОМС устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2010 N 1229н "Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
Приказом ФОМС обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 утвержден порядок использования средств НСЗ территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил N 332 они определяют порядок и условия использования медицинскими организациями НСЗ территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ мероприятий по: а) организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации; б) приобретению медицинского оборудования; в) проведению ремонта медицинского оборудования.
Пунктом 4 Правил N 332 установлены обязательные условия использования медицинскими организациями средств финансового обеспечения НСЗ по реализации мероприятий, связанных с повышением квалификации медицинского персонала, приобретением и ремонтом медицинского оборудования:
- наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Закона N 326-ФЗ договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на текущий финансовый год;
- включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (далее - уполномоченный орган). Отметим, что критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.
Помимо общих условий, предусмотренных пунктом 4 Правил N 332, по каждому виду расходов (повышение квалификации, приобретение медицинского оборудования и его ремонт) установлены дополнительные условия.
Средства НСЗ территориального фонда для финансового обеспечения указанных мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных указанными Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 N 354н "Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", между БУЗ ВО "ВОКБ" и ТФОМС 25.09.2017 заключено соответствующее Соглашение территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования (далее - Соглашение).
На основании этого Соглашения больница получила средства НСЗ фонда для финансового обеспечения мероприятии по приобретению медицинского оборудования, эндовидеохирургического комплекса с принадлежностями (далее - Комплекс) на общую сумму 3 118 500 руб. по контракту от 30.07.2017 N 284-гз с ООО "Интер-Фарм".
Оплата произведена за счет средств нормированного страхового запаса с лицевого счета по учету средств ОМС платежным поручением от 06.10.2017 N 6158.
Комплекс получен, введен в эксплуатацию, по состоянию на 22.03.2019 находится в Операционном блоке N 1 (операционная N 5), поставлен на учет на счет 101.34 КОСГУ "Основные средства, иное движимое имущество учреждения" по коду финансового обеспечения деятельности "7" - средства по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов составленной на 31.12.2017 N 1101037322, Комплексу присвоен инвентарный номер 1101036813 по коду финансового обеспечения деятельности "7" - средства по обязательному медицинскому страхованию.
По инициативе БУЗ ВО "ВОКБ" (письмо от 10.04.2018 N 961) с согласия Департамента здравоохранения от 05.07.2018 N 3-2-11/439 распоряжением Департамента имущественных отношений от 28.08.2018 N 2150-р Комплекс закреплен в составе особо ценного движимого имущества.
На основании вышеуказанного распоряжения Департамента имущественных отношений больницей в бухгалтерском учете Комплекс переведен со счета 101.34 КОСГУ из категории "иное движимое имущество" на счет 101.24 КОСГУ "Основные средства - особо ценное движимое имущество" по коду финансового обеспечения деятельности "7" - средства по обязательному медицинскому страхованию (бухгалтерская справка от 28.08.2018 N 0000-000792).
На основании данных бухгалтерского учета установлено, что по состоянию на 01.01.2019 Комплекс в регистрах бухгалтерского учета по учету средств ОМС не значится.
Бухгалтерские справки на изменение источника финансового обеспечения от 31.12.2018 о произведенных записях в бухгалтерском учете и выбытии не подтверждены первичными (сводными) учетными документами, предусмотренными пунктом 48 Инструкции N 157н.
На основании бухгалтерских справок от 31.12.2018 N 0000-001192, N 0000-001193 произведено изменение кода финансового обеспечения деятельности, за счет которого был приобретен Комплекс, а именно:
со счета 101.24 КОСГУ по коду финансового обеспечения деятельности "7" - средства по обязательному медицинскому страхованию
на счет 101.24 КОСГУ по коду финансового обеспечения деятельности "4" - субсидии на выполнение государственного задания).
Под особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ) понимается имущество, без которого уставная деятельность бюджетного учреждения будет существенно затруднена (пункт 11 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Порядок отнесения к категории ОЦДИ, а также виды и перечни такого имущества устанавливаются учредителями с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (далее - Постановление N 538), которым предусмотрены общие критерии отнесения имущества к особо ценному.
Определение перечня особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений, согласно пункту 3 Постановления N 538, является исключительным полномочием органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Постановление N 538 не содержит ограничений по включению имущества, в отношении финансового источника его приобретения, в перечень особо ценного движимого имущества.
При этом согласно статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация использует средства НСЗ территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства нормированного страхового запаса ТФОМС предоставляются на цели, предусмотренные в статье 26 Закона N 326-ФЗ.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Пунктом 11 Правил N 332 предусмотрено ведение медицинской организацией раздельного аналитического учета средств для финансового обеспечения мероприятий.
Одним из способов организации аналитического учета в бюджетных учреждениях является обособленный учет операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового) обеспечения. Его применение позволяет обеспечить раздельный учет активов и обязательств с учетом требований нормативных правовых актов.
Подпунктом "д" пункта 9 Соглашения установлено, что медицинская организация обязуется вести раздельный аналитический учет средств для финансового обеспечения мероприятий;
Пунктом 21 Инструкции N 157 предусмотрено применение кодов вида финансового обеспечения (деятельности), средства по обязательному медицинскому страхованию, которые отражаются по коду финансового обеспечения деятельности - "7".
Соответственно, в учете медицинской организации появляется особо ценное имущество на счетах учета нефинансовых активов с кодом вида финансового обеспечения "7".
В Инструкции N 174н не предусмотрена корреспонденция счетов бухгалтерского учета при переводе имущества между источниками финансового обеспечения (с источника средств "7" на "4").
Пунктом 12 Инструкции N 174н определены основания выбытия основных средств.
При отсутствии корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции (пункт 4 Инструкции N 174н).
В рассматриваемом случае больницей не представлено согласование с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета, органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя в части, не противоречащей Инструкции N 174н.
Нефинансовые активы учитываются с указанием кода того финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они приобретены.
Таким образом, у больницы отсутствовали основания для перевода имущества, приобретенного по КФО "7" - средства по ОМС, на код вида финансового обеспечения "4" - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, следовательно, в нарушение части 6 статьи 15, статей 20, 26 Закона N 326-ФЗ, пункта 11 Правил N 332, пункта 48 Инструкции N 157н, пунктов 4, 12 Инструкции N 174н она необоснованно изменила код финансового обеспечения приобретенного оборудования с учета средств ОМС на учет по средствам субсидий на выполнение государственного задания.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал больнице в признании недействительным акта ТФОМС от 26.04.2019 в части признания нецелевым использованием денежных средств и восстановления в бюджет территориального фонда средств в сумме 705 490 руб. 33 коп., уплаты штрафа - 70 549 руб. 03 коп., в части внесения изменений в регистры бухгалтерского учета по коду финансового обеспечения и поставке на учет по средствам обязательного медицинского страхования приобретенного из средств НСЗ Территориального фонда обязательного медицинского страхования, эндовидеохирургического комплекса стоимостью 3 118 500 руб.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Вологодской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные учреждением аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2021 года по делу N А13-7886/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7886/2019
Истец: БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области
Третье лицо: Аполлонов Сергей Николаевич, Департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, ООО "Главэнергостроймонтаж-35", ООО "Центр лазерной коррекции зрения", Скороходов Алексей Викентьевич, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд