г. Киров |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А17-3624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя АО "Водоканал" - Балакиной О.О., действующей на основании доверенности от 29.10.2019,
представителей Инспекции - Маловой А.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021, Кляузова И.А., действующего на основании доверенности от 11.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.02.2021 по делу N А17-3624/2019,
по заявлению акционерного общества "Водоканал" (ИНН: 3702597104, ОГРН: 1093702022754)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (ИНН: 3728012590, ОГРН: 1043700251088)
о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - АО "Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 19.02.2019 N 16-9 в части доначисления земельного налога в размере 3 101 004 рублей, а также соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.02.2021 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Водоканал" с принятым решение суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.02.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что им обоснованно применена ставка земельного налога в размере 0,1% в отношении спорных земельных участков, поскольку на них расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые участвуют в процессе производства и предоставления услуг коммунального характера и необходимы для обеспечения жизнедеятельности населенного пункта, эксплуатации жилищного фонда Ивановской области. Кроме того, Общество считает, что вид разрешенного использования, спорных участков указанный в документах кадастрового учета не имеет правового значения, так как государственный кадастр отображает сведения о виде разрешенного использования конкретного участка, но не устанавливает их. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, куда явились представители Инспекции и Общества.
В судебном заседании представитель АО "Водоканал" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представители Инспекции указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка в отношении АО "Водоканал" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016. В ходе проверки, среди прочих нарушений, налоговый орган пришел к выводу о занижении земельного налога за проверяемый период, в связи с неверным применением ставки налога в размере 0,1%, так как налогоплательщиком не доказан факт использования объектов недвижимости находящихся на спорных земельных участках исключительно для нужд жилищно-коммунального комплекса.
Результаты проверки отражены в акте от 01.10.2018 N 16-51.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение от 19.02.2019 N 16-9 о привлечении АО "Водоканал" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДС, налога на прибыль, земельного налога в общем размере 83 597 рублей 95 копеек (с учетом смягчающих вину обстоятельств штраф снижен в 8 раз). Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогам в общем размере 3 398 249 рублей и 1 108 404 рубля 08 копеек пени (т. 1 л.д. 13-24).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 26.04.2019 N 12-16/04739 решение Инспекции от 19.02.2019 N 16-9 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 28-30).
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления земельного налога, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ивановской области, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 387, 394 НК РФ, статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 24 статьи 1, статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, решением Ивановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 "О земельном налоге", и пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления Обществом земельного налога исходя из ставки 0,1%.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 решения Ивановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 "О земельном налоге" установлены налоговые ставки по видам разрешенного использования земельного участка в следующих размерах:
1) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых:
- общежитиями и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства);
4) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу положений статей 30, 32, 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с пунктом 24 статьи 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-. тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-. тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, к объектам жилищно-коммунального хозяйства относит объекты, используемые в сфере водоснабжения, указанные по кодам:
4527363 Сооружение головное водозаборное
4527371 Сооружение очистное водоснабжения
4527372 Канализация
4527373 Станция насосная канализационная
4527374 Сооружение обработки осадка
4527375 Сооружение очистное канализации
4527376 Сооружение доочистки сточных вод
4527377 Станция насосная канализационная
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182, пониженная ставка земельного налога является по своей сути налоговой льготой, а поэтому наличие оснований для ее применения должен обосновать сам налогоплательщик.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период Общество имело на праве собственности 5 земельных участков с кадастровыми номерами: 37:24:010323:68, 37:24:010323:12, 37:24:020501:9, 37:24:020729:30, 37:24:020160:1, что подтверждается свидетельствами о праве собственности (т. 2 л.д. 42-46).
Согласно данным ЕГРН земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования (т. 2 л.д. 53-128):
- 37:24:010323:68 - разрешенное использование данного земельного участка - производственная база.
На данном земельном участке находятся следующие недвижимые объекты: здание административное со столовой, склад ГСМ, пристройка к ремонтно-механической мастерской, проходная, узел учета тепловой энергии, трансформаторная подстанция, склад, механическая мастерская, бытовой корпус, гараж с пристройками.
- 37:24:010323:12 - разрешенное использование данного земельного участка - производственная база.
На данном земельном участке находятся следующие недвижимые объекты: деревообрабатывающий цех, модуль, деревообрабатывающий цех и административное здание.
- 37:24:020501:9 - разрешенное использование данного земельного участка - прирельсовая разгрузочная площадка.
Недвижимые объекты на участке отсутствуют.
- 37:24:020729:30 - разрешенное использование данного земельного участка - для складов и гаражей.
На данном земельном участке находятся следующие недвижимые объекты: здание котельной и здание центрального склада.
-37:24:020160:1 - разрешенное использование данного земельного участка - гараж на три автомашины.
На данном земельном участке находятся следующие недвижимые объекты: гараж и материальный склад.
По требованию налогового органа от 03.12.2018 Общество представило договор от 10.09.2012 N 495-09/12 заключенный с МП "Ивгортеплоэнерго" на поставку покупателю (МП "Ивгортеплоэнерго") тепловой энергии (мощности) и теплоносителя на границу балансовой принадлежности тепловых сетей, которой является стена здания котельной, расположенной по адресу: г. Иваново, м.Авдотьино. ул. 1-я Водопроводная. 47А (т. 4 л.д 40-58).
Согласно приложению N 4 к договору установлен перечень объектов теплопотребления потребителей покупателя: жилой дом ул. 1-я Водопроводная, 90а, жилой дом ул. 1 -я Водопроводная, 90, жилой дом ул. 1-я Водопроводная, 74, жилой дом ул. 1-я Водопроводная, 80, жилой дом ул. Революционная, 99, жилой дом ул. Революционная, 101.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки не имеют вида разрешенного использования, связанного с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Фактически указанные объекты отнесены к разрешенному виду использования: производственная база, прирельсовая разгрузочная площадка, для складов и гаражей.
При этом судом первой инстанции учтено, что на земельном участке с кадастровым номером 37:24:020729:30 расположены не только котельная, но и здание центрального склада, котельная отапливает не только жилые дома, но и производственные помещения, вид разрешенного использования данного земельного участка - для складов и гаражей. Кроме того, в отношении котельной Обществом представлены документы, свидетельствующие о поставке покупателю (МП "Ивгортеплоэнерго") тепловой энергии (мощности) на границу балансовой стоимости тепловых сетей, которой является стена здания котельной, расположенной по адресу: г. Иваново, ул.1-я Водопроводная, д.47А. Следовательно, Общество напрямую не оказывает населению жилищно-коммунальные услуги по теплоснабжению с использованием котельной.
При этом выделение из сооружений, находящихся на территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020729:30 котельной, относящейся к инженерной инфраструктуре ЖКХ, Общество не производило; самостоятельный земельный участок под указанным объектом не формировало.
Доказательства того, что объекты коммунального хозяйства Общества, расположенные на спорных земельных участках, использовались в проверяемых периодах исключительно для оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, налогоплательщиком не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что основания для применения льготной налоговой ставки в отношении спорных земельных участков отсутствуют.
Довод Общества о том, что вид разрешенного использования, спорных участков указанный в документах кадастрового учета не имеет правового значения, отклоняется апелляционным судом, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Общество владеет на праве собственности и фактически использует в своей деятельности объекты, используемые в производственной деятельности, а не объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Ссылка АО "Водоканал" на необходимость применения пункта 7 статьи 3 НК РФ, отклоняется апелляционным судом, так как никаких сомнений, противоречий и неясностей нормы налогового законодательства, примененные судом первой инстанции, не содержат.
Ссылки Общества на судебную практику отклоняются судом апелляционной инстанции, так как названные им судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 19.02.2019 N 16-9 в оспариваемой части.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 09.02.2021 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.02.2021 по делу N А17-3624/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3624/2019
Истец: АО "Водоканал"
Ответчик: ИФНС по г.Иваново
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области, Балакина Ольга Олеговна, Второй Арбитражный Апелляционный суд