г. Саратов |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А06-4958/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Волковой Т. В., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2021 года по делу N А06-4958/2020,
по исковому заявлению агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Квартал+"
о взыскании штрафа в размере 68 500 руб. по государственному контракту N 0125500000219000707 от 17.12.2019,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее - истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Квартал+" (далее - ООО "Квартал+", ответчик) с исковым заявлением о взыскании штрафа в размере 68 500 руб. по государственному контракту N 0125500000219000707 от 17.12.2019.
Решением Арбитражного суда Астраханской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 07.11.2019 было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки по государственному контракту N 0125500000219000707 от 17.12.2019 на приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья, расположенного на территории муниципального образования "Город Астрахань" в государственную собственность Астраханской области в целях формирования специализированного жилищного фонда Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.
В указанном извещении предусмотрены сроки поставки товара не позднее 18.12.2019.
Согласно протоколу рассмотрения заявки от 25.11.2019 единственного участника вышеуказанного электронного аукциона было принято решение о заключении государственного контракта с единственным участником электронного аукциона - ООО "КВАРТАЛ+".
17.12.2019 между Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области (заказчик) и ООО "Квартал+" (поставщик) по итогам электронного аукциона был заключен государственный контракт N 0125500000219000707.
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется передать в государственную собственность Астраханской области жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования "Город Астрахань" в целях формирования специализированного жилищного фонда Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), а заказчик обязуется принять жилое помещение надлежащего качества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В спецификации указано жилое помещение, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Энергетическая, д. 5, корпус 2, кв.32.
Пунктом 2.1 предусмотрена цена контракта, которая составляет 1 369 999,95 руб., НДС не облагается на основании подпункта 22 пункта 3 статьи 49 НК РФ.
В пункте 4.1. раздела 4 государственного контракта закреплено, что поставка жилого помещения поставщиком заказчику осуществляется по акту приёма-передачи, направленному поставщиком в срок не позднее 18.12.2019.
Согласно пункту 4.2 контракта на момент подписания Контракта окончательный срок является исходным для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков поставки.
В соответствии с пунктом 9.1. контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9.6 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 9.7. предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно пункту 9.8 контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном Правилами, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии с пунктом 9.9. контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа, устанавливается в порядке, установленном Правилами: 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. руб. и составляет: 137 000 руб.
Контракт вступает в силу с даты размещения в единой информационной системе контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона и предоставления таким победителем обеспечения исполнения Контракта и подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и действует до 31.12.2019 (пункт 10.1).
Обеспечение исполнение государственного контракта N 0125500000219000707 от 17.12.2019 осуществлено предоставлением банковской гарантии N 1506465 от 16.12.2019 в размере 68 500 рублей согласно пункту 7.1. контракта.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в установленный государственным контрактом срок акт приёма-передачи жилого помещения поставщиком не направлен, жилое помещение не поставлено.
Платежным поручением N 506465 от 28.01.2020 (обеспечение банковской гарантии) денежные средства в размере 68 500 руб. перечислены в бюджет Астраханской области с указанием в назначении платежа - неисполнение обязательств по контракту N 0125500000219000707 от 17.12.2019.
В связи с неисполнением поставщиком своих обязательств по государственному контракту заказчик 24.12.2019 реализовал своё право на односторонний отказ от исполнения государственного контракта, предусмотренное пунктами 3.4.3. и 11.8. государственного контракта.
Агентство 10.03.2020 направило поставщику претензию N М-101447/2/2 от 04.03.2020 с требованием об уплате штрафа в размере 68 500 руб., предусмотренного пунктом 9.9. государственного контракта (л.д. 12-13).
Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассматривая требование истца, установил, что ответчиком не произведена поставка жилого помещения в соответствии с условиями контракта в сроки, установленные разделом 4 Контракта.
Данное обстоятельство, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о допущенной ответчиком просрочки исполнения обязательства, что в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и заключенного контракта влечет наступление ответственности в виде пени, поскольку штраф подлежит начислению за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а потому оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в виде взыскания штрафа в сумме 68 500 рублей не имеется.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, регулирует Закон о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Аналогичные положения содержатся также в пункте 9.8 заключенного сторонами контракта N 0125500000219000707 от 17.12.2019.
В соответствии с пунктом 36 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
Как следует из материалов дела ответчик не исполнил свои обязательства в соответствии с условиями контракта в сроки, установленные разделом 4 контракта.
В связи с неисполнением поставщиком своих обязательств по государственному контракту заказчик 24.12.2019 реализовал своё право на односторонний отказ от исполнения государственного контракта, предусмотренное пунктами 3.4.3. и 11.8. государственного контракта.
Решением УФАС по Астраханской области по делу N РНП-30-24-2020 от 26.02.2010 г. (том 1 л.д.60-62) установлено, что контракт N 0125500000219000707 от 17.12.2019 расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке в связи с неисполнением обществом своих обязательств по контракту, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 18.02.2020 г., что явилось основанием для включения сведений об ООО "КВАРТАЛ+" в реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что ответчиком поставка товара в рамках контракта осуществлена не была, что свидетельствует о неисполнении государственного (муниципального) контракта, требование истца о взыскании с ответчика штрафа в виде фиксированной суммы в размере 68 500 рублей на основании пункта 9.8 контракта заявлено правомерно и подлежит удовлетворению. В свою очередь неустойка за просрочку поставки, может быть начислена до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения.
В связи с чем вывод суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права является ошибочным.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований о взыскании штрафа.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 марта 2021 года по делу N А06-4958/2020 отменить.
Исковые требования Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал+" (ИНН 6440032935, ОГРН 1166451061094) в пользу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (ИНН 3015086479, ОГРН 1093015001375) штраф в размере 68 500 рублей по государственному контракту N 0125500000219000707 от 17.12.2019.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал+" (ИНН 6440032935, ОГРН 1166451061094) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 2 740 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал+" (ИНН 6440032935, ОГРН 1166451061094) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4958/2020
Истец: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области
Ответчик: ООО "Квартал+"