г. Москва |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А41-56666/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевым Н.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования МО на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2021 г. по делу N А41-56666/20, принятое судьей Таранец Ю.С., по заявлению ТСН ЛПХ "Росинка" (ИНН 5017032803, ОГРН 1035003054492) к Министерству экологии и природопользования МО (ИНН 5018061444, ОГРН 1025002042009) о признании права требования о предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ТСН ЛПХ "Росинка" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - министерство) с требованиями, исходя из принятого судом уточнения требований:
- признать незаконным решение министерства от 25.03.2020 N Р001-4701567716- 32086240;
- обязать министерство предоставить товариществу государственную услугу, согласно заявлению от 20.12.2019 N Р001-4701567716-32086240.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.03.2021 по делу N А41-56666/20 исковые требования ТСН ЛПХ "Росинка" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, министерство обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
26.04.2021 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Министерства экологии и природопользования МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ТСН ЛПХ "Росинка" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 19.2 Закона "О недрах" предусмотрено, что садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество (далее для целей настоящей статьи - товарищество) имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ.
Добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения товариществ осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.
Как следует из материалов, товарищество 20.12.2019 обратилось в министерство с заявлением N Р001-470156.771б-32086240 о предоставлении права пользования участком недр местного значения, оформлением и государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Полученным 28.05.2020 решением министерства от 25.03.2020 N Р001-4701567716- 32086240 товариществу отказано в предоставлении государственной услуги, в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что Законом о недрах упрощенный порядок предоставления права пользования участком недр местного значения предусмотрен только для СНТ и ОНТ, товарищество (ТСН ЛПХ "Росинка") не соответствует перечню организаций, на которых распространяется упрощенный порядок.
В абзаце 5 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (регулирующего до 31.12.2018 отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд) под садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социальнохозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
С 01.01.2019 вступил в действие Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), статьей 54 которого предусмотрены переходные положения:
- реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
- со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 - 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах.
- учредительные документы, а также наименования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьями 1 - 28 настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 1 - 28 настоящего Федерального закона действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
- изменения наименований организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в связи с их приведением в соответствие со статьями 1 - 28 настоящего Федерального закона не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.
Как верно отмечено судом первой инстанции, выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что ТСН ЛПХ "Росинка" осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Данные виды деятельности сопоставимы с целями создания садоводческих объединений по смыслу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ и Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ, поскольку служат для удовлетворения потребностей членов товарищества.
Судом первой инстанции установлено, что уставом ТСН ЛПХ "Росинка" также подтверждается, что основными целями товарищества является создание благоприятных условий для ведения личного подсобного хозяйства на территории товарищества (обеспечение электрической энергией, водой, газом, вывоз твердых коммунальных отходов, благоустройства и охраны территории товарищества, обеспечение пожарной безопасности территории и другое)товарищество.
Таким образом, с учетом названных положений законодательства регулирующих отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, и определяющих особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества суд полагает, что в установленных конкретных обстоятельствах положения статьи 19.2 Закона о недрах могут быть применены к заявителю.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги министерство также сослалось на то, что товарищество в заявлении о предоставлении государственной услуги указало неправильный фактический адрес, не представило документы, указанные в приложении 29 к Административному регламенту, утвержденного распоряжение Минэкологии МО от 31.05.2019 N 352-РМ, а именно:
- справка об остатке денежных средств на банковском счете заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления;
- договор займа, и (или) кредитный договор, и (или) договор поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств;
- перечень технических средств по форме согласно приложению 40 к Административному регламенту;
- документы, подтверждающие возможность добычи подземных вод в случае, если предполагаемый объем добычи составляет не более 100 кубических метров в сутки - обоснование возможности добычи подземных вод в заявленном объеме на участке недр, испрашиваемом в пользование;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Вместе с тем согласно абзацу 3 статьи 19.2 Закона о недрах добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ в предоставлении государственной услуги по заявлению ТСН ЛПХ "Росинка" не соответствует закону, и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что действие положений статьи 19.2 Закона РФ "О недрах.) предусматривающей упрощенный порядок добычи подземных вод СНТ, ОНТ не распространяется на добычу подземных вод ТСН ЛПХ "Росинка" по следующим основаниям.
Согласно требований статьи 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" - "Садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество (далее для целей настоящей статьи - товарищество) имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ.
Под использованием подземных вод для питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ для целей настоящего Закона понимается их использование товариществами и правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в целях ведения садоводства или огородничества и создания для этого благоприятных условий, а также обеспечения освоения земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр".
В силу требований пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - "Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости".
Исходя из уставных целей и задач ТСН ЛПХ "Росинка", а также видов деятельности ТСН ЛПХ "Росинка" указанных в ЕГРЮЛ, Истец осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что сопоставимо с целями создания садоводческих объединений согласно положений абзаца 5 статьи 1, части 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также статьи 54, вступившего в законную силу с 1 января 2019 года, Федерального закона РФ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым так же отметить, что ссылка заявителя жалобы на то, что законодатель прямо определил круг субъектов правоотношений, на деятельность которых по добыче подземных вод распространяется упрощенный порядок, не опровергает возможности применения к спорным правоотношениям требований статьи 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", исходя из существа возникновения и осуществления ТСН ЛПХ "Росинка" своей деятельности.
Деятельность ТСН ЛПХ "Росинка" регулируется требованиями Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217- ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что как следствие дает основание истцу заявлять о распространении на него требований статьи 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах" позволяющих в упрощенном порядке получать государственную услугу о предоставлении права пользования участком недр местного значения и оформлением, государственной регистрации и выдаче лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2021 года по делу N А41-56666/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56666/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ "РОСИНКА", ТСН ЛПХ "Росинка"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования МО
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области