г. Чита |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А78-10067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Юдина С.И., Бушуевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 февраля 2021 года по делу N А78-10067/2020 по исковому заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 40" о взыскании 7 305,66 рублей,
при участии в судебном заседании представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 40" - Абраменковой Е.А. по доверенности от 01.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 40" о взыскании ущерба в размере 7 305,66 рублей, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что к моменту принятия распоряжения о перерасчете размера пенсии пенсионный фонд располагал достоверными сведениями о работе указанного лица и имел возможность предотвратить индексацию размера пенсии является ошибочным. Факт представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за последующие месяцы не свидетельствует о необоснованности выплаты органом ПФР пенсии в повышенном размере.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика просила решение суда оставить без изменения.
Истец явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с заявленными требованиями истец указал, что ответчик, являясь страхователем в соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001, N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", несвоевременно представил сведения в отношении Забаровского А.Ф. за октябрь 2016 года по форме СЗВ-М (дополняющая).
Указывая, что несвоевременное предоставление страхователем отчета по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года о работающем пенсионере повлекло причинение ущерба бюджету фонда в виде неправомерно выплаченных застрахованному лицу сумм, истец направил в адрес ответчика претензию N 3040 от 20.05.2020 о возмещении излишне выплаченной пенсии.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке истребованные денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда. В силу пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании части 3 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 1 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях" юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 закона N 400-ФЗ).
УПФР в г. Чите в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена и выплачивается страховая пенсия застрахованному лицу Забаровскому А.Ф.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N40" является страхователем по обязательном пенсионному страхованию.
Сведения о каждом работающем у него застрахованном лице подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за октябрь 2016 года - не позднее 15 ноября 2016 года.
Ответчиком сведения по форме СЗВ-М (исходная) в отношении указанного застрахованного лица, являющегося получателем пенсии, за октябрь 2016 года были представлены несвоевременно - 18.12.2017.
При этом истец указывает, что решение об индексации размера пенсии указанному пенсионеру было принято 01.01.2017, и в этот же день осуществлена выплата пенсии с учетом индексаций и котировок.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях").
Как следует из материалов дела (т. 2. л.д. 1-10) и не оспаривается истцом, сведения в отношении застрахованного лица Забаровского А.Ф. в последующие периоды 2016 года представлялись ответчиком в установленный срок.
Внесение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведений по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, представленных страхователем с соблюдением установленного законом срока, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение месяца со дня их получения, то есть сведения, представленные за ноябрь 2016 года, должны быть внесены в декабре 2016 года.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях").
В пункте 4 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях"), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
С учетом изложенного, Пенсионный фонд, осуществляющий контрольные функции в отношении страхователя, получив сведения по форме СЗВ-М в декабре 2016 года, при неполучении от страхователя достоверных сведений за октябрь 2016 года по форме СЗВ-М, должен был в разумный срок направить страхователю требование о предоставлении отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающему пенсионеру. То есть Пенсионный фонд уже в декабре 2016 года должен был принять решение о наличии либо отсутствии оснований для принятия решения об индексации пенсии, как это указано в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" и пунктах 86, 88 и 90 Правил N 885н.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на дату вынесения решения о выплате пенсии (с учетом индексации) Пенсионный фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом, что излишняя выплата была осуществлена исключительно по вине ответчика, а соответственно не доказал наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18.02.2021 по делу N А78-10067/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10067/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧИТЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МБОУ СОШ N 40