город Томск |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А27-116/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу ЮжноСибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-3227/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.03.2021 по делу N А27-116/2021 рассмотренное в порядке упрощенного производства по исковому заявлению ЮжноСибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) к обществу с ограниченной ответственностью "ТайгаЭнергоСервис", город Прокопьевск Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1184205004411, ИНН 4205366290) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сумме 24 991,92 руб., пени в сумме 2989,45 руб., за 2019 год в сумме 68 967,62 руб., пени в сумме 2304,09 руб., всего 99 253,08 руб.,
без участия лиц, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
ЮжноСибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово (Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТайгаЭнергоСервис", город Прокопьевск Кемеровской областиКузбасса (ООО "ТЭС", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сумме 24 991,92 руб., пени в сумме 2989,45 руб., о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в сумме 68 967,62 руб., пени в сумме 2304,09 руб., всего 99 253,08 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 31.03.2021 исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "ТайгаЭнергоСервис", город Прокопьевск Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1184205004411, ИНН 4205366290, дата регистрации 01.03.2018) взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 24 991,92 руб. и пени в размере 2000,39 руб. за период с 02.03.2019 по 16.09.2020; задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 68 967,62 руб. и пени в размере 1934,54 руб. за период с 03.03.2020 по 16.09.2020, всего - 97 894, 47 руб., а также пени, начиная с 17.09.2020, исходя из одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России от неуплаченной суммы задолженности до момента фактического погашения суммы основного долга, в доход федерального бюджета 3 916 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение в части; принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018, 2019 год, представленным ООО "ТЭС" в управление, размер задолженности за 2018 год составляет 24 991,92 руб., размер задолженности за 2019 год составляет 68 967,62 руб.
До настоящего времени плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018, 2019 год обществом не внесена. Требование управления о добровольном порядке внесения платы не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в заявленном размере, при этом признал неверным произведённый Управлением расчёт пени, с учётом перерасчёта, произведённого судом, сумма пени за 2018 год составила 2000,39 руб. за период с 02.03.2019 по 16.09.2020; за 2019 год - 1934,54 руб. за период с 03.03.2020 по 16.09.2020. Суд первой инстанции исходил из того, что требование о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в заявленном размере является обоснованным и подлежащим удовлетворению; произведенный управлением расчет пени является неверным, применению в настоящем случае подлежит ставка 4,25% за весь период просрочки.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений от общества не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах заявленных в апелляционных жалобах требований. С учетом изложенного предметом данного судебного разбирательства является решение суда первой инстанции в части взыскания с общества пени по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Статьей 3 указанного Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), которые, согласно пункту 3 Постановления, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
ООО "ТЭС" в 2018, 2019 году осуществляло хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, признаваемое объектом платы. Согласно декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018, 2019 год, представленным ООО "ТЭС" в управление, размер платы за 2018 год составляет 27 991,92 руб., за 2019 год - 68 967,62 руб. Согласно представленной карточке лицевого счета ООО "ТЭС", обществом частично была внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года - в сумме 3 000 руб.
В силу изложенного требование о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в заявленном размере суд первой инстанции правомерно счел обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Рассматривая требование Управления о взыскании пени в размере 2989,45 руб. за 2018 год за период с 02.03.2019 по 16.09.2020, за 2019 год в размере 2304,09 руб. за период с 02.03.2020 по 16.09.2020 и до фактического погашения ответчиком задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В связи с несвоевременной уплатой ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду истцом начислены пени в размере 2989,45 руб. за 2018 год за период с 02.03.2019 по 16.09.2020, за 2019 год в размере 2304,09 руб. за период с 02.03.2020 по 16.09.2020.
При расчете управление начисляет пени периодически за каждый день просрочки, с учетом изменения размера ключевой ставки.
Вместе с тем согласно Федеральному закону N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней. Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года следующего за отчетным годом и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни, в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней.
По смыслу Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, должна применяться действующая на дату вынесения решения ставка, в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности).
Учитывая изложенное, произведенный управлением расчет пени является неверным, применению в настоящем случае подлежит ставка 4,25% за весь период просрочки. С учетом перерасчета, произведенного судом, сумма пени за 2018 год составила 2000,39 руб. за период с 02.03.2019 по 16.09.2020; за 2019 год - 1934,54 руб. за период с 03.03.2020 по 16.09.2020.
Оценивая доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Управлением не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.03.2021 по делу N А27-116/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-116/2021
Истец: Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области
Ответчик: ООО "ТайгаЭнергоСервис"