Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2021 г. N Ф05-18209/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А40-151220/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2021 по делу N А40-151220/20 (121-785)
по заявлению ПАО Банк "ЮГРА"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ООО "Прэсто", 2) Департамент городского имущества города Москвы, 3) Госинспекция по недвижимости
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Коробко Е.А. по дов. от 18.12.2020; |
от ответчика: |
Макеева Ю.Д. по дов. от 02.02.2021; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Банк "ЮГРА" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 03.07.2020 N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 об отказе в государственной регистрации и об обязании осуществить государственную регистрацию по заявлениям N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660.
Решением суда от 27.01.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Общество на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 по делу N А40-145656/18-7-1073 обратилось в Управление с заявлениями N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 о государственной регистрацией ипотеки, возникшей на основании заключенного между ПАО Банк "Югра" и ООО "Прэсто" договора об ипотеке (залоге недвижимости) N 115/ДЗ-17-1 от 06.07.2017 (далее также - договор об ипотеке), в отношении следующих объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером 77:04:0003003:1402, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.2, стр.81; с кадастровым номером 77:04:0003003:1415, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.2 стр.19; с кадастровым номером 77:04:0003003:3171, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.2, стр.21.
В качестве основания государственной регистрации заявитель представил в Управление документы, в том числе указанное решение суда, договор об ипотеке, кредитный договор N 115/КЛ-13 от 11.10.2013 с дополнительными соглашениями N 1 от 29.09.2014, N 2 от 31.12.2014, N 3 от 29.12.2015, N 3 от 15.12.2016, N 5 от 01.03.2017, N 6 от 29.06.2017.
02.08.2019 уведомлением N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 Управление приостановило государственную регистрацию ввиду зарегистрированных в отношении заявленных зданий ограничений в виде запрета регистрационных действий до 05.11.2019.
05.11.2019 уведомлением N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 Управление приостановило государственную регистрацию ипотеки.
04.02.2020 Общество обратилось с заявлением о возобновлении государственной регистрации.
17.02.2020 Управление уведомило Общество об отказе в снятии приостановления государственной регистрации ввиду наличия в отношении заявленных зданий зарегистрированных ограничений в виде запрета регистрационных действий.
17.03.2020 Общество обратилось с заявлением о возобновлении государственной регистрации.
20.03.2020 Управлением вынесено уведомление N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 о невозможности возобновления государственной регистрации, поскольку в отношении заявленных зданий зарегистрированы ограничения в виде запрета регистрационных действий, а также в связи с выявленными обстоятельствами относительно банкротства ООО "Прэсто" (залогодатель), наличием решения суда о регистрации ипотеки и направлением в адрес суда запроса для получения разъяснений в отношении вышеуказанных судебных актов.
23.03.2020 уведомлением N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 Управление отказало в снятии приостановления государственной регистрации, в связи с поступлением в регистрирующий орган постановления о наложении запрета на совершение действий по регистрации в отношении вышеуказанных объектов.
20.04.2020 Общество направило в Управление обращение по вопросу о том, получен ли ответ из Арбитражного суда города Москвы и в какой срок будет проведена государственная регистрация ипотеки на основании решения суда.
30.04.2020 Управлением рассмотрено обращение Общества и дан ответ.
16.06.2020 Общество направило в Управление обращение относительно неполучения ответа на запрос суда и исполнения вступившего в законную силу решения суда о государственной регистрации ипотеки.
30.06.2020 Управлением рассмотрено обращение Общества и сообщено, что согласно размещенной на официальном сайте Арбитражного суда города Москвы информации определением от 28.05.2020 Управлению отказано в разъяснении решения от 24.09.2018 по делу N А40-145656/18-7-1073_ 20.04.2020, с учетом поступления от Общества заявления о возобновлении государственной регистрации, подготовлено уведомление об отказе в снятии приостановления от 20.04.2020. В случае неустранения причин приостановления в срок до 03.07.2020 (срок был продлен с 01.05.2020 в связи с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности") Управление вынуждено будет отказать в государственной регистрации ипотеки в соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
03.07.2020 уведомлением N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 Управление отказало Обществу в государственной регистрации на основании следующего: заявленные объекты недвижимости включены в перечень объектов самовольного строительства; представленный договор ипотеки не содержит информации о земельных участках, на которых расположены заявленные здания; координаты характерных точек границ нежилых зданий с кадастровыми номерами N N 77:04:0003003:3171, 77:04:0003003:1415 не уточнены; не представлены заверенные копии дополнительных соглашений к кредитному договору.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "Банк "ЮГРА" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
При этом основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подп.5 п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, основанием для государственной регистрации ипотеки является вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 по делу N А40-145656/18-7-1073 об осуществлении государственной регистрации ипотеки, возникшей на основании договора об ипотеке (залоге недвижимости) N 115/ДЗ-17-1 от 06.07.2017, заключенного между ПАО Банк "Югра" и ООО "Прэсто", по условиям которого в залог ПАО Банк "Югра" были переданы здания, принадлежащие ООО "Прэсто" на праве собственности: нежилое здание, площадью 422,8кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.2, стр.19, кадастровый номер 77:04:0003003:1415, нежилое здание, площадью 2363,3 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.2, стр.21, кадастровый номер 77:04:0003003:3171, нежилое здание, площадью 1535,6 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Угрешская, д.2, стр.81, кадастровый номер 77:04:0003003:1402.
В соответствии со ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основано вступившее в законную силу решение суда.
Регистрирующим органом также было указано на существование ограничений в виде запрета регистрационных действий, которые были сняты, и наличие запроса, направленного Управлением Росреестра по Москве в Арбитражный суд города Москвы, который в разъяснении судебного акта отказал.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственной регистрации ипотеки.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
При таких данных оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления Росреестра по Москве от 03.07.2020 N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 об отказе в государственной регистрации не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ осуществить государственную регистрацию по заявлениям N 77/011/223/2019-5658, 5659, 5660 в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2021 по делу N А40-151220/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151220/2020
Истец: ПАО БАНК "ЮГРА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "ПРЭСТО", ООО "СИТИСТРОЙГРУПП"