Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2021 г. N Ф07-11101/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А05-12405/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2021 года по делу N А05-12405/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северная Двина" (ОГРН 1132903000295, ИНН 2923006943; адрес: 163558, Архангельская область, Холмогорский район, поселок Двинской, улица Комсомольская, дом 3А; далее - Общество) о взыскании 12 206 руб. 97 коп., в том числе 12 191 руб. 43 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2018-2019 годы, 15 руб. 54 коп. пеней, начисленных за период с 28.10.2020 по 05.11.2020, пеней за период с 06.11.2020 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, которые, по его мнению, не соответствуют обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением Министерства от 04.08.2020 N 378-р в отношении Общества проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2018 и 2019 годы.
Предоставление Обществу средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в 2018 и 2019 годах осуществлялось Министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка между Министерством и Обществом заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии от 01.02.2018 N 61-В (далее - Договор 2018 года) и от 16.01.2019 N 8-В (далее -Договор 2019 года).
По результатам проведенной проверки министерством составлен акт проверки от 30.09.2020 N 203/06-06/88, в соответствии с которым выявлены следующие нарушения.
По результатам проверки установлено, что Общество дополнительно к плате за холодную воду, определенной с учетом показаний индивидуальных приборов учета, начисляло населению плату за холодную воду при содержании бань, стоящих на разных с жилыми домами земельных участках, по нормативу потребления, что привело к необоснованному включению в расчеты фактической потребности в средствах субсидии объема холодной воды в размере 384,606 куб.м. за 2018 года, в размере 397,190 куб.м. - за 2019 год.
Таким образом, в результате проверки за 2018 год выявлено необоснованное получение Обществом средств субсидии в размере 5 322 руб. 92 коп., за 2019 года - в размере 6 868 руб. 51 коп.
Требование о возврате средств субсидии в размере 12 191 руб. 43 коп. от 02.10.2020 N 203/06-06/7344 получено Обществом 13.10.2020, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Указанное требование должно быть исполнено Обществом в течение 10 рабочих дней со дня предъявления. Срок исполнения требования в добровольном порядке истек 27.10.2020.
Поскольку Обществом требование Министерства не было исполнено, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии со статей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ определено, что цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должен быть определен нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию.
В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168-10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - Закон N 168-10-ОЗ) право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
Согласно статье 5 Закона N 168-10-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 этого закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 3 Закона N 168-10-ОЗ население - физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие питьевую и (или) техническую воду и услуги по водоотведению для собственных коммунально-бытовых нужд, питьевую и (или) техническую воду для общедомовых коммунально-бытовых нужд.
Как указано в статье 6 Закона N 168-10-ОЗ, компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производится указанным организациям путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между данным органом и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общество в спорный период оказывало услуги по холодному водоснабжению населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципального образования "Двинское" Холмогорский муниципальный район Архангельской области.
Установленные Обществу постановлениями агентства от 29.10.2015 N 55-в/13, от 21.11.2017 N 63-в/14, от 22.11.2018 N 65-в/20 тарифы на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже тарифов на холодную воду и водоотведение, установленных для прочих потребителей.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Целью предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации является возмещение недополученных ею доходов, возникших ввиду установления льготного тарифа, то есть за счет субсидии происходит компенсация разницы между экономически обоснованным тарифом и сниженным тарифом, установленным органом регулирования.
Предоставление субсидии в 2018 и 2019 годах осуществлялось Министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 478-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014-2020 годы)".
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии между Министерством и Обществом на 2018 год и 2019 год были заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, от 01.02.2018 N 61-В и от 16.01.2019 N 8-В
Согласно пункту 14 Порядка, пунктам 3.2.1, 3.2.3 договоров для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:
а) установленные постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области для получателя субсидии:
льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения;
экономически обоснованные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения;
б) фактически реализованный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, объем питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, определенные на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Объемы питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, реализованные получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле: СВ = Спв + Ств + Сгв + Ск, где:
СВ - размер субсидии для получателя субсидии, рублей;
а) в случае установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области для получателя субсидии льготных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ниже уровня экономически обоснованных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) размер субсидии рассчитывается по формуле:
Спв = (Тпвпр - Тпвн) x Vпвн, где:
Спв - размер субсидии (в части питьевой воды), рублей;
Тпвпр - экономически обоснованный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (без НДС), рублей/куб. м;
Тпвн - льготный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (без НДС), рублей/куб. м;
Vпвн - объем питьевой воды, реализованный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, куб. м
По результатам проверки Министерством установлено необоснованное включение в расчет размера субсидии объемов питьевой воды, реализованных Обществом для содержания бань населением, проживающим в домах: ул.Комсомольская, д.26, д.28, д.50, ул.Университетская, д.45, ул.Лесная, д.73, 74, 78, 79, 83, 100, 101, 124.
Как указывает Министерство, начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению при содержании бань по нормативу потребления для потребителей в многоквартирных домах и в домовладениях, оборудованных индивидуальными приборами учета холодной воды, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не предусмотрено.
Общество, возражая против исковых требований, указало, что население, которому начисляется плата за холодную воду при содержании бань, стоящих на разных с жилыми домами земельных участках, по нормативу потребления с водоразборной колонки, не может быть отнесено к прочим потребителям. Общество начисляет плату за холодную воду при содержании бань по одному тарифу, утвержденному для населения, независимо от месторасположения бани и независимо от благоустройства домов и наличия в квартирах индивидуальных приборов учета. В данном случае бани граждан, проживающих в многоквартирных домах, не могут быть расположены на территории МКД, так как отсутствует возможность; согласно выписке из правил землепользования и застройки территории МО "Двинское" Холмогорского муниципального района, бани расположены в специально отведенном месте. Как пояснил ответчик, если у потребителя имеется прибор учета холодной воды в квартире, но для нужд бани потребитель использует воду с колонки, то расчет производится по нормативу с колонки при использовании бани. Если же потребление воды при содержании бани осуществляется через прибор учета холодной воды, то расчеты производятся только по прибору учета.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что начисление населению платы за холодную воду при содержании бань, расположенных на разных с жилыми домами земельных участках, обоснованно произведено ответчиком по нормативу, ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на это в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативы применяются для расчетов с населением и ресурсоснабжающими организациями в случае отсутствия необходимых приборов учета коммунальных ресурсов.
В соответствии с Областным законом от 24.10.2011 N 358-25-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере теплоснабжения и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг", Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, министерство является уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением министерства от 30.08.2012 N 57-пн утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в Архангельской области.
В силу пункта 49 Правил N 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 "домовладение" - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);
Как следует из пояснений ответчика, в данном случае бани населения ввиду отсутствия возможности не могут быть расположены на территории многоквартирного дома.
Согласно Выписке из Правил земплепользования и застройки территории муниципального образования "Двинское" Холомгорского муниципального района Архангельской области, бани расположены на земельном участке: Архангельская область, Холомогорский район, п.Двинской, МО "Двинское", ул.Лесная, который по территориальным зонам относится к зоне обслуживания жилой застройки. На данной территории установлена водозаборная колонка.
Поскольку Общество оказывало населению и потребителям, приравненным к населению, расположенным на территории МО "Холмогорский муниципальный район", услуги по водоснабжению, то у Общества при осуществлении им деятельности в указанный период возникли убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, которые ему должны быть возмещены.
Общество в спорный период в целях расчета субсидии использовало норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек при содержании бань в размере 0,6 кубических метра холодной воды на одного человека в месяц, установленный постановлением N 57-пн.
Тот факт, что Обществу не установлен отдельный норматив потребления коммунальной услуги при использовании построек, расположенных на разных с жилыми домами земельных участках, не означает отсутствие у него права на возмещение недополученных доходов по тому объему холодной воды, который был предъявлен населению по льготному тарифу на холодное водоснабжение.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отсутствие норматива не исключает субсидирование при соблюдении условий ее получения.
Как указано выше, в данном случае бани в силу правил земплепользования и застройки территории муниципального образования "Двинское" находятся на разных с домами земельных участках, вместе с тем отсутствие правового регулирования не может нарушать прав и законных интересов регулируемой организации.
Общество в рассматриваемый период добросовестно выполняло возложенные на него как на получателя субсидии обязательства, предусмотренные договорами от 01.02.2018 N 61-В и от 16.01.2019 N 8-В и Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области".
Министерство по существу не оспаривает тот факт, что услуги по водоснабжению использовались для нужд населения на коммунально-бытовые нужды.
Основанный на отсутствии утвержденного норматива отказ Министерства в субсидировании выпадающих доходов нарушает права Общества на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате поставки коммунальных ресурсов льготной категории потребителей.
Спора по применению тарифа не имеется. Тарифы на холодную воду установлены обществу постановлениями агентства от 29.10.2015 N 55-в/13, от 21.11.2017 N 63-в/14, от 22.11.2018 N 65-в/20. Как пояснило общество, плата за холодную воду при содержании бань начисляется по одному тарифу, установленному для населения, независимо от месторасположения бани.
Таким образом, начисление населению платы за холодную воду при содержании бань, расположенных на разных с жилыми домами земельных участках, по нормативу потребления судом правомерно признано.
При этом суд пришел к выводу о том, что в данном случае для определения объемов холодной воды, подлежащих включению в расчет потребности в средствах субсидии, ответчиком в отсутствие иных величин могли быть использованы нормативы потребления, утвержденные постановлением N 57-пн.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика субсидии в спорной сумме.
Ввиду изложенного суд правомерно пришел к выводу о правомерности включения Обществом в расчет субсидии спорных сумм.
Обоснованность данных выводов суда истцом в установленном порядке не опровергнута.
Таким образом, ввиду недоказанности истцом наличия оснований для возврата средств субсидии суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 марта 2021 года по делу N А05-12405/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12405/2020
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "СЕВЕРНАЯ ДВИНА"