г. Санкт-Петербург |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А56-43687/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куренковой Е.М.,
при участии:
от акционерного общества "Почта России" представителя Миронова Ю.А. (доверенность от 07.10.2019),
рассмотрев 27.04.2021 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2020 по делу N А56-43687/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ ФАУГИ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188279, Ленинградская обл., Лужский р-н, пос. Дзержинского, Центральная ул., д. 4, ОГРН 1064710000343, ИНН 4710026201 (далее - Администрация), об обязании передать из муниципальной собственности в федеральную нежилые помещения N 18-21 общей площадью 62,7 кв. м, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, пос. Дзержинского, Центральная ул., д. 4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта России", адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, д. 37, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000 (далее - Общество).
Решением от 11.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация обжаловала его в апелляционный суд. В своей жалобе она просила отменить обжалуемый судебный акт и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не были оценены его отзыв и ходатайство, поскольку в обжалуемом решении указано на непредставление ответчиком своей позиции по рассматриваемому спору, что свидетельствует о том, что суд первой инстанции не учел в нарушение положений статьи 270 АПК РФ направленные в его адрес процессуальные документы; по мнению подателя жалобы, истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование предъявленных требований; помимо прочего податель жалобы полагает, что принятое судом первой инстанции решение является неисполнимым, так как спорные помещения не индивидуализированы и не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем передать их в федеральную собственность невозможно; принятое судом первой инстанции решение фактически направлено на раздел здания, в котором находятся спорные помещения и которое относится к объектам культурного наследия, что недопустимо с точки зрения положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; более того, указанные помещения сдаются в аренду организации связи с целью пополнения местного бюджета и, как следствие, наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления; по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, должен был учесть указанные финансово-экономические интересы муниципального образования в использовании спорного имущества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу полагало решение законным и обоснованным, указало, что Общество длительное время занимает спорные помещения, что подтверждает необходимость их использования для осуществления полномочий Российской Федерации по организации федеральной почтовой связи. Отказ Администрации в передаче помещений в федеральную собственность свидетельствует об оспаривании ответчиком установленной законом соответствующей обязанности. При этом отсутствие кадастрового учета помещений не препятствует удовлетворению исковых требований, поскольку Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) не предусматривает наличие кадастрового учета имущества в качестве обязательного условия передачи последнего в федеральную собственность.
В судебном заседании представитель Общества ходатайствовал о приобщении к материалам дела технического паспорта на здание, представленного по состоянию на 07.08.2006, в обоснование доводов третьего лица об обособленности спорных помещений, а кроме того, названный документ, по мнению Общества, свидетельствует о том, что спорые помещения были заняты органом почтовой связи с 2006 г.
При этом судом указано, что упомянутый документ ранее был представлен в суде первой инстанции Администрацией.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, за муниципальным образованием "Дзержинское сельское поселение" Лужского муниципального района Ленинградской области с 29.06.2007 зарегистрировано право собственности на двухэтажное нежилое здание "Дом культуры" (до мая 2018 года с наименованием "административное здание") общей площадью 1237,7 кв. м 1900 года постройки с кадастровым номером 47:29:0604001:474, расположенное на территории парка усадьбы "Рапти", находящегося под охраной государства, по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, пос. Дзержинского, Центральная ул., д. 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2014 серии 47-АВ N 339726, а также выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 25.09.2019 N 99/2019/285902262.
Из представленных в дело документов следует, что спорное здание, которое входит в состав названного парка, перешло в муниципальную собственность в результате передачи от закрытого акционерного общества "Племенной завод "Рапти" согласно решению от 25.06.2007 N 87 "Об утверждении перечня имущества, передаваемого в муниципальную собственность Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области".
В январе 2013 года Администрация (арендодатель) и федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (арендатор, с 01.10.2019 преобразовано в акционерное общество "Почта России") заключили сроком до 31.12.2013 договор от 01.01.2013 N 04/13 аренды объекта нежилого фонда, а именно нежилых помещений общей площадью 62,7 кв. м, расположенных в спорном здании по указанному выше адресу, для использования под отделение связи.
В пункте 1.3 данного договора его стороны договорились, что предыдущий заключенный между ними договор от 10.01.2012 N 06/12 следует считать недействительным.
Поскольку Общество продолжало пользоваться данным объектом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны Администрации, указанный договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
МТУ ФАУГИ, полагая, что спорные помещения необходимы для осуществления полномочий Российской Федерации по организации почтовой связи, в связи с чем подлежат безвозмездной передаче на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) из муниципальной собственности в федеральную, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями со ссылкой на получение от Администрации письма от 23.05.2019 N 576 с отказом на его требование о передаче спорных объектов нежилого фонда, датированное 15.03.2019 за N 5.1.14-12/3983.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу по результатам проведенного по предложению суда первой инстанции 30.09.2020 осмотра сдаваемых в аренду ответчиком помещений установлено, что АО "Почта России" занимает под отделение связи следующие помещения первого этажа: N 18 площадью 53 кв. м, N 19 площадью 3,1 кв. м, N 20 площадью 1,8 кв. м, N 21 площадью 4,8 кв. м.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, удовлетворил требования МТУ ФАУГИ, придя к выводу о том, что ответчик не представил доказательств фактической заинтересованности муниципального образования в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Апелляционный суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 215 Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться, в том числе, имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, а также если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, предусматривающий, в частности, направление органами местного самоуправления уполномоченному федеральному органу исполнительной власти предложений о передаче имущества; рассмотрение органами государственной власти Российской Федерации данных предложений и принятие уполномоченным федеральным органом решения о передаче имущества.
Согласно пункту 24 статьи 19 Закона N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Обществу на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 данного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ при инвентаризации имущества Обществом составляется перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя:
1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Обществом на праве хозяйственного ведения и:
а) учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости");
б) не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Обществу Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты);
3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия;
4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что до 01.10.2020 Предприятие проводит мероприятия по подготовке объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте "б" пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи, а также земельных участков, занятых такими объектами недвижимого имущества, к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, включая мероприятия по кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества, которые указаны в подпункте "б" пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 данной статьи и в отношении которых в результате инвентаризации не установлено наличие зарегистрированных прав третьих лиц, а также земельные участки, занятые такими объектами недвижимого имущества, используются в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.
В силу указанных положений статьи 20 Закона N 171-ФЗ недвижимое имущество, находящееся в любой публичной собственности и предоставленное Обществу на основании договора аренды, при условии, что на это имущество отсутствуют вещные права иных лиц, подлежит передаче Обществу в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в его уставный капитал.
Согласно пункту 17 статьи 20 Закона N 171-ФЗ по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с частями 1 - 16 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает перечень объектов недвижимого имущества для последующей государственной регистрации права собственности на них Российской Федерации.
По смыслу указанных положений Закона N 171-ФЗ для реализации Российской Федерацией права на внесение объектов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, в качестве дополнительного вклада в уставный капитал Общества такие объекты должны поступить в федеральную собственность.
Таким образом, заявленные МТУ ФАУГИ исковые требования являются правомерными, а доводы Администрации о невозможности передачи спорных помещений ввиду отсутствия кадастрового учета последних необоснованными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также критически относится к доводу Администрации о нарушении обжалуемым судебным актом финансово-экономических интересов Администрации, поскольку размер арендной платы по договору аренды спорных помещений в целях пополнения местного бюджета является несущественным. Спорные помещения по состоянию на 2006 год (то есть до момента их закрепления за Дзержинским сельским поселением) использовались под отделение почтовой связи, что подтверждается техническим паспортом на административное здание, составленным 07.08.2006, согласно которому отделение связи находилось в помещениях N 18, 19, 20, 21 в соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2020 по делу N А56-43687/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43687/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Почта России", Ленинградскому областному государственному унитарному предприятию технической инвентаризации и оценки недвижимости в лице его Лужского филиала