Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2021 г. N Ф05-19342/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А40-193494/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03 февраля 2021 года по делу N А40-193494/20(139-1380)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решения
при участии:
от заявителя: |
Лопатина Е.Б. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании незаконными решения от 06.12.2020 N N КУВД-001/2020-12527113/3, КУВД-001/2020-12526322/3, КУВД-001/2020-12525454/3, КУВД-001/2020-12527113/4, КУВД-001/2020-12526322/4, КУВД-001/2020-12525454/4 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета 2 и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости: - нежилое здание с кадастровым номером 50:61:0010201:709, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1. - нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0000000:1009, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1, строен. 1. - нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0040101:188, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка,ш. Симферопольское, д. 1/1, строен. 2 о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 50:61:0010201:709, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1; нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0000000:1009, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1, строен. 1; нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0040101:188, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1, строен. 2.
Решением суда от 03.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление считает, что отсутствуют правовые основания для снятия с кадастрового учета спорных объектов на основании представленного акта о прекращении существования объекта недвижимого имущества в виду нарушения и несоблюдения норм Закона N 43-ФЗ. Указал на то, что акт о прекращении объекта недвижимости составлен на нескольких отдельных листах, не сшит, не пронумерован, что не позволило сделать заключение о подписании указанного документа в отношении соответствующего объекта недвижимости. Сослался на то, что не представлены документы, подтверждающие полномочия соответствующих должностных лиц, уполномоченных на подписание представленного акта о прекращении объекта недвижимости.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в связи со сносом объектов недвижимости: -нежилое здание с кадастровым номером 50:61:0010201:709, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1. -нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0000000:1009, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1, строен. 1. -нежилое здание с кадастровым номером 77:13:0040101:188, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ш. Симферопольское, д. 1/1, строен. 2.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 04.09.2020 N N КУВД001/2020-12527113/2, КУВД-001/2020-12526322/2, КУВД-001/2020-12525454/2 на основании п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) сообщено о приостановлении учетно-регистрационный действий в отношении вышеуказанных объектов недвижимости в связи с отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта на основании Акта о прекращении существовании объекта недвижимости, а также в связи с непредставлением документов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 218-ФЗ.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 06.12.2020 N N КУВД001/2020-12527113/3, КУВД-001/2020-12526322/3, КУВД-001/2020-12525454/3, КУВД001/2020-12527113/4, КУВД-001/2020-12526322/4, КУВД-001/2020-12525454/4 отказано в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления учетно-регистрационный действий.
Заявитель с указанными решениями регистрирующего органа об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы. В качестве документов-оснований для осуществления учетно-регистрационных мероприятий в отношении указанных объектов недвижимости в регистрирующий орган были представлены соответствующие заявления с приложением акта о прекращении существования объектов недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами 50:61:0010201:709, 77:13:0000000:1009, 77:13:0040101:188 зарегистрировано право собственности города Москвы.
Указанные объекты недвижимости были изъяты для государственных нужд в рамках Федерального закона от 04.05.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43-ФЗ).
На основании ч. 19 ст. 10 Федерального закона N 43-ФЗ, соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы от 02.10.2019 был осуществлен снос вышеуказанных нежилых зданий.
В соответствии с п. 19, 20, 21 ст. 10 Федерального закона N 43-ФЗ существование объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 43-ФЗ, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества.
Принятие решений о таком сносе не требуется.
В течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в ч. 19 ст. 10 Федерального закона N 43-ФЗ, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией.
При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в ч. 20 ст. 10 Федерального закона N 43-ФЗ, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в ЕГРН.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, продолжение существования в ЕГРН записи об указанных нежилых зданиях способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объектов недвижимости, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами Департамент полагает об отсутствии правовых оснований для приостановления снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы в связи со сносом объектов недвижимости.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Следовательно, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в связи со сносом объектов недвижимости, оснований для приостановления государственной регистрации, а также в дальнейшем для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03 февраля 2021 года по делу N А40-193494/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193494/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ