г. Владимир |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А43-39462/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВАРНАВА-РЕСУРС" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.02.2021 по делу N А43-39462/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ВАРНАВА-РЕСУРС" (ИНН 5235007733, ОГРН 1155228000443) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449) о признании недействительными конкурсных процедур и об их отмене, при участии в судебном заседании: от ответчика - Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) - Казакова П.С. (по доверенности от 29.03.2021 N 3 сроком действия 3 года и диплому).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "ВАРНАВА-РЕСУРС" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) о признании конкурсных процедур N 210820/0168806/02 и N 210820/0168806/03, проводимых ответчиком, недействительными и об их отмене.
Решением от 01.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
Обжалуя судебный акт, заявитель полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество не привело сведений о том, какие его права и законные интересы нарушены и каким образом удовлетворение требований приведет к восстановлению этих прав и интересов. Указал на то, что в исковом заявлении отражено, что действия организатора торгов приводят к ущемлению интересов участников конкурса, поскольку для участия в конкурсе необходимым условием является перечисление задатка в размере 4 000 000 руб., что составляет для Общества значительную сумму. По мнению заявителя, организатор конкурса, продлевая срок проведения конкурса путем переноса заседания конкурсной комиссии без правовых оснований, предусматривающих такое продление, допускает нарушение имущественных прав и законных интересов участников конкурса в сфере предпринимательской деятельности ввиду того, что участник конкурса утрачивает возможность использовать свои денежные средства на условиях, отличных от условий, установленных конкурсной документацией. Отметил, что на момент принятия обжалуемого судебного акта торги не были завершены. Считает неверным подход суда, при котором при условии, что торги не завершены, лицо, чьи права нарушены действиями организатора торгов, лишено права на защиту. Ссылается на то, что поскольку действия Департамента по переносу сроков проведения заседания конкурсной комиссии в нарушение норм действующего законодательства нарушают права участников конкурса, процедуры торгов должны быть признаны недействительными и отменены. Кроме того, заявитель находит необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что конкурсная документация по лотам соответствует требованиям статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации и содержит положения о порядке возврата задатка (раздел 9 документации). Обратил внимание на то, что непосредственно условия возврата задатка в документации не описаны.
Департамент (в настоящее время - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании от 22.04.2021 сообщили, что считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы заявителя жалобы - несостоятельными, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент, являясь организатором торгов, 21.08.2020 разместил на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru извещения N 210820/0168806/02 и N 210820/0168806/03 о торгах в форме конкурсов на право заключения договоров аренды лесного участка и документацию о конкурсах.
Согласно извещению о проведении торгов N 210820/0168806/02 предметом торгов является право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда, для заготовки древесины. Многоконтурный лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в Воскресенском районом лесничестве, Шурговашском участковом лесничестве, кварталах NN 1-14, части квартала 15, 16-33, 35-46, 48-55, 57-68, части квартала 69, 70-79, части квартала 80, 81-91, общей площадью 17 846 га, кадастровые номера 52:11:0000000:629, 52:11:0000000:878, начальная цена: 4 364 476 руб. 58 коп. Срок подачи заявок с 24.08.2020 по 23.10.2020. Заседание конкурсной комиссии назначено на 10.11.2020, проведение голосования - на 12.11.2020.
В соответствии с извещение о проведении торгов N 210820/0168806/03 предметом торгов является право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда, для заготовки древесины. Многоконтурный лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в Воскресенском районе Нижегородской области, Воскресенском районном лесничестве. Заветлужском участковом лесничестве, кварталах NN 1-31, 34-37, 39-48, 50-52, 54, 55, 57-60, 63, 65-68, 70, 72-74, 76-97, общей площадью 19 107,9101 га, Кадастровые номера лесного участка 52:11:0000000:629, 52:11:0000000:878. Начальная цена участка: 4 010 660 руб. 57 коп. Срок подачи заявок с 24.08.2020 по 23.10.2020. Заседание конкурсной комиссии назначено на 10.11.2020, проведение голосования - на 12.11.2020.
09.11.2020 организатором конкурса размещено извещение о переносе сроков заседания конкурсной комиссии с 10 и 12 ноября 2020 года на 16 и 18 декабря 2020 года, на 18 и 23 декабря 2020 года, впоследствии на 19.01.2021 и 21.01.2021. При этом Департамент ссылался на Указ Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности" и на нахождение членов конкурсной комиссии на карантине по короновирусной инфекции.
Истец считает, что Департамент своими действиями по переносу сроков проведения заседания конкурсной комиссии нарушил нормы действующего законодательства о проведении конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
По мнению Общества, такие действия приводят к ущемлению интересов участников конкурса, поскольку для участия в конкурсе необходимым условием является перечисление задатка в размере 4 000 000 руб. по каждому из конкурсов, что является для Общества существенной суммой. Подавая заявку на участие в конкурсе, участник соглашается на временное выведение из оборота данной суммы, однако рассчитывает именно на те временные рамки, которые в соответствии с действующим законодательством четко установлены в конкурсной документации.
Общество считает, что продлевая срок проведения конкурса путем переноса заседания конкурсной комиссии без правовых оснований, предусматривающих такое продление, организатор конкурса допускает нарушение имущественных права и законных интересов участников конкурса в сфере предпринимательской деятельности, поскольку участник конкурса утрачивает возможность использовать свои денежные средства на условиях отличных от условий установленных конкурсной документацией.
Кроме того, истец указал на то, что спорные извещения о проведении торгов N 210820/0168806/02 и N 210820/0168806/03 содержат указание на форму торгов "открытый аукцион", в то время как изначально извещение и документация устанавливают форму проведения торгов в виде открытого конкурса.
Также истец отметил, что в нарушение положений пункта 9 части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации Департаментом в извещении и/или конкурсной документации не установлен порядок возврата задатка.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с иском о признании конкурсных процедур недействительными и их отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Установление судом существенных нарушений, допущенных на любом этапе организации и проведении торгов, с учетом всех обстоятельств дела, влечет признание торгов недействительными.
Обращаясь в суд с требованиями о признании конкурсных процедур N 210820/0168806/02 и N 210820/0168806/03, проводимых ответчиком, недействительными и об их отмене, истец полагает, что действиями по переносу сроков проведения заседания конкурсной комиссии Департамент нарушил нормы действующего законодательства, что привело к ущемлению интересов участников конкурса, в том числе Общества, поскольку сумма задатка выбыла из хозяйственного оборота последнего на значительно более длительный срок, нежели он изначально предполагал. Кроме того, указал на то, что извещения о проведении спорных торгов содержат указание на форму торгов в виде открытого аукциона, тогда как изначально извещение и документация устанавливают форму проведения торгов в виде открытого конкурса; в извещении и/или конкурсной документации не установлен порядок возврата задатка.
Оценив представленные в дело доказательства, суд не усмотрел оснований для признания конкурсных процедур недействительными и их отмены.
Работа конкурсной комиссии при организации конкурса осуществляется в соответствии со статьями 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Нижегородской области от 27.08.2019 N 606 "Об организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Нижегородской области".
Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241.
При рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления (часть 4 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
В связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 2 данного Указа распространение коронавирусной инфекции является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 4.4 Положения о конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 27.08.2019 N 606, заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от установленного числа членов комиссии.
Согласно пояснениям Департамента, председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены комиссии не имели возможности принять участие в заседаниях комиссии, назначенных на 10.11.2020 и 12.11.2020, поскольку один из членов комиссии заболел короновирусной инфекцией, а остальные члены комиссии находились в связи с этим на карантине.
Заседание комиссии, проведенное вопреки положениям пункта 4.4 Положения о комиссии (в условиях отсутствия кворума), было бы неправомочным.
В связи с указанными обстоятельствами Департамент был вынужден опубликовать извещение о переносе сроков заседания комиссии.
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения спора торги не завершены, вскрытие конвертов не проводилось, решение о допуске лиц, подавших заявки, к участию в торгах либо об отказе в допуске к участию в торгах еще не принималось, рассмотрение и оценка конкурсных предложений не осуществлялась, победитель торгов не определялся.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организатором торгов не допущено существенных нарушений процедуры торгов, повлекших неправильное определение победителя торгов, цены продажи, которые могли бы послужить основанием для признания торгов недействительными. В том числе к таковым нарушениям не может быть отнесено ошибочное указание в извещении о торгах формы торгов - открытый аукцион.
По пояснениям Департамента извещение формируется автоматически путем заполнения соответствующих строк формы, размещенной на сайте торгов torgi.gov.ru, функционал сайта не позволяет указать иную форму торгов, отличную от открытого аукциона. В тексте извещения о торгах и тексте конкурсной документации указана форма торгов - открытый конкурс.
Отсутствие запросов о разъяснении положений конкурсной документации в части формы торгов, а также указание в заявке Общества формы торгов - открытый конкурс свидетельствует об однозначном понимании последним, в какой форме проводятся торги.
Вопреки доводам Общества конкурсная документация по спорным торгам соответствует требованиям статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации и содержит положения о порядке возврата задатка (раздел 9 документации).
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
При этом, разрешая спор, суд полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, не допустив неправильного применения норм материального и процессуального права.
Аргументы заявителя жалобы, по сути, повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, однако не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте.
Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе и существенно влияющих на результат рассмотрения иска, заявителем не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.02.2021 по делу N А43-39462/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВАРНАВА-РЕСУРС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39462/2020
Истец: ООО "ВАРНАВА-РЕСУРС"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области