Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-15890/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А40-182540/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи: Александровой Г.С.
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 февраля 2021 г.
по делу N А40-182540/20, принятое судьей Орловой Н.В.
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
(ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468)
к ООО "Интер-Сити" (ОГРН: 1117746818199, ИНН: 7734665700)
о взыскании по договору от 12.12.2011 г. N 50-50-11/127/2011-297 задолженности по арендной плате, пени
Без вызова сторон;
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Интер-Сити" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 272.938 руб. 46 коп. за 2 квартал 2020 г., пени в размере 5.094 руб. 85 коп. за период с 18.04.2020 г. по 21.07.2020 г.
Исковые требования заявлены со ссылкой на статьи 307-310, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 12.12.2011 г. N 50-50-11/127/2011-297.
Дело было рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства на основании ст. 226 АПК РФ, решением Арбитражного суда г.Москвы от 08 февраля 2021 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 81.881 руб. 53 коп., пени в размере 1.356 руб. 51 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Ответчик представил отзыв, который приобщен к материалам дела в порядке ст. 262 АПК РФ.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12 декабря 2011 г. между Департаментом лесного хозяйства по ЦФО и ООО "Интер-Сити" заключен договор аренды лесного участка площадью 5,243 га, расположенного: Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество квартал 32 выделы 5, 9, 15, номер в государственном лесном реестре 1346-2011-08.
Право аренды участка лесного фонда зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 27.01.2012 г. под регистрационным номером N 50-50-11/127/2011-297.
По настоящему договору ответчик принял обязанность вносить арендную плату ежеквартально, равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 15-го числа первого месяца следующего квартала (пункт 2.2 договора и приложение N 4 к настоящему договору о сроках внесения арендной платы), и предоставлять в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие оплату.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по внесению арендной платы по договору за ним образовалась задолженность за 2 квартал 2020 г. (срок оплаты до 15.07.2020 г.) в размере 272.938 руб. 46 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 21.07.2020 г. с требованием оплатить сумму долга (л.д. 9-10). Так как сумму долга ответчик истцу не оплатил, последний обратился с настоящим иском в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
В статьях 1 и 65 Земельного кодекса закреплен один из основополагающих принципов земельного законодательства - принцип платности землепользования, который обуславливает возникновение у лица, пользующегося земельным участком, обязанности по уплате земельного налога (собственники, землепользователи, землевладельцы) либо арендной платы (арендаторы). Наличие указанного принципа исключает возможность безвозмездного пользования земельным участком, поэтому лицо, являющееся владельцем объекта недвижимости, расположенного на земельном участке обязано возмещать стоимость такого пользования.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Возражая в удовлетворении иска ответчик в отзыве на иск указал, следующее.
В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ (в ред. постановления Губернатора МО от 27.03.2020 N 161-ПГ) на территории Московской области введен режим повышенной готовности с 13 марта 2020 года, в период повышенной готовности запрещено проведение спортивных, физкультурных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, приостановлено посещение гражданами мест массового посещения, в том числе лесных массивов и парков. Кроме того, работодателям рекомендован перевод работников на дистанционную работу. С 29 марта 2020 года тем же Постановлением Губернатора Московской области все граждане были обязаны соблюдать режим самоизоляции. Более того, согласно информации МОСОБЛКОМЛЕС, размещенной 16.04.2020, "Сотрудники Комитета лесного хозяйства Московской области и подведомственного ему учреждения ГКУ МО "Мособллес" включены в Перечень должностных лиц органов исполнительной власти Московской области, которым дано право составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушения режима самоизоляции. Ужесточение контроля за соблюдением режима самоизоляции вызвано осложнением ситуации с коронавирусом в России и в регионе в частности.".
На основании вышеизложенного, в связи с невозможностью использования лесного участка, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности, ООО "ИНТЕР-СИТИ" 08.04.2020 (исх. N 08/04/20-4/ИС, входящий номер 29 ОТ-12760 от 09.04.2020,) обратилось в МОСОБЛКОМЛЕС с требованием уменьшения арендной платы по договору за период с 13 марта 2020 года по дату отмены режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации) и установления арендной платы за указанный период в размере 1 рубль и просьбой, в случае отмены режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации), предоставить отсрочку уплаты арендной платы за соответствующий период 2020 года.
Единственным видом деятельности ООО "ИНТЕР-СИТИ" является организация отдыха и развлечений в целях использования арендованного лесного участка в соответствии с разрешенным видом использования. Указанный вид деятельности соответствует ОКВЭД 93.2, входящему в группировку 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), включенную в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. При этом, Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439, не содержат ограничений в части определения организаций, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, исходя из даты внесения информации о коде основного вида деятельности в ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о частичной обоснованности предъявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 19 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 г.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020 арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020, введенной федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ, арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
В случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в ответе на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы).
Если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Из указанных выше положений и разъяснений следует, что арендатор недвижимого имущества, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, признанных в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы. Арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.
Вопрос о размере уменьшения арендной платы решается по усмотрению сторон договора, поскольку положения закона в вопросе о размере уменьшения диспозитивны. В случае недостижения между сторонами соглашения о размере уменьшения, размер арендной платы (размер уменьшения) определяется судом с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата.
Указанные выше положения не предусматривают возможность полного освобождения арендатора об обязательства по внесению арендной платы, не возлагают на арендодателя обязанность освободить арендатора от внесения арендной платы в полном размере, уменьшив её размер на 100%, однако такое соглашение может быть достигнуто между сторонами и нормам законодательства оно не противоречит.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере организация отдыха и развлечений, признанной наиболее пострадавшей в условиях распространения коронавирусной инфекции, в связи с введением Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ режима повышенной готовности с 13 марта 2020 года, истец не мог оказывать услуги по организации отдыха и развлечений и не мог использовать арендованный земельный участок, следовательно, ответчик вправе претендовать на уменьшение размера арендной платы за указанный истцом период.
Если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации (ответ на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020).
Так как из представленных в материалы дела доказательств, следует, что арендодатель уклонился от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, суд, изучив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что в сложившейся ситуации арендная плата подлежит уменьшению до 30%.
Указанный размер снижения соответствует балансу интересов сторон и не приводит к ущемлению прав какой-либо стороны в большем размере.
Поскольку доказательств оплаты долга по арендной плате за 2 квартал 2020 г. ответчиком в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно требование истца частично удовлетворил и взыскал с ответчика долг в размере 81.881 руб. 53 коп. (30% от заявленной суммы задолженности) на основании ст.ст. 309 и 310 ГК РФ.
В связи с нарушением ответчиком принятых на себя обязательств по внесению арендных платежей, истцом, в соответствии со ст. 330 ГК РФ и п. 2.2 договора, начислена неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на день исполнения обязательства, за каждый день просрочки платежа в размере 5.094 руб. 85 коп. за период с 18.04.2020 г. по 21.07.2020 г.
Удовлетворяя требование о взыскании неустойки, суд первой инстанции руководствовался условиями договора и ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установив факт просрочки, проверив расчет истца, суд первой инстанции взыскал с ответчика сумму неустойки в размере 1.356 руб. 51 коп. (с учетом произведенного перерасчету суммы основного долга). Оснований для освобождения от ответственности, а также для снижения суммы неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ, суд не усмотрел.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Апелляционная жалоба Истца мотивирована нормами Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ, относящимся к арендаторам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, и нормами Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, определяющего меры налоговой поддержки субъектов малого или среднего предпринимательства.
Однако Общество не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следовательно, отношения Комитета и Общества по договору аренды, не регулируются нормами пунктов 4-5 статьи 19 Закона 98-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ
В соответствии со статьей 19 Закона 98-ФЗ (п.1) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 и применяются к договорам аренды недвижимого имущества, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. При этом, указанными Требованиями не установлено ограничений в части определения организаций, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, исходя из даты внесения информации о коде основного вида деятельности в ЕГРЮЛ.
Кроме того, пунктом 5 Требований установлено, что Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных настоящими требованиями.
Согласно разъяснениям Верховного суда РФ от 30.04.2020 (вопрос 4 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020), право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98- ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы не требуется.
Единственным видом деятельности ООО "ИНТЕР-СИТИ" является организация отдыха и развлечений в целях использования арендованного лесного участка в соответствии с разрешенным видом использования - для осуществления рекреационной деятельности (п.1.2 Договора аренды лесного участка). Соответствующая информация включена в ЕГРЮЛ (выписка имеется в материалах дела), а также предоставляется ООО "ИНТЕР-СИТИ" в налоговые органы в составе бухгалтерской отчетности. Копия пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за 2019 год приобщена в материалы дела и направлялась в адрес Комитета письмом от 16.06.2020 (исх. No 16/06/20-3/ИА, входящий номер 29 ОТ-20633 от 17.06.2020 г.). При этом, осуществление иного вида деятельности на арендуемом участке было бы незаконным.
Указанный вид деятельности соответствует ОКВЭД 93.2, входящему в группировку 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), включенную в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Довод апелляционной жалобы Истца о том, что вид деятельности Ответчика, включенный в ЕГРЮЛ с кодом 93.29 (Деятельность зрелищно-развлекательная прочая), не включен в перечень отраслей, наиболее пострадавших, отклоняется апелляционным судом, поскольку в письме Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577 указано, что в случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) так же включены в Перечень.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) группировка 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечения" включает в том числе код 93.29 (деятельность зрелищно-развлекательная прочая").
Ходатайство истца о приобщении к материалам дела решение суда от 14.04.2021 г. N А41-80435/20, апелляционным судом отклоняется, поскольку судебные акты к материала дела не приобщаются, т.к находятся в открытом доступе на сайте суда.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, истец в силу закона от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65-66, 110, 123, 156, 176, 226-229, 266-268, п.1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г. по делу N А40-182540/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Александрова Г.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182540/2020
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ИНТЕР-СИТИ"