г. Пермь |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А60-29191/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Лесковец О.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полуднициным К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
ООО "Родонит - 5",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 декабря 2020 года
по делу N А60-29191/2020
по иску ЕМУП "Спецавтобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к ООО "Родонит - 5" (ОГРН 1056605359216, ИНН 6674168770),
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - ЕМУП "Спецавтобаза", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Родонит - 5" (далее - ООО "Родонит - 5", ответчик) о взыскании 387 464 руб. 18 коп. долга за услуги по вывозу ТКО с 01.01.2019 по 29.02.2020, 81 руб. 50 коп. почтовых расходов.
Решением суда от 28.12.2020 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 387 464 руб. 18 коп. задолженности, также 10 749 руб. госпошлины, 81 руб. 50 коп. почтовых расходов.
Ответчик с решением не согласился и обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью. Ответчик указывает, что ему принадлежит только помещение: г. Екатеринбург, ул. Благодатская д.59, площадью 141,8 кв.м., а также павильон с навесом, расположенный по адресу: Екатеринбург, Щербакова 41; договор был расторгнут с 01.03.2020; истцом не доказаны права ответчика на иное имущество помимо двух объектов; публичный договор N 331309 датирован 18.07.2019 и не подписан ответчиком; истец не подтвердил факт вывоза твердых коммунальных отходов с объектов; акты сдачи-приемки оказанных услуг не подтверждают указанные обстоятельства, а также не обосновывают расчет производства отходов в указанных объемах ответчиком.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором возразил против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд истец указывает на оказание им ответчику в период с 01.01.2019 г. по 29.02.2020 услуг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 на общую сумму 387 464 руб. 18 коп., которые ответчиком не были оплачены.
Ответчик претензию истца оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) судебного акта не находит.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сведения на официальном сайте ЕМУП "Спецавтобаза" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы 07.12.2018.
Поскольку ООО "Родонит - 5" в установленный Правила N 1156 срок не обратился к региональному оператору, то в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с 01.01.2019 (на 16 рабочий день).
Таким образом, на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156 между ЕМУП "Спецавтобаза" и ООО "Родонит - 5" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 331309 от 01.01.2019.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя.
В соответствии с основными понятиями, изложенными в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В рассматриваемом случае, предусмотренных законом оснований позволяющих ООО "Родонит - 5" отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в материалы дела не представлено.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, при этом общие положения о подряде (ст. 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Из п. 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Согласно материалам дела в подтверждение факта оказания услуг в период с 01.01.2019 по 29.02.2020 истцом представлены акты оказанных услуг, счета-фактуры.
Вывоз ТКО по рассматриваемому договору осуществлялся ЕМУП "Спецавтобаза" с ближайшей открытой контейнерной площадки и подтверждение чего представил отчеты, сформированные по данным навигации. В отчетах указано: наименование объекта, информация о транспортном средстве, время и дата прохождения маршрута. Данные отчеты подтверждают оказание истцом услуг по обращению с ТКО ответчику. Доказательств обратного ООО "Родонит - 5" не представлено.
Кроме того, разделом 5 договора предусмотрена обязанность потребителя по фиксации неисполнения своих обязанностей региональным оператором по договору.
Согласно п. 5.1 о нарушении обязательств регионального оператора по договору потребитель до 17 часов 00 минут текущего дня уведомляет регионального оператора любым доступным способом (телефонограмма, электронная почта, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", телеграмма, факсограмма и т.п.), позволяющим подтвердить его получение адресатом, с указанием номера договора, адреса выявления нарушения обязательств регионального оператора по договору. В случае не устранения допущенных нарушений в срок, предусмотренный пп. "з" п. 3.1. настоящего договора потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора, потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 (двух) незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации, и в течение 3 (трех) рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Каких либо замечания/возражений относительно исполнения региональным оператором своих обязанностей по договору ответчиком не заявлялось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В спорный период ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в принадлежащем ему торговом объекте, следовательно, в результате функционирования этого объекта объективно происходило образование твердых коммунальных отходов, что, в свою очередь, требовало их складирования в контейнер в местах (на площадках) накопления отходов и последующего транспортирования.
Таким образом, ЕМУП "Спецавтобаза" надлежащим образом исполнило свои обязательства в течение расчетных периодов, а именно с 01.01.2019 по 29.02.2020 принимало ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
Объекты: г. Екатеринбург, ул. Благодатская, 59 и г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 41 не оспариваются ответчиком. Относительно остальных объектов ООО "Родонит - 5" не возражал, был знаком с условиями договора N 331303, доказательств иного не представлено.
Согласно условиям типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется оказать услугу по обращению с ТКО, а потребитель оплатить эту услугу по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, определяя объем ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее также - Правила коммерческого учета) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Норматив накопления ТКО - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени, не зависящее от фактического объема, складируемого ТКО в местах (площадках) накопления, установленное органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в предусмотренном Правительством РФ порядке, в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО. В частности, на территории г. Екатеринбурга Региональной энергетической комиссией утвержден норматив накопления ТКО для категории объекта - промтоварный магазин, составляющий - 0,079 м3/мес, категории - "палатка, киоск" - 0,244, которые не может быть изменен или скорректирован.
Потребителем не было направлено в адрес регионального оператора заявления о рассмотрении вопроса об изменении коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (п. "а" ст. 5 ч. II Правил коммерческого учета объема).
Расчет обязательств ответчика судом апелляционной инстанции проверен, признан верным. Арифметическая составляющая ответчиком не оспорена. Обоснованный контррасчет ответчиком не представлен.
В соответствии с положениями договора от 01.01.2019 потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем в нарушение условий договора ответчик не оплатил оказанные в сорный период услуги, в размере 387 464 руб. 18 коп.
Таким образом, размер долга по оплате оказанных услуг за исковой период составил 387 464 руб. 18 коп.
Поскольку материалами дела подтверждено наличие задолженности ответчика перед истцом по оплате оказанных услуг в размере 387 464 руб. 18 коп., доказательства погашения долга не представлены, арбитражным судом правомерно удовлетворен иск в заявленной сумме.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда от 28.12.2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2020 года по делу N А60-29191/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29191/2020
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ООО РОДОНИТ - 5