г. Москва |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А41-69964/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Коновалова С.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ОАО "Тверской вагоностроительный завод" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года по делу N А41-69964/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску АО "ФПК" к ОАО "ТВЗ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "ТВЗ" о взыскании 242 491,80 руб. пени по договору поставки N ФПК-19-28 от 14.02.2019, расходов по уплате государственной пошлины в размере 7 850 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года по делу N А41-69964/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 14 февраля 2019 года между АО "Федеральная пассажирская компания" (далее - Заказчик) и ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (далее - Подрядчик) заключен договор N ФПК-19-28 на приобретение новых пассажирских вагонов.
В соответствии с п. 2.1. Договора Подрядчик обязуется на условиях настоящего Договора разработать, спроектировать, изготовить, испытать и сертифицировать Подвижной состав в количестве и сроки согласно приложению N 2 к Договору, передать его Заказчику в комплекте с ЗИП в количестве и сроки согласно приложению N 2 к Договору, передать определенные в разделе 9 настоящего Договора права на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, использованные в Подвижном составе, а также исполнить иные обязательства по настоящему Договору, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать Подвижной состав, работы и услуги в порядке, предусмотренном Договором.
Пунктом 3.1.8. Договора установлено, что Подрядчик обязан изготовить Подвижной состав, соответствующий Конструкторской документации и ТУ, иным условиям Договора, а также Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Раздел 21 Договора посвящен гарантии качества и устанавливает гарантийные сроки "Общие гарантийные сроки" - 36 месяцев с даты подписания сторонами Акта приема-передачи каждой единицы Подвижного состава или Акта приемки каждого Объекта визуализации и документации соответственно (п. 21.3 Договора) и "Специальные гарантийные сроки" на отдельные комплектующие (п. 21.4 Договора).
Согласно п. 21.6 Договора гарантия качества на Товар включает в себя устранение за счет Подрядчика любых недостатков (дефектов) Товара, его Комплектующих, возникших в период Гарантийного срока не по вине Заказчика, третьих лиц (за которых Подрядчик не отвечает), либо вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в рамках исполнения Договора Подрядчиком в адрес Заказчика поставлен Товар, а именно: вагон N 098 19905, постройки 31.01.2020 г. ОАО "Тверской вагоностроительный завод", модель 61-4517.02, заводской N 00029.
После первых пробных рейсов эксплуатации новых моделей вагонов выявлены многочисленные недостатки, обусловленные несовершенством технологических процессов сборки вагона (регулировки узлов), несовершенством конструкции и ненадлежащим качеством комплектующих изделий.
02.06.2020 в вагоне N 098 19905 приписки ЛВЧД-3 Владивосток (постройки 31.01.2020 ОАО "Тверской вагоностроительный завод", модель 61-4517.02, заводской N 0029, пробег 0) при комиссионном осмотре вагона обнаружена трещина в наплавленном упрочненном слое корпуса автосцепки. Выявленная неисправность находится на гарантии ОАО "Тверской вагоностроительный завод".
Стороны обеспечивают ведение рекламационной работы в соответствии с Регламентом проведения рекламационной работы в период гарантийной эксплуатации новых пассажирских вагонов локомотивной тяги от 06.02.2012 г. N ФПК-53. В случае наличия противоречий между положениями настоящего Договора и положениями указанного регламента положения настоящего Договора имеют преимущественную силу (п. 21.10 Договора).
04.06.2020 г. для расследования гарантийного случая, по факту выявленной неисправности в вагоне N 098 19905 в адрес ОАО "Тверской вагоностроительный завод" была направлена факсограмма N 1578/Д/ЛВЧДЗ.
Ответ на факсограмму от ОАО "Тверской вагоностроительный завод" в адрес Пассажирского вагонного депо Владивосток не поступал.
02.06.2020 г. вагон N 098 19905 (постройки 28.02.2020 г.) отцеплен от состава поезда, выписано уведомление по форме ВУ-23.
В связи с неприбытием представителей ОАО "Тверской вагоностроительный завод" по факсограмме N 1578/Д/ЛВЧДЗ в отношении ОАО "Тверской вагоностроительный завод" 05.06.2020 представителем Заказчика в одностороннем порядке был составлен акт-рекламация N 130 на вагон N 098 19905. Установлена вина предприятия ОАО "Тверской вагоностроительный завод". Акт-рекламация составлен в присутствии мастера ООО "ЦТОВ" Пешкова С.А.
19.06.2020 г. вагон N 098 19905 выпущен из ремонта, на вагон выписано уведомление по форме ВУ-36.
В соответствии с п. 21.7 Договора срок устранения Подрядчиком недостатков (дефектов) согласно разделу 21 настоящего Договора составляет 5 (пять) календарных дней с даты, в которую должен быть оформлен Акт-рекламация, если иной срок не будет согласован Сторонами в Акте рекламации. Устранение недостатков (дефектов) осуществляется таким образом, чтобы максимально исключить негативные воздействия на эксплуатацию Подвижного состава.
Подрядчик за свой счет устраняет недостатки (дефекты) согласно разделу 21 настоящего Договора. Возникающие при этом расходы Подрядчика, в том числе транспортные, Заказчиком не возмещаются - п. 21.8 Договора.
Пунктом 21.9 Договора определено, что, если Подрядчик не устраняет недостаток (дефект) в течение срока, определенного согласно данному разделу 21 Договора, Заказчик вправе самостоятельно устранить недостаток (дефект) либо обратиться с этим к третьему лицу, а Подрядчик обязан возместить Заказчику все возникающие в связи с этим расходы в течение 30 (тридцати) Рабочих дней после получения соответствующего требования Заказчиком (с приложением копий документов, подтверждающих расходы).
Так как уведомление от ОАО "Тверской вагоностроительный завод" в адрес Заказчика о направлении своего представителя не поступало, срок устранения неисправности исчисляется с 05.06.2020 г. по 09.06.2020 г. Срок для расчета штрафной неустойки с 10.06.2020 г. по 18.06.2020 г. составляет 9 календарных дней (вагон не эксплуатировался, находился в ожидании ремонта).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23.8.5 Договора в случае не устранения Подрядчиком недостатков (дефектов) в сроки, определенные в разделе 21 настоящего Договора, Подрядчик выплачивает Заказчику пеню в размере 0,05% от цены каждой неисправной единицы Товара за каждый календарный день просрочки, но не более 10% от цены каждой неисправной единицы Товара. Данная мера ответственности применяется в случае, если наличие таких недостатков (дефектов) не позволяло эксплуатацию Товара.
Пунктом 23.3 Договора установлено, что для целей расчета неустоек, предусмотренных настоящим Договором и рассчитываемых в процентах от цены/стоимости, Стороны применяют соответствующую цену/стоимость в том размере, в каком такая цена/стоимость оплачена или подлежит оплате по настоящему Договору (с учетом НДС).
Принимая во внимание, что общее время простоя пассажирского вагона N 098 19905 в ремонте с даты подписания акта рекламации до момента устранения недостатков, с учетом сроков, установленных пунктом 21.7 Договора, составило 9 календарных дней, размер штрафной неустойки в соответствии с прилагаемым расчетом составляет 242 491 руб. 80 коп.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом - ст. 310 ГК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
Дальневосточным филиалом акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в адреса ответчика была направлена претензия N 8773/ФПКФ ДВОСТ от 31.07.2020 г. на сумму 242 491 руб. 80 коп., что подтверждается почтовым реестром и описью. Однако оплата пени в адрес истца до настоящего времени не поступила.
25.08.2020 в адрес акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" поступил ответ на претензию в котором требования не подлежат удовлетворению в связи с достигнутыми договоренностями между акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания" и ОАО "Тверской вагоностроительный завод", закрепленными в графике замены сцепных устройств СА-3 с выявленными дефектами упрочняющей наплавки на гарантийных вагонах постройки ОАО "Тверской вагоностроительный завод" от 02.06.2020.
Вагон был оставлен в ремонт 02.06.2020.
19.06.2020 была произведена замена сцепных устройств акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания". В следствии чего были нарушены сроки устранения Подрядчиком недостатков. Доводы, указанные в ответе на претензию, не имеют отношения к простою, вагона по вине ОАО "Тверской вагоностроительный завод".
Основанием для начисления неустойки (штрафа, пеней) является неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства, в частности просрочка его исполнения (статьи 329, 330 ГК РФ).
В силу статьи 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Претензия, направленная истцом ответчику осталась без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчик не исполнил взятые на себя обязательства в установленный договором срок, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Представленными в материалы дела документами подтверждается нарушение ответчиком срока устранения неполадок, в связи с чем требование истца о взыскании неустойки является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применениям положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционным судом отклонены, поскольку ответчик принял договорные условия о начислении неустойки.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно нормам, гражданского права стороны, вправе самостоятельно определить в договоре размер неустойки, обеспечивающей исполнение обязательства.
Стороны воспользовались предоставленным Гражданским кодексом Российской Федерации правом, самостоятельно согласовав в договоре порядок начисления неустойки.
Статьей 333 ГК РФ суду предоставлено право снижения подлежащей уплате неустойки в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
В силу пункта 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
В соответствии с пунктом 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" также разъяснено, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. Суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения, в соответствии с которыми, разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения.
Снижение неустойки ниже однократной учетной ставки Банка России на основании соответствующего заявления ответчика допускается лишь в экстраординарных случаях, когда убытки кредитора компенсируются за счет того, что размер платы за пользование денежными средствами, предусмотренный условиями обязательства (заем, кредит, коммерческий кредит), значительно превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах проценты.
Ответчиком не представлены какие-либо бесспорные доказательства явной несоразмерности заявленной ко взысканию суммы неустойки последствиям нарушения обязательства, с учетом периода просрочки.
Учитывая просрочку в исполнении обязательств, суд, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению в части взыскания 242 491,80 руб. неустойки, как заявленные обоснованно и основанные на нормах действующего законодательства, а ходатайство ответчика о снижении размера неустойки - не подлежащим удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на График замены сцепных устройств не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку график определяет, что ОАО "ТВЗ" осуществит доставку сцепных устройств СА-3 в периоды с 10.08.2020 по 25.08.2020, то есть иные периоды.
Представленный график замены сцепных устройств СА-3 с выявленными дефектами упрочняющей наплавки на гарантийных вагонах ОАО "ТВЗ" апелляционный суд не может принять как надлежащее доказательство по делу в том числе поскольку не указан вагон: N 098 19905, отсутствуют печати обществ (ст. ст. 65 - 71 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2021 года по делу N А41-69964/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69964/2020
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"