город Томск |
|
5 мая 2021 г. |
Дело N А45-25365/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (07АП-2988/2021) на решение от 12.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25365/2020 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" (ИНН 8602060555) к министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (ИНН 5406558540), о взыскании излишне уплаченной арендной платы,
при участии в судебном заседании:
от истца - Золотарева Н.В., по доверенности от 15.12.2020, Меркушева М.В., по доверенности от 01.10.2019,
от ответчика - не явились (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - истец, ООО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 22.12.2009 N 13/69-л в сумме 173 551 руб. 50 коп.
Решением от 12.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены материального и процессуального права; указывает, что акт приема-передачи рекультивированных земель от 06.05.2019 подписан членами комиссии, созданной в соответствии с постановлением администрации Северного района Новосибирской области от 30.04.2019 N 303 и к порядку, установленному "Правилами о проведении рекультивации и консервации земель", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 никакого отношения не имеет, а значит, не имеет юридической силы; считает, что вывод суда о том, что лесной участок принят уполномоченной комиссией, которой признано достаточность и обоснованность проведенных мероприятий по рекультивации арендованного лесного участка, не соответствуют обстоятельствам дела; кроме того, суд необоснованно сослался на пункт 3 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение считает законным и обоснованным.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей истца, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком был заключен договор аренды лесного участка N 13/69-л от 22.12.2009 (далее - договор аренды), в соответствии с которым лесной участок, площадью 28, 08 га, предоставляемый в аренду является частью лесного участка, площадью 1 101 059 га, зарегистрированного в ЕГРП 26.02.2004, запись регистрации N 54-01/00-150/2003-279, с кадастровым (условным) номером: 11504419 и относится к категории земель: земли лесного фонда. Местоположение: Новосибирская область, Северный район, Северный лесохозяйственный участок, Северное лесничество.
Номера кварталов и выделов: Северный лесохозяйственный участок: квартал 15 выдела 1, квартал 16 выдела 1, квартал 17 выдела 3, 5, 6, квартал 18 выдела 1, 4, 8, квартал 35 выдела 1, квартал 36 выдела 3, 4. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 413-2009-12.
Согласно пункту 1.4 договора аренды арендатору передается лесной участок для использования в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линия связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Разрешенное использование лесного участка: размещение трассы перевозки бурового оборудования от т.вр.3 до площадки скважины N 2314п на лицензионном участке N 12 Заречном в объемах согласно приложению N 3.
По пункту 3.4.3 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В силу пункта 3.4.9 договора аренды арендатор обязан после завершения использования лесного участка в срок не более 1 года провести рекультивацию нарушенных земель.
Пункт 3.4.11 договора аренды устанавливает, что в случае прекращения действия настоящего договора произвести рекультивацию земель и передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи, форма которого аналогична форме, указанной в приложении N 5 к настоящему договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
По акту приема-передачи от 22.12.2009 ответчик передал истцу лесной участок, площадью 28, 08 га, в аренду.
В соответствии с пунктом 7.1 договора аренды настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области и действует в течение 10 лет.
Поскольку Управлением Росреестра по Новосибирской области произведена государственная регистрации сделки аренды 24 февраля 2010 года, то срок договора оканчивается 24 февраля 2020 года.
Разрешенное использование лесного участка - это размещение трассы перевозки бурового оборудования от т.вр.3 до площадки скважины N 2314п на лицензионном участке N 12 Заречном, которая строилась и эксплуатировалась только в зимнее время.
Прокладка и эксплуатация автозимников происходит в зимний период при устойчивом снежном покрове.
Как следует из материалов дела, после завершения использования лесного участка общество провело работы по рекультивации, привело лесной участок в состояние, установленное проектом освоения лесов.
06 мая 2019 года комиссия по вопросам рекультивации земель Северного района Новосибирской области (далее - комиссия по рекультивации), в состав которой входит и представитель министерства, приняла полностью рекультивированный лесной участок, площадью 28, 08 га, с кадастровым (условным) номером: 11504419, местоположение: Новосибирская область, Северный район, Северный лесохозяйственный участок, Северное лесничество, номера кварталов и выделов: Северный лесохозяйственный участок: квартал 15 выдела 1, квартал 16 выдела 1, квартал 17 выдела 3, 5, 6, квартал 18 выдела 1, 4, 8, квартал 35 выдела 1, квартал 36 выдела 3, 4, для дальнейшего использования по целевому назначению.
Один экземпляр акта приема-передачи рекультивированных земель был направлен в министерство. Общество обратилось в министерство по вопросу о подписании акта приема-передачи по форме приложения N 5 к договору аренды, от подписания акта ответчик уклонился.
Из материалов дела усматривается, платежными поручениями от 27.03.2020 N 14354 и N 14357 общество оплатило арендную плату за 2020 год по договору аренды от 22.12.2009 N 13/69-Л в сумме 145 420 руб. 91 коп. и 58 168 руб. 35 коп, соответственно, общая сумма составила 203 589 руб. 26 коп.
Учитывая срок окончания договора аренды - 24 февраля 2020 года, истец полагает, что министерство неосновательно получило денежные средства в сумме 173 551 руб. 50 коп. в виде излишне уплаченных обществом арендных платежей.
Истец направил в адрес ответчика претензию о возврате излишне уплаченных арендных платежей, на что письмом от 25.08.2020 N 8211-08/37 министерство отказало в возврате излишне уплаченной арендной платы по мотиву отказа в согласовании представленного проекта рекультивации по оспариваемому договору аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Сургутнефтегаз" в суд с настоящим исковым заявлением. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный акт, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, в том числе, - из неосновательного обогащения.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения. Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Исходя из указанных норм и положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения либо сбережения ответчиком имущества, принадлежащего истцу (платы за пользование чужим имуществом), отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, период такого пользования чужим имуществом, а также размер неосновательного обогащения.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила), которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки, так в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения, предусмотренными статьями 62 и 63 Лесного кодекса Российской Федерации, соответственно.
Согласно п. 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции отклоняя довод ответчика о том, что с истец не произвел надлежащую рекультивацию лесного участка в части лесовосстановления, обоснованно исходил из следующего.
Так из материалов дела следует, что по лесному участку, площадью 28, 08 га, истец выполнил следующие работы: очистка участка от мусора и вывоз на полигон твердых бытовых отходов, планировка территории участка (акт о приемке выполненных работ по рекультивации земель от 28.02.2019). При приемке лесного участка комиссия по рекультивации, рассмотрев представленные документы, в том числе: проект рекультивации нарушенных земель лесного фонда по объекту (размещение трассы перевозки бурового оборудования от т.вр.3 до площадки скважины N 2314п на лицензионном участке N 12 Заречном), согласованный с Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области, приняла от истца рекультивированный лесной участок, тем самым было признано достаточность и обоснованность проведенных мероприятий по рекультивации арендованного лесного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт приема-передачи рекультивированных земель от 06.05.2019, не имеет юридической силы, подлежит отклонению как несостоятельный.
Как усматривается из отзыва истца, постановлением администрации Северного района Новосибирской области от 30.04.2019 N 303 создана Комиссия по вопросам рекультивации земель (далее - Комиссия) и утверждено Положение о комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Положение о комиссии).
Целью создания Комиссии является (в том числе организация приемки (передачи) рекультивированных земель, в процессе которой осуществляется выезд Комиссии на участок и проверка соответствия фактически выполненных работ утвержденному проекту рекультивации (п.1.2 Положения о комиссии).
Следовательно, акт приема-передачи рекультивированных земель от 06.05.2019, подписанный Комиссией и утвержденный ее председателем в рамках исполнения действующего Положения о комиссии, имеет юридическую силу и является надлежащим подтверждением выполнения обществом работ по рекультивации в полном объеме.
При этом истец отметил, что проект рекультивации, указанный в акте приема-передачи рекультивированных земель от 06.05.2019, был подготовлен им не в 2019 году, как утверждает Министерство, а в 2010 году (одновременно с проектом освоения лесов), соответственно не мог быть согласован с Министерством, поскольку в 2010 году Министерство не являлось органом, уполномоченным на согласование проектов рекультивации.
Кроме того, в акте приема-передачи рекультивированных земель от 06.05.2019 прямо указано, что проект рекультивации согласован Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержание спорного акта суд апелляционной инстанции учитывая пояснений истца, считает, что он является надлежащим доказательством по делу.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (часть 5 указанной статьи).
В силу пункта 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Часть 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предусмотренная частью 1 настоящей статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
В силу части 3.1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.06.2019) в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, с 01.06.2019 статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции. Положения, ранее содержащиеся в части 3.1 старой редакции, содержатся в части 5 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Судом установлено, что целью использования лесов на арендуемом лесном участке является строительство и эксплуатация дороги (автозимник)- для перевозки бурового оборудования от т.вр.3 до площадки скважины N 2314п на лицензионном участке N 12 Заречном в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Между тем, проект лесовосстановления в материалы дела не представлен.
При этом, материалами дела подтверждено, что рекультивация лесного участка осуществлена истцом в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель лесного фонда по объекту (размещение трассы перевозки бурового оборудования от т.вр.3 до площадки скважины N 2314п на лицензионном участке N 12 Заречном), который был согласован с Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции установив, что договор аренды прекращен 24.02.2020, вместе с тем ответчик уклоняется от приемки лесного участка, арендные платежи истцом за 2020 год оплачены в полном размере, соответственно, руководствуясь п. 37 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик неправомерно удерживает излишне уплаченные арендные платежи и уклоняется от возврата денежных средств общества в сумме 173 551 руб. 50 коп., то есть неосновательно сберегло указанную сумму за счет истца. Доводы заявителя об обратном, судом апелляционной инстанции отклоняются, как несостоятельные и противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы в апелляционной жалобе повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены. В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25365/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25365/2020
Истец: ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии по НСО, Седьмой арбитражный апелляционный суд