г. Вологда |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В.,
без вызова сторон рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 05 марта 2021 года по делу N А05П-646/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Набережная Северной Двины, дом 28; далее - учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Амдерма" (ОГРН 1038302271480, ИНН 8300010773; адрес: 166744, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, поселок Амдерма, улица Дубровина, дом 10; далее - предприятие) 6000 руб., в том числе:
- 5000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль, октябрь 2019 года;
- 1000 руб. финансовой санкции за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2018 года.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 05 марта 2021 года по делу N А05П-646/2020 исковые требования удовлетворены частично.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции за представление неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за отчетный период октябрь 2018 года в сумме 1000 руб. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов о пропуске срока на обращение в суд обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исключительно в обжалуемой части, поскольку возражений со стороны лиц, участвующих в деле, не поступило.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприятие, являясь страхователем, представило в фонд следующие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма):
- 28.08.2019 за отчетный период июль 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц;
- 09.03.2020 за отчетный период октябрь 2019 года в отношении 6 застрахованных лиц.
В ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета заявитель установил, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль, октябрь 2019 года представлены ответчиком с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления фондом актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.09.2019 N 024S18190000353 и от 25.03.2020 N 024S18200000277.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, приложенных к ним документов, заявитель принял решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.10.2019 N 024S19190000381 и от 14.05.2020 N 024S19200000266, которыми привлек предприятие к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в общем размере 5000 руб.
В адрес ответчика фондом направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.11.2019 N 024S01190000373, которым ответчику предложено уплатить сумму финансовой санкции в срок до 03.12.2019 и от 09.06.2020 N 024S01200000151, которым предприятию предложено уплатить суммы финансовых санкции в срок до 29.06.2020.
Ответчик, являясь страхователем, 13.11.2018 представил в учреждение сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период октябрь 2018 года в отношении 7 застрахованных лиц.
Кроме того, предприятие 14.12.2018 представило в адрес заявителя сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за отчетный период октябрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц;
В ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета заявитель установил, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2018 года представлены ответчиком с нарушением пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления фондом акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.01.2019 N 024S18190000014.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта, приложенных к нему документов, заявитель принял решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.02.2019 N 024S19190000051, которым привлек предприятие к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 1000 руб. за предоставление неполных сведений.
В адрес ответчика фондом направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.03.2019 N 024S01190000133, которыми ответчику предложено уплатить сумму финансовой санкции в срок до 12.04.2019.
Неисполнение ответчиком данных требований послужило основанием для обращения фонда в суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции, оценив доводы и доказательства, представленные учреждением в обоснование своих требований, счел требование фонда о взыскании 1000 руб. финансовой санкции за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2018 года не подлежащим удовлетворению, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М) утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что ответчик представил в адрес заявителя сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период октябрь 2018 года - 13.11.2018.
В последующем предприятием 14.12.2018 самостоятельно представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период октябрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения заявителем, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к предприятию финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичный подход изложен в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Довод заявителя со ссылкой на внесенные в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, изменения о том, что страхователь может быть освобожден от ответственности только в случае представления уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении конкретного застрахованного лица обоснованно признан судом несостоятельным, так как пункт 39 Инструкции не изменяет положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ о наличии у страхователя права на уточнение (дополнение) сведений о застрахованных лицах.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2020 N 309-ЭС20-9426 по делу N А34-11464/2019.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что сведения по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2018 года представлены предприятием в полном объеме (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указаний на несвоевременность представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за данный период в вышеуказанных документах не содержится, решений о привлечении к ответственности за данное нарушение заявитель не принимал.
Абзацем четвертым статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике") выработана правовая позиция, согласно которой в арбитражном суде подлежат рассмотрению дела о взыскании в принудительном порядке финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, только при превышении размера взыскиваемой суммы 3 000 руб.
Таким образом, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 руб.
Вступившими в законную силу с 31.07.2020 в связи принятием Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" изменениями также предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
С учетом приведенных выше положений Закона N 27-ФЗ, Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что право учреждения на обращение в арбитражный суд возникает в случае превышения финансовой санкции размера 3 000 руб. и при этом, такое право на обращение в суд ограничено только указанным выше в статье 17 Закона N 27-ФЗ временными сроками.
В рассматриваемом случае, сумма задолженности превысила 3000 руб. после выставления требования от 09.06.2020 на сумму 3 000 руб. (срок для добровольной уплаты -29.06.2020), так как сумма по требованию от 25.03.2019 составляет 1000 руб., от 15.11.2019 -2000 руб.
Ввиду того, что по состоянию на 15.11.2019 сумма задолженности равна 3000 руб., у управления отсутствовали правовые основания для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения в суд исчисляется с 29.06.2020 и на момент обращения в суд 09.12.2020 управлением не пропущен.
Вместе с тем ошибочные выводы суда первой инстанции в указанной части не привели к принятию неправильного решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 05 марта 2021 года по делу N А05П-646/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-646/2020
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Ответчик: МУП "Амдерма"