г. Самара |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А65-27689/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Лихоманенко О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.04.2021 в помещении суда апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2021 по делу N А65-27689/2020 (судья Шайдуллин Ф.С.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (ИНН 1650297657, ОГРН 1141650021534), г.Набережные Челны Республики Татарстан, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ИНН 1655200443, ОГРН 1101690053497), г.Казань,
об оспаривании постановления,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Челныводоканал" - Федотов Д.М. (доверенность от 26.02.2021),
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - Швайковская Ж.Б. (доверенность от 28.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (далее - ООО "Челныводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - административный орган) от 08.10.2020 по делу N 145/20 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 371 112 руб. 71 коп.
Решением от 18.02.2021 по делу N А65-27689/2020 Арбитражный суд Республики Татарстан заявление общества удовлетворил.
Административный орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
ООО "Челныводоканал" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель административного органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ООО "Челныводоканал" апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 21.07.2020 N ПР-268/2020 административный орган провел в отношении ООО "Челныводоканал" плановую выездную проверку, по результатам которой составил акт проверки от 24.08.2020, протокол от 24.09.2020 об административном правонарушении и вынес постановление от 08.10.2020 N 145/20 (исх. от 22.10.2020 N СП-15/5059/2020), которым привлек ООО "Челныводоканал" к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 371 112 руб. 71 коп.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "Челныводоканал" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотинсодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.14.4.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В силу ч.1 и 2 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит регулированию. Регулированию подлежит тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что по заявлению ООО "Челныводоканал" постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 30.10.2019 N 6-78/тп в индивидуальном порядке установлена плата за технологическое присоединение объекта (многоэтажного дома по проспекту Яшьлек в 63-м микрорайоне г.Набережные Челны) ООО ЖСК "Комфортное жилье" к централизованным сетям холодного водоснабжения ООО "Челныводоканал" в размере 1 883 950 руб. 89 коп. (без учета НДС) с разбивкой по мероприятиям, осуществляемым при подключении, согласно приложению, а именно:
- 12 616 руб. 61 коп. - расходы на проведение мероприятий по подключению, не связанных со строительством;
- 1 497 067 руб. 42 коп. - расходы на строительство (создание) новых водопроводных сетей;
- 374 266 руб. 86 коп. - налог на прибыль.
На следующий день после утверждения платы за технологическое присоединение между ООО "Челныводоканал" (исполнитель) и ООО ЖСК "Комфортное жилье" (заказчик) заключен договор от 31.10.2019 N 6-205/19 о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, плата за которое установлена в сумме 1 883 950 руб. 89 коп. (без учета НДС в сумме 376 790 руб. 18 коп.), со ссылкой на постановление от 30.10.2019 N 6-78/тп.
После фактического осуществления технологического присоединения объекта заказчика к централизованной системе холодного водоснабжения исполнителя в связи с тем, что мероприятия по строительству водопроводных сетей были осуществлены силами и за счет средств ООО ЖСК "Комфортное жилье" исполнитель и заказчик заключили соглашение от 11.11.2019 о порядке возмещения расходов заказчика на строительство сетей водоснабжения.
Согласно п.2 соглашения мероприятия по строительству сетей водоснабжения от границы сетей холодного водоснабжения жилого дома до точки присоединения к централизованной системе водоснабжения заказчик выполнил своими силами и за свой счет, в связи с чем ООО "Челныводоканал" обязалось в п.4 соглашения зачесть расходы заказчика на строительство сетей в сумме 1 497 067 руб. 42 коп. (без учета НДС) в счет платы за подключение.
П.5 соглашения изменена ранее предусмотренная договором плата за подключение, которая в итоге состояла из суммы налога на прибыль, рассчитанной Госкомитетом в составе общей платы за подключение, исходя из выручки за строительство сетей, и составила 371 408 руб. 13 коп. (без учета НДС).
При этом сети водоснабжения стоимостью 1 796 480 руб. 90 коп (в том числе НДС - 299 413 руб. 48 коп.) по акту приема-передачи от 11.11.2019 ООО ЖСК "Комфортное жилье" передало в собственность ООО "Челныводоканал".
Плата за подключение в сумме 464 260 руб. (с учетом НДС) оплачена ООО ЖСК "Комфортное жилье" платежными поручениями от 13.11.2019 и 06.12.2019.
Заказчик и исполнитель 16.01.2020 подписали акт взаимозачета N 1 на общую сумму 1 796 480 руб. 09 коп. (в том числе НДС - 299 413 руб. 48 коп.), являющийся подтверждением хозяйственной операции по безвозмездному получению ООО "Челныводоканал" в собственность имущества в виде водопроводных сетей.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Между тем оспариваемое постановление в редакции, представленной ООО "Челныводоканал" и признанной административным органом достоверной, содержит вывод о том, что фактическая оплата за подключение жилого дома N 1 по пр.Яшьлек в 63-м микрорайоне г.Набережные Челны к централизованной системе холодного водоснабжения ООО "Челныводоканал" осуществлена в нарушение постановления Госкомитета от 30.10.2019 N 6-78/тп. При этом административный орган ссылается на то, что тарифное решение включало налог на прибыль в сумме 374 266 руб. 86 коп., рассчитанной исходя из общего размера необходимой валовой выручки по подключению объекта, в том числе расходов на строительство сетей водоснабжения и расходов на мероприятие по подключению, тогда как в случае расчета от расходов на проведение мероприятий по подключению налог на прибыль должен был составить 3 154 руб. 15 коп.
В данном случае ООО "Челныводоканал" вменяется завышение платы за подключение жилого дома N 1 по пр.Яшьлек в 63-м микрорайоне г.Набережные Челны к централизованной системе холодного водоснабжения ООО "Челныводоканал" и необоснованное получение ООО "Челныводоканал" платы в сумме 371 112 руб. 71 коп. (374 266 руб. 86 коп. - 3 154 руб. 15 коп.).
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным вывод административного органа о получении обществом завышенной выручки от платы за подключение.
Как видно из материалов дела, расходы на создание водопроводных сетей в сумме 1 497 067 руб. 42 коп. (без учета НДС), включенные Госкомитетом в индивидуальный тариф на подключение, взяты Госкомитетом из актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ КС-2 по договору субподряда от 16.05.2019 N 19-СП/63, заключенному между ООО ЖКС "Комфортное жилье" и ООО СФ "Энергия-1". То есть Госкомитет знал (не мог не знать) о том, что водопроводные сети объекта уже возведены и ООО "Челныводоканал" не будет нести расходы на их возведение.
В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, ООО "Челныводоканал" во исполнение постановления Госкомитета от 30.10.2019 N 6-78/тп об установлении платы за технологическое подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, в состав которой Госкомитетом были включены расходы на создание водопроводных сетей, заведомо не подлежащих несению ООО "Челныводоканал" в связи с готовностью указанных сетей еще на момент обращения общества в Госкомитет с заявлением об установлении индивидуального тарифа на подключение, в результате хозяйственных операций по технологическому подключению водопроводных сетей и безвозмездному получению этих сетей в собственность, каких-либо противоправных действий не совершало. Полученная от заказчика (ООО ЖСК "Комфортное жилье") плата за технологическое подключение в сумме 374 266 руб. 86 коп., состоящая из налога на прибыль от выручки, рассчитанной исходя из общего размера необходимой валовой выручки по подключению объекта, в том числе расходов на строительство сетей водоснабжения и расходов на мероприятие по подключению, является расходами на налог на прибыль в соответствии с нормами НК РФ.
Из ч.13 ст.18 Закона N 416-ФЗ следует, что плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заказчика до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406) тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
В соответствии со ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ.
Согласно ст.248 НК РФ к доходам относятся, как доходы от реализации товаров (работ, услуг), и имущественных прав, так и внереализационные доходы, определяемые в порядке статьи 250 НК РФ.
При этом доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих получение налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
В силу п.2 ст.248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
В соответствии с п.8 ст.250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признаются внереализационными доходами.
Подписанный заказчиком и исполнителем акт взаимозачета от 16.01.2020 N 1 на общую сумму 1 796 480 руб. 09 коп. (в том числе НДС - 299 413 руб. 48 коп.), а также универсальный передаточный документ от 11.11.2019 N 1063 являются подтверждением хозяйственной операции по получению ООО "Челныводоканал" в собственность имущества в виде водопроводных сетей, то есть доходом, подлежащим обложению налогом на прибыль в соответствии с установленной ставкой.
В данном случае Госкомитет в общую сумму индивидуального тарифа на подключение (1 883 950 руб. 89 коп. без учета НДС) включил расходы на проведение мероприятий по непосредственному подключению (12 616 руб. 61 коп.), расходы на создание водопроводных сетей (1 497 067 руб. 42 коп.) и налог на прибыль (374 266 руб. 86 коп.) от предполагаемой общей суммы выручки.
Согласно п.5 соглашения плата за подключение с учетом создания водопроводных сетей силами и средствами заказчика определена в сумме 464 260 руб. 16 коп., что за вычетом суммы НДС (92 852 руб. 03 коп.) составляет 371 408 руб. 71 коп.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, вывод административного органа о завышении ООО "Челныводоканал" платы за подключение и о необоснованном получении им выручки в сумме 371 112 руб. 71 коп. не соответствует действительности, поскольку полученная ООО "Челныводоканал" от заказчика плата состоит из налога на прибыль, подлежащего обязательной уплате обществом в бюджет от стоимости безвозмездно полученного имущества.
Довод административного органа о том, что изложенная в решении суда первой инстанции трактовка по обязанности уплаты налога на прибыль приведет к двойному учету средств, необходимых для уплаты налога на прибыль; в стоимость платы вошла стоимость фактически проведенных мероприятий по подключению (12 616 руб. 61 коп.) и предполагаемого налога на прибыль (374 266 руб. 86 коп.), что является очевидно несоразмерным, - подлежит отклонению как бездоказательный.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае события вменяемого ООО "Челныводоканал" административного правонарушения.
Довод административного органа о том, что в случае изменения договорных условий между ООО "Челныводоканал" и ООО ЖСК "Комфортное жилье", обществу следовало обратиться в Госкомитет за установлением тарифа на подключение на новых условиях, суд первой инстанции правильно не принял во внимание, поскольку обращение за установлением тарифа после совершения действий по подключению однозначно влечет привлечение общества к административной ответственности. Тем самым административный орган проявляет непоследовательность в своих действиях и вступает в противоречие с принципом законных ожиданий общества в сфере публичных правоотношений, который заключается в том, что добросовестная сторона не должна нести негативные последствия противоречивых действий госоргана, безусловно обладающего властными полномочиями.
ООО "Челныводоканал" были предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения требований законодательства в области порядка ценообразования.
В силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ч.2 ст.211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО "Челныводоканал".
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 года по делу N А65-27689/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27689/2020
Истец: ООО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", г.Набережные Челны
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционый суд