Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2021 г. N Ф04-4611/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
07 мая 2021 г. |
Дело N А03-18334/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (N 07АП-3141/21), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2021 по делу N А03-18334/2020 рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206), с. Волчиха, Волчихинский район, Алтайский край к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070) г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконным и отмене постановления N 218-жн по делу об административном правонарушении от 08.12.2020 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - Общество, ООО "ВторГеоРесурс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 218-жн по делу об административном правонарушении от 08.12.2020 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 23.03.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Инспекция в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Инспекции из Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае поступило обращение редактора газеты "Патриот Алтая" Овсянниковой Н.А. по факту нарушения нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой по обращению с ТКО в с. Колывань, п. Подхоз Курьинского района Алтайского края.
Специалистом инспекции проведена проверка по фактам, изложенным в обращении, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с соглашением от 26.12.2018 N 867/18-00, заключенным между Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "ВторГеоРесурс", региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов в Рубцовской зоне является ООО "ВторГеоРесурс". Рубцовская зона межмуниципальной системы Алтайского края по обращению с ТКО охватывает сельские поселения 12 муниципальных районов (Волчихинский, Егорьевский, Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский, Локтевский, Михайловский, Новмчихинский, Поспелихинский, Рубцовский, Третьяковский, Угловский).
Договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО по указанному адресам заключен на условиях типового договора между потребителем и ООО "ВторГеоРесурс".
Инспекцией установлено, что ООО "ВторГеоРесурс" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в с. Колывань Курьинского района Алтайского края, согласно утвержденного графика от 25.11.2019 каждую 1, 3 субботу месяца, в п. Подхоз Курьинского района Алтайского края каждую 1 субботу месяца бестарным способом.
Инспекцией сделан вывод, что ООО "ВторГеоРесурс", не обеспечен своевременный вывоз ТКО с территории домовладений с. Колывань, п. Подхоз Курьинского района Алтайского края, что является нарушением пункта 17 приложения 1 Правил N 354 и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 7.23 КоАП РФ.
12.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 15-05р/58 и 08.12.2020 вынесено постановление N 1218-жн о привлечении ООО "ВторГеоРесурс" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Общество, обратилось в суд с требованием о признании его незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
Пункт 2 Правил N 354 устанавливает, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил 1156).
Согласно пункту 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления обеспечивается: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Согласно пункту 2.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (вместе с СанПиН 2.1.7.3550- 19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2019 N 56981) срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.
В соответствии с п. 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5°С) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Исходя из вышеизложенного, график вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148 (22) Правил 354, в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества, и при этом, не нарушая режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам 354.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N354) предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать: 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148(22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; б) заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, ООО "ВторГеоРесурс" является исполнителем коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
Деятельность по сбору и вывозу ТКО в с. Колывань Курьинского района Алтайского края, осуществляется ООО "ВторГеоРесурс" по согласованному графику от 25.11.2019 каждую 1,3 субботу месяца, в п. Подхоз Курьинского района Алтайского края каждую 1 субботу месяца, бестарным способом.
Указанный бестарный (бесконтейнерный) способ как способ сбора ТКО предусмотрен Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края N 880 от 24.05.2019, (территориальная схема размещена на официальном сайте Минприроды Алтайского края).
Исходя из вышеизложенного, график вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148 (22) Правил 354, в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества, и при этом, не нарушая режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам 354.
Вывоз ТКО бестарным способом - один раз в неделю, является также нарушением пункта 8.2.4 требований СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период времени потребителям с соблюдением установленной Правилами N 354 периодичности, заявителем не представлено.
При этом общество подменяет понятие деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами и нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Деятельность по обращению с ТКО регулируется законодательством, связанным с обращением с отходами производства и потребления, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, и нарушение каких-либо требований касающихся в частности сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, что не связано с нарушением нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 2.3.1. Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Алтайского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора.
Согласно пункту 2.4.1 Соглашения региональный оператор по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию ТКО самостоятельно или с привлечением операторов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывоз ТКО предусмотрен в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, поскольку одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а места размещения пакетов и других емкостей для сбора ТКО следует признать местами накопления ТКО, то, соответственно, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то независимо от того, как собственники собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования, установленные Правилами N 354.
На момент проверки ООО "ВторГеоРесурс" не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов в с. Колывань, п. Подхоз Курьинского района Алтайского края, не исполнена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг в необходимых для них объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, ООО "ВторГеоРесурс" коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в с. Колывань, п. Подхоз Курьинского района Алтайского края, предоставлялась с нарушением периодичности, установленной в пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Обществом не исполнена обязанность предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами.
Ссылки заявителя на письмо Управления Роспотребнадзора судом отклонена.
Согласно приложенному письму Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, указанный СанПин 2.1.7.3550-19 регулирует вопросы порядка сбора ТКО, при этом указанный нормативно-правовой акт не регулирует общественные отношения по предоставлению коммунальной услуги гражданам и вопросы периодичности вывоза ТКО с мест их накоплений. Указанные вопросы регламентированы Правилами 354, согласно которым исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор на оказание потребителям коммунальной услуги по обращению с твердыми, коммунальными отходами заключен путем совершения потребителями в указанных жилых домах конклюдентньтх действий с даты начала предоставления коммунальных услуг ООО "ВторГеоРесурс".
Исходя из вышеизложенного, как уже изложено, график вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148 (22) Правил 354, в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества, и при этом, не нарушая режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам 354.
Соответственно, если место накопления отходов находится в зоне действия регионального оператора, то независимо от того, как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости) региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО при предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
Судом рассмотрен и отклонен довод заявителя о том, что к вывозу ТКО бестарным способом не применяются Правила N 354 отклоняется, как не соответствующий нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении N 1 к Правилам N 354, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца (пункт 17).
Следовательно, указанная норма предусматривает вывоз ТКО как из мест накопления, на которых установлены контейнеры, так и непосредственно от потребителей на основании договора об оказании услуг по обращению с ТКО, которым определены конкретные места сбора отходов.
Согласно пункту 148.2 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Следовательно, договор об оказании услуг по обращению с ТКО с потребителями проживающим в с. Колывань, п. Подхоз Курьинского района Алтайского края, заключен на основании конклюдентных действий, и требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО определяются Правилами N 354.
При этом нормы приложения N 1 к Правилам N 354 о периодичности вывоза ТКО, вопреки позиции Общества, распространяются и на вывоз отходов от потребителей при применении бестарного способа.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При оценке формальных составов последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного постановления).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Приведенные обстоятельства в совокупности исключают возможность квалифицировать такое правонарушение как малозначительное, поскольку освобождение заявителя от административного наказания на основании статьи 2.9 КоАП РФ нивелирует принцип неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, что прямо противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).
Суд, также не находит оснований для замены штрафа на предупреждение и применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Оценивая доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам арбитражный суд с учетом перечисленных норм права, содержания оспариваемого постановления, материалов административного дела и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, при наличии причинной связи между установленным административными органом фактами и их последствиями, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными. Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления инспекции требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции при проверке доводов заявителя жалобы не установил оснований, свидетельствующих о том, что рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия и имеется необходимость в выяснении дополнительных обстоятельств или исследовании дополнительных доказательств, а также взаимосвязь заявления с иными требованиями или судебным актом. Несогласие ответчика с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства не является безусловным основанием для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласился.
Несогласие заявителя жалобы с выводами, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке представленных доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Каких-либо обстоятельств либо доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апеллянтом не приведено и не представлено. Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя, проверенным судом апелляционной инстанции и отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2021 по делу N А03-18334/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18324/2020
Истец: ООО "ВторГеоРесурс"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края