город Ростов-на-Дону |
|
06 мая 2021 г. |
дело N А53-21373/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОРТЭ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.02.2021 по делу N А53-21373/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФОРТЭ"
(ИНН 6167123258, ОГРН 1136195010434)
к Управлению торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону
(ИНН 6164123130, ОГРН 1186196035442)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФОРТЭ" (далее - заявитель, ООО "ФОРТЭ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления торговли и бытового обслуживания г. Ростова-на-Дону (далее - управление) от 08.07.2020 N 266 о демонтаже и перемещении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2021 заявление ООО "ФОРТЭ" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ФОРТЭ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что наличие у зданий магазинов признаков объекта капитального строительства подтверждается экспертным заключением ООО "Экспертиза СВ" N 023-СВ от 10.07.2020. Поскольку исследуемый объект обладает прочной связью с землей, перемещение данного объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, следовательно, объект, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-Летия Победы, 59-61/1 является недвижимым имуществом. Таким образом, указанный объект обладает признаками стационарного капитального строения и является объектом недвижимости.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением торговли и бытового обслуживания г. Ростова-на-Дону на стене объекта недвижимости, находящегося в собственности ООО "ФОРТЭ", расположенного на пр. 40-Летия Победы, 59-61/1, г. Ростова-на-Дону, размещено решение о демонтаже и перемещении самовольного размещенного нестационарного торгового объекта.
По мнению заявителя, здание, которое согласно оспариваемому решению должно быть перемещено с земельного участка, является стационарным торговым объектом и относится к объектам недвижимого имущества
По техническим характеристикам Объект, находящейся в собственности ООО "ФОРТЭ", неразрывно связан с земельным участком, не может быть перемещен без капиталовложения равного стоимости строительства нового аналогичного объекта, поскольку для этого его необходимо полностью разобрать.
Наличие у зданий магазинов признаков объекта капитального строительства подтверждается экспертным заключением ООО "Экспертиза СВ" N 023-СВ от 10.07.2020 года.
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "ФОРТЭ" обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
Проверив законность оспариваемого решения Управлением торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
25.06.2020 сотрудниками Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону в рамках своей компетенции по адресному ориентиру:
г. Ростов-на-Дону, пр-т 40-летия Победы, 59-61/1, выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект "Табак" б/н.
25.06.2020 в соответствии с постановлением администрации г. Ростова-на-Дону N 234 "Об утверждении порядка выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных НТО на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" на основании выписки из информационно-аналитический комплекс "Муниципальная геоинформационная система города Ростова-на-Дону" Управлением подготовлено заключение об отсутствии правовых оснований для размещения НТО адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, пр-т 40-летия Победы, 59-61/1.
08.07.2020 Управлением принято решение о демонтаже и перемещении нестационарного торгового объекта, расположенного по адресному ориентиру:
г. Ростов-на-Дону, пр-т 40-летия Победы, 59-61/1, к месту временного хранения самовольно размещенных нестационарных торговых объектов по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, д. 262/1, в соответствии с муниципальным контрактом от 29.05.2020 N 12А в срок до 22.07.2020.
В соответствии с Положением об Управлении торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 N 138 (в ред. от 25.02.2020) Управление является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по вопросам местного значения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, относящимся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону.
Учредителем Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону выступает муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону". Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения Управление осуществляет следующие функции:
- разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", утверждаемой правовым актом Администрации города Ростова-на-Дону (далее - схема размещения НТО); подготовка изменений в схему НТО.
- организация и проведение конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов.
Контроль за размещением нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону".
- подготовка и направление в уполномоченный отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону перечня предлагаемых к расторжению договоров аренды земельных участков (договоров о размещении нестационарных торговых объектов), занимаемых нестационарными торговыми объектами, объектами общественного питания, летними площадками при стационарных объектах общественного питания, объектами бытового обслуживания.
- осуществление, в установленном действующим законодательством порядке, освобождения земельных участков от временных объектов (нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, в том числе летних площадок при стационарных объектах общественного питания, объектов бытового обслуживания), используемых лицами, самовольно занявшими земельные участки либо утратившими право на указанные земельные участки.
- организация, координация и осуществление работы по выявлению и пресечению на территории города Ростова-на-Дону фактов торговли в неустановленных местах (несанкционированная торговля), участие в мероприятиях по денатурации продуктов питания и демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях и строениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Для этого разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления специальная схема.
Таким образом, для размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем только в случае размещения торгового объекта в месте, определенном органом исполнительной власти.
Соответствующие доказательства получения обществом разрешения на размещение торгового объекта либо получения иного документа, из которого бы следовало, что место для торговли заявителем было согласовано в установленном порядке, не представлены.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что спорный объект по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, пр-т 40-летия Победы, 59-61/1, не является нестационарным торговым объектом, а относится к стационарному торговому объекту и относится к объекту недвижимого имущества, о чем свидетельствует заключение от 10.07.2020 N 023-СВ, поскольку обществом не представлено каких-либо правоустанавливающих документов на спорный нестационарный торговый объект.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу указанной статьи прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием, конструктивных характеристик исследуемого объекта.
К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс).
Таким образом, понятие "недвижимости" является правовой категорией, поэтому признание имущества недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что оно прочно связано с землей, а для признания его таковым необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом или иными правовыми актами порядке и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Наличие фундамента у объекта необходимо рассматривать в совокупности с его другими характеристиками.
При этом наличие у спорного объекта заливного бетонного фундамента не позволяет однозначно отнести его с учетом требований статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к объекту недвижимости (установка временного сооружения на капитальном фундаменте не влечет отнесения такой постройки к объектам недвижимости; возведение бетонного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент часто используется также и для возведения временных сооружений).
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств (фототаблицы заключения) суд первой инстанции правомерно установил, что спорное строение по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, пр-т 40-летия Победы, 59-61/1, не является объектом капитального строительства.
Доказательств наличия у спорных объектов признаков недвижимого имущества, предусмотренных статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и их создание в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительным норм, суду не представлено.
Выводы эксперта, изложенные в заключении от 10.07.2020 N 023-СВ суд первой инстанции обоснованно оценил критически, поскольку наличие фундамента не является основанием для признания объекта - капитальным строением.
Экспертом установлено, что объект выполнен на ленточном фундаменте с бетонированием основных конструктивных элементов. В случае перемещения конструкция объекта понесет значительные деформации, фундамент переносу не подлежит. Исследуемый объект обладает прочной связью с землей, перемещение данного объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Однако, экспертом не был установлен факт заглубления фундамента как свидетельство его прочной связи с землей.
Учитывая конструктивные особенности спорного сооружения, зафиксированные при проведении исследования в фототаблице, а именно: металлический каркас, а также материалы, из которых указанные сооружения выполнены - металлопрофиль, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данный объект может быть возведен на иных бетонных площадках, что не повлечет изменение его конструктивного назначения.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорный объект по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, пр-т 40-летия Победы, 59-61/1, является объектом недвижимого имущества.
Таким образом, ООО "ФОРТЭ" не доказано открытое непрерывное владение спорным имуществом как своим в указанный период и факт того, что спорное сооружение является объектом недвижимого имущества.
Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением недвижимых и движимых объектов закреплено в статье 11 Земельного кодекса, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительном кодексе Российской Федерации. В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Размещение нестационарных торговых объектов предполагает формирование рациональной структуры розничной торговой сети, обеспечивающей экономически и социально обоснованное территориальное распределение таких объектов в пределах муниципального образования с учетом их максимального приближения к месту жительства покупателей в целях обеспечения потребительского спроса на товары. Подобные объекты являются дополнением к стационарной сети организаций потребительского рынка товаров и услуг, не требующих особых условий хранения, производства, продажи, оказания услуг.
Включение торговых объектов в схему размещения осуществляется в целях:
а) достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышения доступности товаров для населения.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Федеральный закон N 381-ФЗ не устанавливает запрета на возможное введение органом местного самоуправления дополнительных ограничений для размещения нестационарных торговых объектов, в частности товаров, если такие ограничения связаны с выполнением задач, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.03.2012 по делу N А29-5101/2011).
Закрепленные в ней правила распространяются только на случаи размещения торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности;
Базовым правоустанавливающим документом для хозяйствующих субъектов будет являться схема размещения нестационарных торговых объектов, то есть документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов, имеющий сведения об объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации торгового объекта, собственнике земельного участка (здания, строения, сооружения), на котором расположен нестационарный торговый объект.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772.
Согласно им включение объектов в схему размещения, а также изменение уже утвержденной схемы осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Для этого орган местного самоуправления направляет им заявление о включении объектов в схему размещения, где указываются сведения о нормативах и фактических показателях минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, целях использования объектов, включаемых в схему размещения, видах объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что ООО "ФОРТЭ" обращалось в уполномоченные органы за разрешением о размещении и включении в схему размещения нестационарного торгового объекта.
Доказательств тому, что оспариваемое решение не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009, Федерального закона N 131-ФЗ муниципальным нормативно-правовым актам и т.д., а так же нарушает права и законные интересы ООО "ФОРТЭ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создает какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ФОРТЭ" в материалы дела не представлены.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону от 08.07.2020 N 266 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "ФОРТЭ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2021 по делу N А53-21373/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21373/2020
Истец: ООО "ФОРТЭ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛИ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ