город Ростов-на-Дону |
|
08 февраля 2024 г. |
дело N А53-9556/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Администрации города Новошахтинска: Никулина О.Н. по доверенности от 27.04.2022, диплом, паспорт; Голубева О.В. по доверенности от16.05.2023, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: Вишнякова А.С. по доверенности от 09.01.2024, диплом, удостоверение; Мардаровская В.А. по доверенности от 18.01.2024, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Новошахтинска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2023 по делу N А53-9556/2023
по заявлению Администрации города Новошахтинска (ИНН 6151005266, ОГРН 1026102485034)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Ольховатов Игорь Васильевич
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Новошахтинска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 28.02.2023 по делам N 061/06/42-565/2023, N061/06/42-564/2023, N061/06/42-563/2023, N061/06/42-562/2023, N061/06/42-561/2023, N061/06/42-560/2023, N061/06/42-559/2023, N061/06/42-558/2023, N061/06/42-557/2023, N061/06/42-556/2023, N061/06/42-555/2023, N061/06/42-554/2023, N061/06/42-553/2023, N061/06/42-551/2023, N061/06/42-550/2023 и N061/06/42-549/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечён индивидуальный предприниматель Ольховатов Игорь Васильевич.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2023 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано отсутствием в действиях антимонопольного органа нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ, Администрацией нарушены положения части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация города Новошахтинска указывает, что отказывая в удовлетворении иска, судом нарушаются законные права заказчика, что влечет за собой приобретение жилого помещения ненадлежащего качества и несоответствующего требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям.
Суд не принял во внимание положения Федерального закона N 159-ФЗ и постановления Правительства РФ N 42.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от Управления и Правительство Ростовской области поступили отзывы на апелляционную жалобу. Отзывы приобщены к материалам дела.
Представители Администрации города Новошахтинска поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представители Управления просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
19.02.2023 индивидуальным предпринимателем Ольховатовым Игорем Васильевичем в Управление была подана жалоба на нарушение Администрацией, как заказчиком, норм Федерального закона N 44-ФЗ при проведении открытых аукционов в электронной форме N 0158300056723000003, N 0158300056723000004, N 0158300056723000005, N 0158300056723000006, N 0158300056723000007, N 0158300056723000008, N 0158300056723000009, N 0158300056723000010, N 0158300056723000011, N 0158300056723000012, N 0158300056723000013, N 0158300056723000014, N 0158300056723000015, N 0158300056723000016, N 0158300056723000017 и N 0158300056723000018 "Приобретение муниципальным образованием "Город Новошахтинск" в собственность благоустроенного жилого помещения посредством купли-продажи для использования в качестве жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При рассмотрении жалобы, Управлением установлено, что "Извещениям о проведении открытого аукциона в электронной форме" установлены дата и время окончания подачи заявок - 20.02.2023 10:00 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 2276736 рублей.
Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.02.2023 размещены извещения о проведении аукциона.
По всем извещениям объектом закупки были по одной квартире по каждому из объявленных аукционов. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N ИЭА1 от 22.02.2023, на участие в электронном аукционе подана 1 заявка.
По результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Ольховатова И.В., комиссия Управления 28.02.2023 приняла решения по делам N 061/06/42-565/2023, N061/06/42-564/2023, N061/06/42-563/2023, N061/06/42-562/2023, N061/06/42-561/2023, N061/06/42-560/2023, N061/06/42-559/2023, N061/06/42-558/2023, N061/06/42-557/2023, N061/06/42-556/2023, N061/06/42-555/2023, N061/06/42-554/2023, N061/06/42-553/2023, N061/06/42-551/2023, N061/06/42-550/2023 и N061/06/42-549/2023, которыми:
1. Жалоба предпринимателя признана обоснованной;
2. Заказчик признан нарушившим часть 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об отмене всех сформированных протоколов, внесение изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом решения;
4. Принято решение о рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица заказчика.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Правила описания объекта закупки закреплены в статье 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Так, в пункте 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ указано, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в силу части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Из материалов дела следует, что согласно
При подаче жалобы на действия Администрации при проведении аукционов индивидуальный предприниматель Ольховатов И.В. указал, что требование заказчика об указании в составе заявки конкретных характеристик жилого дома, в котором предлагается жилое помещение, не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
По итогам рассмотрения жалобы, комиссия антимонопольного органа установила, что требование Администрации об указании в составе заявки характеристик товара (объекта), фактически не являющегося объектом закупки, а именно - характеристик жилого дома (аукцион на закупку квартир), в котором приобретается жилое помещение, что не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
В приложении N 1 к извещению о проведении закупки заказчиком определено указано следующее:
Наружные стены дома, крыша, фундамент, стены в подъезде (в случае если жилое помещение располагается в многоквартирном доме) не должны иметь трещин, дефектов, разрушений (пункт 2.4).
Наружные стены (материал) - железобетонные или монолитно - железобетонные, или бетонные, или кирпичные, для индивидуальных жилых домов или домов блокированной застройки могут быть, в том числе, газобетонные или пенобетонные. Тип перекрытий - в капитальном исполнении (ж/б плиты). Для индивидуального жилого дома или дома блокированной застройки могут быть использованы деревянные или иные типы перекрытий (пункт 2.5).
В многоквартирном доме, в котором располагается предлагаемая к приобретению квартира лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями. Данный абзац не применяется в случае предложения к приобретению жилого дома (пункт 2.6).
Приложением N 3 к извещению о проведении аукциона установлено следующее: для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федерального законом N 44-ФЗ, должна содержать: 2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального законом N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального законом N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Аналогичное требование содержит описание объекта закупки: "ВНИМАНИЕ!!!- Участником указывается соответствующее значение исходя из предложенного перечня, в соответствии с характеристиками предлагаемого товара.".
Таким образом, определённые заказчиком требования, изложенные в описании объекта закупки, помимо требований к жилому помещению касаются жилого дома, в котором приобретается жилое помещение, не являющегося объектом закупки.
Согласно требованиям к содержанию и составу заявки, характеристики жилого дома, в котором предлагается жилое помещение, подлежат включению в состав заявки.
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В настоящем случае объектом закупки является жилое помещение (квартира), соответствие которого описанию обязан обеспечить участник закупки, то есть он должен описать объект закупки и не обязан иметь и предоставлять информацию о жилом доме, в котором предлагается такое помещение.
Довод заявителя о том, что установленное требование о том, что жилое помещение не должно быть предложено участником закупки в качестве заявки по другой закупке, не противоречит нормам Закона и не является требованием, ограничивающим количество участников закупки и обоснованно отклонено судом, поскольку в описании объекта закупки Заказчиком прямо установлено, что жилое помещение не должно быть предложено участником закупки в качестве заявки по другой закупке.
В силу части 5 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
При этом участник закупки как лицо, осуществляющее свою предпринимательскую деятельность в сфере закупок с использованием ЕИС, при должной степени осмотрительности имеет возможность избежать ситуации подписания двух муниципальных контрактов, имея фактическую возможность исполнить обязательства только по одному из них.
Исчерпывающий перечень оснований отклонения заявок определён частью 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, включение данного условия в описание объекта закупки, может повлечь за собой нарушение норм Закона при рассмотрении заявок участников закупки.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Приложением N 4 к извещению "Проект контракта" пунктом 4.9 установлено, что до подписания настоящего контракта продавцом покупателю переданы: кадастровый паспорт, технический план, срок со дня выдачи которых не превышает 5 лет, а также иные документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Администрация указывает, что Управлением при вынесении оспариваемых решений нарушены положения статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации и принцип единообразия применения норм антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, частями 1 и 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено что, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Обязательства по передаче жилого помещения, возникают у победителя только после заключения контракта, условиями контракта предусмотрено: стороны проводят осмотр передаваемого жилого помещения; продавец передаёт жилое помещение покупателю (установлен срок передачи - 28.04.2023); на момент обследования жилого помещения специально созданной комиссией, после подписания муниципального контракта, в целях подписания акта приёма-передачи жилого помещения, поставщик предоставляет документы, предусмотренные пунктом 4 приложения к проекту контракта "Техническое задание"; стороны подписывают акт приёма-передачи (при соответствии жилого помещения положениям контракта).
Таким образом, само подписание контракта не свидетельствует о немедленной (одновременной) передачи товара или документов на него.
Порядок заключения контракта после подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) строго регламентирован статьёй 51 Федерального закона N 44-ФЗ, которая не предусматривает возможность передачи Заказчику какой-либо информации и документов в период с момента определения победителя закупки до подписания проекта контракта.
В части проведения осмотра жилого помещения, действующим законодательством заказчику не предоставлено право требовать осмотра товара до заключения контракта по итогам электронного аукциона. Аналогичная правовая позиция подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16053/2019.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что требование, содержащееся в проекте контракта, о предоставлении до подписания контракта документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на жилое помещение, противоречит требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, решения Управления от 28.02.2023 по делам N 061/06/42-565/2023, N 061/06/42-564/2023, N 061/06/42-563/2023, N 061/06/42-562/2023, N 061/06/42-561/2023, N 061/06/42-560/2023, N 061/06/42-559/2023, N 061/06/42-558/2023, N 061/06/42-557/2023, N 061/06/42-556/2023, N 061/06/42-555/2023, N 061/06/42-554/2023, N 061/06/42-553/2023, N 061/06/42-551/2023, N 061/06/42-550/2023 и N 061/06/42-549/2023 являются законными, соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и не нарушающими права и законные интересы сторон аукциона.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает верными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
Доводы апелляционной жалобы Администрация, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2023 по делу N А53-9556/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9556/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
Ответчик: Ольховатов Игорь Васильевич, УФАС по РО
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ