Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 августа 2021 г. N Ф03-4187/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А51-20190/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни,
апелляционное производство N 05АП-1873/2021
на решение от 16.02.2021
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-20190/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтарТрак" (ИНН 4253015848, ОГРН 1134253004511)
к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533) о признании незаконным решения от 23.10.2020 года N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор,
при участии:
в судебное заседание явились: от Уссурийской таможни: Масленникова Е.И. по доверенности N 0008 от 11.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 7836);
в судебное заседание не явились: от общества с ограниченной ответственностью "СтарТрак", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтарТрак" (далее - ООО "СтарТрак", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 23.10.2020 года N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, а также об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 5 589 000 руб.
Решением суда от 16.02.2021 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 5 589 000 руб., а также взыскал с таможни в пользу общества судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что определение полной массы транспортного средства соответствует определению "технически допустимая максимальная масса", установленному Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877. Классифицирующим признаком транспортных средств, в рассматриваемом случае, также является технически допустимая максимальная масса.
Кроме того, в соответствии с пояснениями к товарной позиции 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О пояснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза") "полная масса транспортного средства - это дорожная масса, указанная производителем как максимальная проектная масса транспортного средства. Она равна сумме собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака". Указанное определение полной массы транспортного средства соответствует определению "технически допустимая максимальная масса", установленному Техническим регламентом.
Также, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к регистрационным данным транспортного средства относятся: масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса). Таким образом, законодатель отожествляет понятия "технически допустимая максимальная масса" понятию "полная масса" и противопоставляет им понятие: масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки).
С учетом вышеприведенных норм, таможня считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что понятие полная масса транспортного средства не соотносимо с приведенным в Техническом регламенте определением технически допустимая максимальная масса.
Кроме того, в соответствии с совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (действовал до 01.11.2020) в строке "14. Разрешенная максимальная масса, кг" паспорта транспортного средства указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
Также таможня считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что грузоподъемность транспортного средства (шасси) не учитывается при исчислении утилизационного сбора. Грузоподъемность транспортного средства (шасси) напрямую связана с использованием материалов для его изготовления, так как чем больше грузоподъемность, тем более прочные материалы должны быть использованы, должна увеличиваться мощность двигателя транспортного средства и его масса (масса шасси).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 20.11.2020) в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 внесены изменения, а именно: в перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном указанным постановлением: в пунктах 4 - 16, 24 - 31 слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой", а также, сноска 2 Перечня дополнена абзацем следующего содержания: "используемый в описании отдельных видов и категорий транспортных средств термин "технически допустимая максимальная масса" применяется в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило. Представило отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
Из материалов дела судом установлено, что в 2018-2019 гг. ООО "СтарТрак" на территорию Российской Федерации ввезло и задекларировало в Уссурийской таможне 10 единиц техники C&C TRUCKS N332T и 6 единиц техники C&C TRUCKS N342, а именно:
- товар N 1: по декларации на товары N 10716050/201218/0033138 - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N96JB453864, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 000 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру (далее - ТПО) N 10716050/241218/ТС-0860285 от 24.12.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с "Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5,5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3,4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3,4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 1 составил 315 000 руб.;
- товар N 2: по декларации на товары N 10716050/201218/0033149 - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N98JB453865, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 100 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/241218/ТС-0860288 от 24.12.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3, 4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 2 составил 315 000 руб.;
- товар N 3: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/271218/0034035 - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N9XJB453866, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 100 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру (далее - ТПО) N 10716050/291218/ТС-0860302 от 29.12.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3,4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 3 составил 315 000 руб.;
- товар N 4: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/271218/0034043 (Приложение N 8) - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKSN332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N91JB453867, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 100 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/291218/ТС-0860303 от 29.12.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3,4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 4 составил 315 000 руб.;
- товар N 5: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/210618/0017570 (Приложение N 10) - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N99JB453440, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 100 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/260618/ТС-0860103 от 26.06.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3, 4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 5 составил 315 000 руб.;
- товар N 6: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/210618/0017598 (Приложение N 12) - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N90JB453441, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 100 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/260618/ТС-0860105 от 26.06.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5,5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3, 4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 6 составил 315 000 руб.;
- товар N 7: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/260618/0018137 (Приложение N 14) - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N92JB453442, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 000 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/270618/ТС-0860107 от 27.06.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3, 4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 7 составил 315 000 руб.;
- товар N 8: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/260618/0018138 (Приложение N 16) - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N94JB453443, новый, год выпуска 2018, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 000 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/270618/ТС-0860106 от 27.06.2018 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 1, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3,4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3,4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 8 составил 315000 руб. в 2019 г.:
- Товар N 1: по декларации на товары N 10716050/301219/0041992- "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N92KB400144, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 000 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5, 5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/301219/ТС-0861036 от 30.12.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с "Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 г. N 884) (далее - Перечень 2) (Приложение N 20) применялся коэффициент 5, 5; как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3, 4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 1 составил 315 000 руб.;
- товар N 2: по декларации на товары N 10716050/181219/0040184 - "грузовой автомобиль - тягач седельный (6x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N332T, идентификационный номер (VIN) LVM4C3N94KB400145, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8701201013, в количестве 1 штуки, вес брутто 12 000 кг., вес нетто 12 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/201219/ТС-0861033 от 20.12.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 г. N 884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 3, 4, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 12 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 510 000 руб. (150 000 (базовая ставка) х 3, 4 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 2 составил 315 000 руб.;
- товар N 3: по декларации на товары N 10716050/020419/0009529 - "грузовой автомобиль - самосвал (8x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N342, идентификационный номер (VIN) LVMZ3N9C3KB400001, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704329109, в количестве 1 штуки, вес брутто 19 800 кг., вес нетто 19 800 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/060419/ТС-0860364 от 26.04.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 г. N 300, от 03.04.2019 г. N 389, от 11.07.2019 г. N 884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 2, 79, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 19 800 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 418 500 руб. (150 000 (базовая ставка) х 2,79 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за товар N 3 составил 406 500 руб.;
- товар N 4: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/080419/0010241 - "грузовой автомобиль - самосвал (8x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N342, идентификационный номер (VIN) LVMZ3N9C5KB400002, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704329109, в количестве 1 штуки, вес брутто 19 800 кг., вес нетто 19 800 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/100419/ТС-0860366 от 10.04.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300, от 03 апреля 2019 г. N389, от 11 июля 2019 г. N884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 2,79, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 19 800 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 418 500 руб. (150 000 (базовая ставка) х 2, 79 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 4 составил 406 500 руб.;
- товар N 5: по декларации на товары N 10716050/090419/0010480 - "грузовой автомобиль - самосвал (8x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N342, идентификационный номер (VIN) LVMZ3N9C7KB400003, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704329109, в количестве 1 штуки, вес брутто 19 800 кг., вес нетто 19 800 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/130419/ТС-0860367 от 13.04.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300, от 03 апреля 2019 г. N389, от 11 июля 2019 г. N884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 2, 79, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 19 800 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 418 500 руб. (150 000 (базовая ставка) х 2,79 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за товар N 5 составил 406 500 руб.;
- товар N 6: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/150419/0011191 (Приложение N 29) - "грузовой автомобиль - самосвал (8x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N342, идентификационный номер (VIN) LVMZ3N9C9KB400004, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704329109, в количестве 1 штуки, вес брутто 19 800 кг., вес нетто 19 800 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5, 5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/180419/ТС-0860372 от 18.04.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300, от 03 апреля 2019 г. N 389, от 11 июля 2019 г. N 884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 2, 79, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 19 800 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 418 500 руб. (150 000 (базовая ставка) х 2, 79 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за товар N 6 составил 406 500 руб.;
- товар N 7: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/301219/0041998 - "грузовой автомобиль - самосвал (8x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N342, идентификационный номер (VIN) LVMZ3N9C7KB400146, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704329109, в количестве 1 штуки, вес брутто 20 000 кг., вес нетто 20 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/311219/ТС-0861038 от 31.12.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 г. N884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 2, 79, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 20 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 418 500 руб. (150 000 (базовая ставка) х 2,79 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за товар N 7 составил 406 500 руб.;
- товар N 8: по декларации на товары (далее - ДТ) N 10716050/181219/0040199 (Приложение N 33) - "грузовой автомобиль - самосвал (8x4 КПГ), марки С&С TRUCKS N342, идентификационный номер (VIN) LVMZ3N9C9KB400147, новый, год выпуска 2019, изготовитель: С&С TRUCKS COMPANY LIMITED", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704329109, в количестве 1 штуки, вес брутто 20 000 кг., вес нетто 20 000 кг.
В ходе таможенного декларирования ООО "СтарТрак" была оплачена сумма утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 825 000 руб. (150 000 руб. (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)), согласно таможенному приходному ордеру N 10716050/201219/ТС-0861034 от 20.12.2019 г.
При расчете утилизационного сбора, в соответствии с Перечнем 2, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 г. N884) применялся коэффициент 5, 5, как для седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, вместо коэффициента 2,79, применяемого к седельным тягачам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн при массе ТС без нагрузки равной 20 000 кг. При применении верного коэффициента размер утилизационного сбора равен 418 500 руб. (150 000 (базовая ставка) х 2, 79 (коэффициент)). Размер излишне уплаченного утилизационного сбора за Товар N 8 составил 406 500 руб.
После выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления декларант счел, что в отношении задекларированных по перечисленным таможенным декларациям названных товаров ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС и их технической характеристики- "грузоподъемность", в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса (РММ).
11.09.2020 ООО "СтарТрак" подало в Уссурийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по спорным ДТ всего 5 589 000 руб., приложив к заявлению, помимо документов, подтверждающих регистрацию юридического лица, его постановки на налоговый учет, учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия и личность директора Общества, также перечисленные ДТ, ТПО, платежные поручения на уплату утилизационного сбора, выданные на транспортные средства ПТС, расчеты суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении каждого транспортного средства.
По результатам рассмотрения поданного декларантом заявления 23.10.2020 таможня приняла решение N 2 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, о чем сообщила в своем письме от 17.09.2020 N 17-30/23889, указав в нем также причины и основания принятия такого решения.
Не согласившись с решением таможни от 23.10.2020 N 2, сочтя его незаконным и необоснованным, ООО "СтарТрак" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
По правилам пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закона об отходах производства и потребления) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 указанного Закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством РФ принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291), которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1291).
Как установлено пунктом 5 Правил N 1291, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (пункт 24 Правил N 1291).
В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня и примечания 6 к нему (в редакции, действующей на дату таможенного оформления) базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150 000 руб.
В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении ТС, выпущенных в свободное обращение на территории РФ, категорий N 1, N 2. При этом для определения категории ТС, используется согласно формулировке Перечня, термин - полная масса ТС.
Таким образом, для расчета суммы утилизационного сбора и для правильного определения коэффициента следует использовать значение полной массы транспортного средства, понятие которое в указанном Постановлении Правительства РФ отсутствует.
Оценивая позицию таможенного органа со ссылкой на пояснения к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденные рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21, действовавшим на дату регистрации ДТ, согласно которым полная масса транспортного средства - это дорожная масса, указанная производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, она равна сумме собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака, коллегия руководствуется следующим.
В рассматриваемом случае, мнение таможни о том, что указываемая в ПТС "Разрешенная максимальная масса" соответствует понятию "полная масса" и "максимально допустимая техническая масса", которым оперирует технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", соответствует положениям Постановления Правительства N 1291, то использование указанной массы для определения размера коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, является верным, не соответствует действующему законодательству.
По мнению судебной коллегии, указанные таможней основания для расширительного истолкования понятия "максимально допустимая техническая масса" в отношении транспортных средств в контексте исчисления утилизационного сбора, отсутствуют, поскольку определение понятия "полная масса" в отношении грузовых машин отсутствует в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011.
Порядок исчисления утилизационного сбора также не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в сумме с указанной изготовителем массой или фактической массой транспортного средства.
В силу пунктов 4 - 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Таким образом, для целей применения и исчисления размера утилизационного сбора может иметь значение масса ввезенного транспортного средства, оказывающая влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 НК РФ и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении ввезенного обществом транспортного средства с учетом такой его технической характеристики, как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
Следовательно, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, так как влияние этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне.
Кроме того, принимая во внимание, что расширительное истолкование понятия максимально допустимая техническая масса в отношении ввезенного обществом транспортного средства способно приводить к изменению размера утилизационного сбора в сторону его увеличения, следует признать, что данный вопрос имеет существенное значение с точки зрения соблюдения принципа формальной определенности норм, регулирующих взимание данного фискального платежа.
Из содержания Перечня не следует, что при его утверждении Правительство Российской Федерации исходило именно из такого экономического смысла спорных коэффициентов, применяемых при расчете утилизационного сбора.
Изложенное согласуется с Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100, принятым в рамках ее полномочий по обеспечению свободного обращения самоходных машин на таможенной территории Евразийского экономического союза, согласно пункту 5 которого в поле 18 паспорта транспортного средства указывается "максимальная технически допустимая масса машины".
При этом при заполнении графы "максимальная технически допустимая масса" в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности.
В связи с этим при наличии неопределенности в правовом регулировании, отсутствовали законные основания для того, чтобы истолковывать правила исчисления утилизационного сбора в сторону увеличения фискального бремени, возлагаемого на его плательщиков.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
Таким образом, поскольку ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности, и при декларировании товаров по ДТ примененная ООО "СтарТрак" для расчета утилизационного сбора масса транспортных средств определена как арифметическая сумма фактической массы транспортных средств согласно сведениям граф 38 спорных деклараций, значения грузоподъемности и значения массы водителя.
Согласно сведениям, заявленным в графах 38 спорных ДТ, полный вес транспортных средств составил 12 000 кг, что указывает на необходимость применения коэффициента расчета утилизационного сбора, установленного в размере 3,4 и 2,79, как для транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неверном применении им при расчете суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, задекларированных в спорных таможенных декларациях, показателя "полная масса транспортного средства", что повлекло исчисление утилизационного сбора с применением коэффициента 5.5 в большем размере, чем это предусмотрено для товаров, с теми характеристиками, которые фактически заявлены обществом при подаче таможенных деклараций. При этом таможенный орган в ходе проведения таможенного контроля, как до, так и после выпуска данных товаров, факты недостоверного декларирования сведений о данных товарах не выявил.
В рассматриваемом случае, коэффициент для расчета утилизационного сбора применен декларантом в завышенном размере, соответственно, с учетом необходимости применения в отношении спорных транспортных средств коэффициента 3,4 и 2,79, доводы заявителя об излишней уплате утилизационного сбора в обшей сумме 5 589 000 руб. являются правомерными.
Как следует из материалов дела, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, общество 11.09.2020 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 5 589 000 руб., с приложением соответствующего пакета документов.
Из материалов дела усматривается, что обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в таможенный орган в порядке пункта 24 Правил N 1291 с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора декларантом не пропущен.
Как подтверждается материалами дела, в качестве документов, свидетельствующих об излишней уплате утилизационного сбора по спорным декларациям, декларантом были представлены таможенные декларации, расчеты сумм утилизационного сбора, копии паспортов транспортных средств, таможенные приходные ордера, платежные поручения, что в совокупности позволяет установить факт излишней уплаты утилизационного сбора по спорным ДТ.
Согласно приведенному в письме от 17.09.2020 N 17-30/23889 обоснованию принятия такого решения, таможенный орган сослался на отсутствие в представленном заявителем пакете документов аннулированного в соответствии с пунктом 8 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера (далее - Порядок N 288) ТПО, выданного в подтверждение уплаты утилизационного сбора при декларировании спорного транспортного средства.
По мнению таможенного органа, в отсутствие аннулированного ТПО корректировка сведений об уплате утилизационного сбора не могла быть произведена, что исключало дальнейшую процедуру по возврату спорной суммы рассматриваемого сбора.
В частности, таможня ссылается на нарушение декларантом требований подпункта "б" пункта 27 Правил N 1291, полагая, что в качестве документов, позволяющих определить уплату утилизационного сбора в спорном размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора, следует рассматривать аннулированные перечисленные ТПО и ТПО, оформленные с учетом скорректированных сведений.
Действительно, согласно пункту 8 Порядка N 288 при необходимости изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, ДТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО, ДТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО, ДТПО путем проставления соответствующей отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного.
Этим же пунктом Порядка предусмотрено, что в случае возврата плательщику или зачета платежей, уплата которых отражена в ТПО, ДТПО, во втором экземпляре ТПО, ДТПО делается запись "Произведен возврат (зачет)..." с указанием суммы возвращенных либо зачтенных платежей и основания для их возврата (зачета). Запись заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. Одна заверенная копия второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), хранится в таможенном органе.
По требованию плательщика вторая заверенная копия второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), направляется плательщику. Форма таможенного приходного ордера также утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288.
Оценивая доводы таможни в данной части, суд исходил из того, что согласно пунктам 2, 6 Порядка N 288 бланки ТПО и ДТПО, состоящие из сброшюрованных листов (экземпляров), а также в случае их оформления в виде электронного документа, заполняются должностным лицом таможенного органа в трех экземплярах. При этом заполнение ТПО и ДТПО на бланках сопровождается формированием таких документов в электронном виде.
Пунктом 3 Порядка N 288 определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами (подпункт 2). Аналогичное целевое назначение и порядок его формирования определены в утвержденной Приказом ФТС России от 25.02.2013 N 350 Инструкции о применении таможенного приходного ордера (далее - Инструкция N 350).
При этом согласно данной Инструкции сброшюрованные комплекты бланков ТПО, ДТПО являются защищенной полиграфической продукцией и изготавливаются в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции уровня "B", установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Судом первой инстанции было правомерно учтено, что Порядок N 288 не предусматривает заявительный порядок корректировки сведений, отраженных в ТПО, ДТПО, а равно и такой же порядок в рамках отдельных процедур для аннулирования ТПО, ДТПО, выданных плательщику. Требование о предоставлении плательщиком аннулированных ТПО, ДТПО, на основании которых излишне уплачен (взыскан) утилизационный сбор, и/или скорректированных ТПО Порядок N1291 также не содержит. Порядок N288 не предусматривает и возможность самостоятельного формирования плательщиком формы ТПО, ДТПО со сведениями, подлежащими изменению, учитывая, что статус таких документов в силу перечисленных норм права определен в качестве документов строгой отчетности таможенного органа.
Таким образом, поскольку заполнение бланков ТПО, ДТПО, их формирование в электронных носителях, а равно их аннулирование и выдача новых ТПО, ДТПО, отнесены к исключительной компетенции таможенных органов, на плательщика не может быть возложена не предусмотренная Порядком N 288 обязанность по инициированию отдельной процедуры корректировки и аннулирования ТПО, ДТПО, до его обращения в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных платежей, администрирование которых осуществляется последним, коль скоро такие действия может осуществить только таможенный орган, в том числе в случае получения сведений об ошибочной уплате плательщиком сумм таких платежей, вне зависимости от формы их предоставления.
Следовательно, обязанность по исчислению и уплате утилизационного сбора по ввезенному на территорию РФ транспортному средству общество исполнило в полном объеме.
Основаниями для возврата плательщику утилизационного сбора являются уплата (взыскание) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащего уплате, а также ошибочная уплата утилизационного сбора.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих право общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленном размере, материалами дела подтверждается право общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 5 589 000 рублей, расчет которого судом проверен, признан обоснованным.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения части 1 статьи 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании статьи 333.37 НК РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.2021 по делу N А51-20190/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20190/2020
Истец: ООО "СТАРТРАК"
Ответчик: Уссурийская таможня